Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:54, курсовая работа
Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. В основе этого неравенства лежат различия в оплате труда, которые, по данным Госкомстата РФ, превышают дифференциацию доходов в два раза. Росту неравенства, в известной мере, противостоят социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение доходов, которые несколько выравнивают доходную обеспеченность людей. В свою очередь, различия в заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.
Введение 3
Глава 1. Показатели доходов 5
1.1. Определение, виды и показатели доходов 5
1.2.Сущность и причины бедности 7
1.3. Показатели (измерители) уровня бедности 11
Глава 2. Проблемы бедности в Российской федерации 23
2.1. Система социальной защиты и ее развитие в России 23
2.2. Социальная политика в обеспечении сокращения бедности в
российских условиях 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Обращает на себя внимание тот факт, что более четверти бедного населения – это россияне в возрасте 16-30 лет, т.е. наиболее социально активная группа населения. Кроме того, это единственная группа, доля которой в половозрастной структуре бедного населения постоянно увеличивается с 1992 года. Таким образом, среди бедных все больше становится людей молодых – людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. Причем соответствующая динамика более чем устойчивая и многолетняя (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика доли молодежи 16-30 лет в структуре населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Увеличение бедных среди молодежи нуждается в объяснении причин столь тревожного явления. Тот факт, что именно к данной возрастной категории относятся студенты вузов, получающие стипендии в размерах, гарантирующих им нахождение ниже черты бедности, заставляет обратить внимание на рост численности студентов. Соответствующая динамика впечатляет: если в 1990 году в России насчитывалось 2,8 млн. студентов, то в 2006 году их стало уже 7,8 млн. (рост в 2,8 раза). А вот предположение о том, что растущая доля молодежи среди бедных объясняется также ростом безработицы в данной категории населения, не находит подтверждения. Если число безработных в возрасте до 29 лет в 1992 году составляло 48,5% от общей численности безработных, то в 2006 году этот показатель составил 45%.
Необходимо также отметить тот факт, что вопреки сложившемуся мнению, пенсионеры среди бедных составляют отнюдь не самую многочисленную группу. Суммарно женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет составляли в 2006 году 13,1% (8,7%+3,4% соответственно) от общего числа бедных.
Кроме того, необходимо учитывать, что для данной категории граждан установлена более низкая величина прожиточного минимума. По-видимому, дело в том, что трудоспособное население гораздо в большей степени скрывает свои «теневые» доходы по сравнению с пенсионерами, у которых, к тому же, их меньше. Вот и получается, что пенсионеры с их официальными пенсиями, позволяющими балансировать на грани прожиточного минимума, выглядят чуть ли не самой обеспеченной прослойкой населения.
Показатель количества граждан, проживающих за чертой бедности, существенно варьируется не только в зависимости от пола и возраста, но и в зависимости от региона. Межрегиональные различия связаны как с различиями в суммах располагаемых денежных доходов жителей той или иной области и с разной стоимостью жизни (установленным в регионе прожиточным миниму-
мом, уровнем потребительских цен), так и с общим уровнем социально - экономического развития того или иного региона.
Таблица 4
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (выборочно, по регионам, 2006 год)6
Регион |
доля населения, % |
Ингушетия |
57,4 |
Ивановская область |
35,2 |
Эвенкийский АО |
25,0 |
Ямало-Ненецкий АО |
7,0 |
Ханты Мансийский АО |
7,9 |
Тюменская область |
11,5 |
Санкт-Петербург |
9,7 |
Свердловская область |
12,2 |
… |
… |
Москва |
13,5 |
Так, по результатам 2006 года в Ингушетии практически 57,4% жителей признаны официальной статистикой абсолютно бедными, в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе таковых насчитывалось лишь 7% населения (табл.4).
И такая раскладка
вполне закономерна. Ведь Ингушетия
относится к кризисным
Регионы с относительно невысокой численностью населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (Санкт-Петербург и Москва, Тюменская и Свердловская области), в основном, относятся к благополучным регионам с высоким потенциалом экономического развития.
При оценке реального
количества бедного населения
Анализ динамики реальных денежных доходов населения.
Важным и объективным показателем, характеризующим уровень жизни населения, являются реальные располагаемые денежные доходы (табл. 5).
Таблица 5
Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, в % к предыдущему году7
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь | |
2005 |
58,4 |
119,5 |
110,4 |
104,1 |
92,8 |
107 |
100,6 |
97,2 |
106,9 |
99,9 |
102,4 |
2006 |
54,4 |
117,9 |
110,7 |
104,3 |
100,2 |
106,5 |
97,1 |
101,9 |
98,4 |
102,1 |
103,2 |
2007 |
52,2 |
122,7 |
105,9 |
104,8 |
100 |
105,2 |
100,3 |
100,5 |
100,7 |
100,1 |
107 |
2008 |
50,6 |
125,4 |
100,2 |
110,2 |
94,7 |
105 |
102,5 |
102,6 |
92,6 |
99,6 |
102,2 |
2009 |
53,7 |
134,6 |
103,1 |
107,5 |
96,9 |
103 |
97,1 |
96 |
103,7 |
106,3 |
96,8 |
2010 |
55,1 |
122,3 |
103 |
108,8 |
93,3 |
104,9 |
100 |
94,6 |
100,2 |
105 |
99,8 |
2011 |
51,3 |
128 |
100 |
Потребительские расходы по группам населения.
Существенные отличия в структуре потребительских расходов наблюдаются по группам населения с различным уровнем доходов (табл. 6)
Таблица 6
Структура потребительских расходов домашних хозяйств по группам населения с различным уровнем доходов в 2006 г. (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах к итогу)8
|
Группы населения в зависимости от уровня доходов | ||||
первая (с наимень-шими доходами) |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая (с наиболь-шими доходами) | |
Потребительские расходы - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по группировкам в соответствии с КИПЦ - ДХ: |
|
|
|
|
|
продукты питания |
49,7 |
45,1 |
39,3 |
31,3 |
22,3 |
алкогольные напитки, табачные изделия |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
2,9 |
2,6 |
одежда и обувь |
8,9 |
10,0 |
11,5 |
11,7 |
10,8 |
жилищно-коммунальные услуги, топливо |
16,6 |
14,6 |
12,6 |
10,8 |
11,2 |
предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за домом |
3,0 |
3,9 |
5,2 |
8,4 |
9,0 |
здравоохранение |
2,0 |
2,3 |
2,8 |
3,4 |
3,2 |
транспорт |
4,9 |
6,4 |
7,4 |
9,9 |
18,6 |
связь |
3,8 |
4,3 |
4,7 |
4,6 |
3,3 |
организация отдыха и культурных мероприятий |
2,8 |
3,2 |
5,0 |
6,8 |
8,1 |
образование |
0,7 |
1,5 |
2,0 |
2,7 |
1,9 |
гостиницы, кафе и рестораны |
0,8 |
1,3 |
1,7 |
2,3 |
3,7 |
другие товары и услуги |
4,2 |
4,7 |
5,0 |
5,2 |
5,3 |
По данным Росстата, в
структуре потребительских
Анализ потребительских расходов по группам населения со всей очевидностью подтверждает тот факт, что бедные в сравнении с богатыми больше тратят на товары первой необходимости и, в первую очередь, на продукты питания.
Глава 2. Проблемы бедности в Российской федерации
2.1 Система
социональной защиты и её
Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.
Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах. (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств – за счет прибылей предприятий).
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.
Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Информация о работе Проблемы бедности в Российской Федерации