Проблемы формирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь и выявления его проблемных сторон.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

определение понятия ценных бумаг;
рассмотрение видов и типов ценных бумаг;
исследование основных теоретических аспектов организации рынка ценных бумаг;
формирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
анализ исследования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
выявления перспектив развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь и его основные проблемы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

1 ОСНОВНЫЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ) АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.................................................................................................. 6

Понятие и экономическая природа ценных бумаг.......................................... 6
Типы и виды ценных бумаг.............................................................................. 8
Понятие, сущность и структура рынков ценных бумаг................................. 13
АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ........... 19
2.1 Формирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь...................... 19

2.2Анализ состава, структуры рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.. 22

3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ , ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ......... 33

3.1 Проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь................................ 33

3.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь......... 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

главный.docx

— 99.44 Кб (Скачать)

     В настоящее время развитию рынка  ценных бумаг Беларуси препятствуют: 

  • высокая ставка налогообложения доходов (40%), полученных юридическими лицами от операций c ценными бумагами (при ставке налога на прибыль 24%). 21 января 2007 г. утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008—2010 гг., которая в числе мероприятий по ее реализации предполагает решение этой проблемы путем уравнивания налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами со ставкой налога на прибыль;
  • ограниченное количество акций, находящихся в свободном обращении. Государству, владеющему на сегодняшний день более 70% акций в акционерном капитале, необходимо разрабатывать концепцию эффективного управления государственной собственностью;
  • низкий уровень инвестиционной культуры населения. Физические лица (зачастую и юридические лица) не готовы еще выступать инвесторами,
  • становиться кредиторами на финансовом рынке, а не только быть вкладчиками в банки;
  • узкий спектр обращающихся на рынке ценных бумаг инструментов;
  • ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях;
  • высокий удельный вес (72,5 процентов) АО с долей госсобственности;

      Таким образом, на практике акции не выполняют  своей основной функции по привлечению  дополнительных денежных ресурсов.

     Для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной  правовой базы по следующим направлениям:

- оптимизация  доли государства в акционерном  капитале;

- снятие ограничений  на отчуждение акций;

- отмена преимущественного  права государства на приобретение  долей (акций) в уставных фондах  приватизированных предприятий,  пользующихся различными формами  господдержки;

- освобождение  доходов АО, полученных при размещении  ими акций по цене выше номинальной  стоимости, от уплаты налогов  и сборов;

- поэтапное совершенствование  системы налогообложения доходов  от операций а акциями и  облигациями.

     Для развития рынка облигаций юридических  лиц необходимо:

- изменить порядок  налогообложения доходов, полученных  от операций с облигациями;

- определить  единый порядок отнесения затрат  эмитента при выплате доходов  по облигациям и заемщика при  уплате процентов по кредитам;

- активизировать  работу с потенциальными эмитентами  и инвесторами посредством подготовки  правового акта ненормативного  характера по применению инструментов  фондового рынка в привлечении  инвестиций.

      В целом можно сказать, что основные проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь уже четко сформулированы, остается лишь найти решение этим проблемам и реализовать эти  решения в жизни. Непосредственно  решатся они будут через постановления  государственных органов управления.   

3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     Дальнейшее  развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь определено следующими документами:

  • Концепцией функционирования и развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь, главная цель которой состоит в определении и создании необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством, и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг;
  • Концепцией формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь, направленной на создание эффективной и прозрачной системы клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами всех видов;
  • Программой развития электронной торговли на фондовом рынке Республики Беларусь, согласно которой все сделки на биржевом и внебиржевом вторичном рынке заключаются через систему удаленных торговых терминалов, доступ к которым имеют все профессиональные участники национального фондового рынка;
  • Планом мероприятий по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, основной целью которого является создание благоприятного инвестиционного климата на всех сегментах финансового рынка.

     Основные  направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную  перспективу изложенных в Программе  развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008- 2010 годы, утвержденные постановлением Совмина  и Нацбанка от 21.01.2008 №78 /1. Ее реализация должна создать необходимые условия  для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка  ценных бумаг как составной части  финансового рынка в нашей  стране, регулируемого государством и интегрированного в мировой  рынок капитала, способствующего  привлечению инвестиций.

     В программе мы видим, что сегодня в Беларуси создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь между долгосрочными темпами экономического развития и уровнем развития рынка ценных бумаг, который способствует:

- росту объемов  общественного производства за  счет повышения эффективности  перераспределения капитала в  рамках национальной экономики;

- развитию высокотехнологичных  отраслей и организаций;

- привлечению  в экономику долгосрочных инвестиционных ресурсов;

- снижению стоимости  ресурсов для развития реального  сектора экономики;

- своевременной  адаптацией национальной экономики  к изменяющимся внешним условиям  развития.

     Жаль  только, для Беларуси все это почему-то стало важным лишь сегодня, а не лет 10 или 20 назад, когда вариантов существенно повлиять экономику через рынок ценных бумаг было гораздо больше. Теперь же государство намерено осуществлять регулирующую функцию в целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к этому рынку и обеспечения его динамичного развития.

