Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать проблемы глобализации на современном этапе.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
выяснить причины возникновения глобальных проблем экономической цивилизации;
рассмотреть пути решения глобальных проблем.
В работе использовались учебные пособия по мировой экономике, макроэкономике, теории финансов, международным экономическим отношениям отечественных и зарубежных авторов, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
При подготовке курсовой работы применялись статистические и аналитические методы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 5
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ 9
2.1 Разружение ради развития 13
2.2 Взаимосвязь народнохозяйственных проблем и природного базиса.. 15
2.3 Управление природопользованием………………………………….......18
2.4 Проблема продовольствия и пути её решения……………………….21
3. ПРОБЛЕМЫ НТП И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ. 26
4. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ……. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Что касается основных путей решения глобальной продовольственной проблемы, то их можно свести к четырем направлениям:
Тут надо заметить, что в основе аграрного успеха передовых продовольственных держав лежит так называемая зеленая революция – процесс мощного подъема сельскохозяйственного производства путем его комплексной механизации, автоматизации, широкого применения химических и иных средств защиты растений и животных, стимуляторов роста, внедрения высокопродуктивных их видов, био- и других новейших технологий.
Нехватка продовольствия на планете приобретает все большую остроту. Чтобы человечество могло прокормить себя, надо устроить производство продуктов питания. По мнению экспертов в области сельского хозяйства, при данном уровне развития науки и производства это нереально. Необходимо мощное развитие биотехнологий.
Исходя из уровня обеспеченности продовольствием, в мире можно выделить четыре специфические зоны.
Первая
зона – индустриальные зоны капиталистического
мира: Западная и Северная Европа, Северная
Америка и Япония. Это регионы
избытка высококачественного
Вторая
зона – это районы Юга Европы
и передней Азии, в том числе
Греция, Португалия, Турция, а также
большинство стран Латинской
Америки, страны АСЕАН, в которых
уровень продовольственной
Третья зона – страны Восточной Европы и бывшего СССР, а также Индия, Египет, Индонезия, где, по оценкам ВОЗ ООН, отклонения продовольствен-ного обеспечения от нормы находятся на «допустимом» уровне.
Четвертая
зона – это развивающие страны,
где большинство населения
Реальные
возможности
Большой потенциал имеет бывший СССР: обширнейшие территории, различные климатические зоны для возделывания большинства видов земледельческих культур и ведения эффективного животноводства.
В
развивающихся странах проблема
продовольствия обостряется в связи
с быстрым ростом населения. Ее решение
тесно связано с преодолением
экономической и научно-
Общая численность людей во всем мире, страдающих от острого голода, все увеличивается и к концу ХХ века достигла около 1 млрд. чел. Это явление носит постоянный и массовый характер.
Решить
проблему нехватки продовольствия и
голода можно только путем крупных
социальных преобразований, прежде всего,
проведением демократической
Глобальная
продовольственная проблема становится
все более сложной и
НТР
оказывает сложное и
Важный
аспект НТП – его циклический,
неравномерный характер, усиливающий
социально-экономические
Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТП, является проблема образования. Однако без колоссальных изменений, которые произошедших в сфере образования, невозможны были бы ни НТП, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.
Несмотря на успехи в науке, культуре в отдельных странах, мир целиком, по существу, оставался неграмотным, и подавляющее большинство его населения не умело ни читать, ни писать. Только в ХХ в. во всем мире было предпринято мощное наступление на неграмотность в целях ее ликвидации.
В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают.
Проблемой
для слаборазвитых стран
Общей
для всего мира проблемой образования
является необходимость его
В
мировой науке и практике сложились
разные подходы к анализу глобальных
проблем: технологический и социально-
Глобальные
проблемы развития человечества не обособлены
друг от друга, а действуют в единстве
и во взаимосвязи, что требует
кардинально новых, концептуальных
подходов к их решению. На пути решения
глобальных проблем возникает ряд
преград. Предпринимаемые меры для
их решения часто блокируются
экономической и политической гонкой
вооружений, региональными, политическими
и военными конфликтами. Глобализации
в ряде случаев замедляется
Необходимые
предпосылки и возможности
Глобализация экономики консолидируется с ее устойчивым развитием. В настоящее время теоретиков, государственных деятелей, политиков в большей степени занимают не проблемы темпов роста, а проблемы устойчивого развития экономики, ибо стабильность обеспечивает гарантию экономического прогресса общества.
Глобализация или устойчивое развитие не являются чем-то принципиально новым в истории общества, наоборот, то и другое является одним из самых древних принципов природы, которым человек должен следовать в силу развития заложенных в нем самой природой закономерностей, состоящих в соблюдении симметрии явлений природы.
Проблемы глобализации занимали еще древних греков, причем они рассматривали ее самых что ни есть гигантских масштабах: Земля, Космос, Вселенная, Универсум трактовались ими как звенья единого целого единой системы. Последующие научные исследования показали глобальность происходящих на Земле процессов и явлений, их взаимосвязь. Была выявлена глобальность заселения Земли бактериями, распространения на земном шаре растений, насекомых, млекопитающих, распространения болезней, глобально, например, вымирание на Земле целых видов животных (мамонтов, ящуров т. д.). Биосфера Земли – глобальное явление, образованное связью процессов, происходящих в живой и неживой природе. Но наиболее наглядно процесс глобализации проявляется в растении человека по всему земному шару и его попытка колонизации других миров и планет Солнечной системы. Свой путь устойчивого развития он ищет очень давно – с тех самых пор, как стена мрака вокруг костра отгородила его от всей остальной природы. Сила человека оказалась в его сознании, в его способности созерцать, творить и создать. Именно в создании человека объединилась способность разъединения, распределения окружающего мира на отдельные понятия, вещи, явления и способность нового объединения, неприродного синтеза результатов. Но и бесконечная целостность природы, ее гармония были унаследованы психическим миром человека в виде проявления духа как стремления к гармонии человека с собой, с другими людьми и с миром. Эти способности к бесконечной комбинатике отношений, помножены на бесконечное разнообразие индивидуальностей, дали начало формированию мира – мира человека. Благодаря способности к творчеству, создавая нечто качественное новое, то, чего не существует в природе, человек смог оторваться от диктата отношений, навязываемых ему окружающей природой, и стал формировать эти отношения самостоятельно. Новые отношения породили и новый этап эволюции – социальную эволюцию человека и человеческих обществ. Социальная эволюция выработала свои устойчивые стереотипы, каковыми явились государство, институты рыночных отношений, информация с ее возможностью передачи знаний последующим поколениям. Причем эти социальные отношения приобрели глобальное распространение.
Информация
усилила процесс глобализации, но
сказалась на ней неоднозначно, ибо
изначально приняла двухполюсный характер,
быстрое распространение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития. Действительно, все более важное значение приобретают проблемы природной среды и ее воспроизводства, религиозные, моральные, философские ценности, проблемы безопасности и мира и др.
Информация о работе Проблемы глобализации на современном этапе