     В результате осуществления мероприятий  по реализации Программы ожидается  активизация процесса привлечения  ресурсов, что выразится:

- в увеличении  объема выпуска облигаций юридических лиц в 2008- 2010 г. на 100 процентов с последующим ежегодным увеличением на 20 процентов;

- в получении  кредитных рейтингов эмитентов;

- в увеличении  к 2010 году доли акций ведущих  организаций республики и акций,  находящихся в свободном обращении;

- в увеличении  объемов вторичного рынка корпоративных  ценных бумаг до 5 процентов к  ВВП;

- в появлении  возможности расчета капитализации  рынка ценных бумаг, основанной  на рыночных ценах, сложившихся  в ходе биржевых торгов, за  счет активизации процесса обращения  этих бумаг;

- в снижении  нагрузки на бюджет путем сокращения  различных форм господдержки  организациям и расширения практики  привлечения инвестиций с использованием  инструментов рынка ценных бумаг;

- в увеличении  бюджетных поступлений за счет  расширения состава плательщиков  налога на доходы от операций  с этими бумагами.

     В условиях острейшей необходимости  модернизации производства белорусских  предприятий развитие фондового  рынка может стать тем источником финансовых ресурсов, который позволит преодолеть существующий кризис недостаточного инвестирования. Даже при условии  существования полноценного рынка  ценных бумаг вполне возможно, что  средства потенциальных инвесторов не поступят на фондовый рынок. Это  может происходить по тем причинам, которые являются следствием взаимосвязи  трех составляющих финансового рынка.

     Во-первых, средства могут быть использованы на потребление. Основную часть инвестиций на фондовый рынок поставляет население. Если население имеет доходы, превышающие  его расходы на потребление, то инвестиции увеличиваются наоборот. Увеличение занятости, рост заработной платы, снижение налогов способствует притоку капитала на фондовый рынок. Однако высокий уровень  инфляции может привести к тому, что практически все средства населения будут использованы на потребление.

     Во-вторых, инвесторы вместо биржевых активов  могут отдать предпочтение любым  другим способам использования средств. Конкуренция существует не только между  реальными инвестициями и финансовыми  вложениями, но и внутри секторов финансового  рынка, например вложение средств в  валюту, на депозиты в банк или для  приобретения биржевых активов.

     В-третьих, доходы могут быть инвестированы  за границей, а такой инвестор становится международным. Выбор страны для  инвестиций определяется базовыми рыночными  законами и обусловлен социально-политическим или экономическим климатом в  рассматриваемой стране, налоговой  политикой правительства и т.д.

     Тот факт, что процесс формирования фондового  рынка в Беларуси уже затянулся  на много лет, позволяет сделать  вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень  сложная и тяжело преодолимая  проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных  органов и предприятий, подавляющая  часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма  по поводу бурного развития фондового  рынка в ближайшем будущем.

     Фондовый  рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с  совершенной конкуренцией. Государство  должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка. Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство  государственных органов равносильно  нарушению естественного баланса  сил спроса и предложения. Последствия  таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее можно с достаточной  уверенностью утверждать, что государственное  регулирование экономики будет  носить скорее негативный т.е. ограничительный  характер, что особенно справедливо  для развивающихся экономик, где  отсутствуют сильные экономические  традиции и устои.

     Причиной  потенциально негативного характера  государственного регулирования является так называемая «диалектика регулирования». Предпосылками противостояния участников рынка и государственных органов  являются различные цели их деятельности. Деятельность регулирующих органов, как правило, направлена на обеспечение безопасности, стабильности, в то время как участники рынка ставят своей максимизацию каких-либо показателей доходов, размера и т.д. при условии ограничения и ищут «дырки» в законах. Регулирующие органы реагируют на эти действия, закрывая существующие недостатки законодательства. Несмотря на тот факт, что эта борьба стимулирует финансовые инновации, выгоды и стоимость регулирования очень тяжело оценить, поскольку выгоды очевидны в краткосрочном периоде, а полная оценка убытков и потерь от регулирования требует намного больше времени.

     Для оздоровления экономики необходимы смена экономических приоритетов  и переход к использованию  стимулирующих методов, таких, как  налоговые льготы для инвесторов, бюджетная поддержка при развитии стратегических направлений экономики  и т.д. Очень важно также предоставить возможность населению легализировать денежные средства в иностранной  валюте. Для успешного решения  данного вопроса целесообразно  разрешить гражданам зарегистрировать свои валютные средства без указания на источник их поступления, т.е. без  налоговых и штрафных санкций.

     На  начальном этапе своего развития фондовый рынок, безусловно, будет иметь  спекулятивный характер. Это объективный  закон, свойственный человеку, а не каким-либо искусственным механизмам. Лишь после появления участников рынка доверия к системе рынка, его организации, качеству государственного контроля и т.д., рынок ценных бумаг  будет приобретать инвестиционный характер.

     В целом проведенный анализ позволяет  сделать выводы о том, что белорусский  фондовый рынок испытывает большое  количество разнообразных по своему характеру и влиянию проблем. Фактически единственным полноценным  финансовым инструментом на белорусском  рынке ценных бумаг являются государственные облигации. Однако и этот сегмент рынка испытывает достаточно серьезные трудности.

     Последние несколько лет государственные  органы власти и управления занимают более активную позицию в отношении  национального фондового рынка  по сравнению с предыдущим периодом существования рыночной экономики. Целенаправленная государственная  поддержка позволяет ожидать  в ближайшее время существенных изменений в сфере ценных бумаг. Однако только после разрешения целого комплекса проблем рынок ценных бумаг может стать полноценным  механизмом привлечения и заимствования  финансовых ресурсов субъектами хозяйствования различных форм собственности, а  также государственными органами власти и управления.

Информация о работе Проблемы формирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь