Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:54, курсовая работа
Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. В основе этого неравенства лежат различия в оплате труда, которые, по данным Госкомстата РФ, превышают дифференциацию доходов в два раза. Росту неравенства, в известной мере, противостоят социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение доходов, которые несколько выравнивают доходную обеспеченность людей. В свою очередь, различия в заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.
Введение 3
Глава 1. Показатели доходов 5
1.1. Определение, виды и показатели доходов 5
1.2.Сущность и причины бедности 7
1.3. Показатели (измерители) уровня бедности 11
Глава 2. Проблемы бедности в Российской федерации 23
2.1. Система социальной защиты и ее развитие в России 23
2.2. Социальная политика в обеспечении сокращения бедности в
российских условиях 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
За реформирование отечественной экономики самую высокую цену заплатили именно беднейшие слои населения, поскольку такие наиболее употребляемые продукты питания, как хлеб и молоко, за 1993-2000гг. подорожали в 40-49 тыс. раз, а пенсионные выплаты увеличились лишь в 7 тыс. раз, минимальная заработная плата- в 2 тыс. раз.
Бедность стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и для значительной части интеллигенции в трудоспособном возрасте, занятых на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств для ее простого воспроизводства.
Основные причины бедности:
Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:
В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность:
1.3 Показатели (измерители) уровня бедности
В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности3: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).
Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).
Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.
Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.
Показатели уровня и границ бедности.
I. Пороговые показатели:
1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г). Включает:
2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах – органами исполнительной власти субъектов РФ.
Для количественной оценки бедности (и социальной дифференциации в целом) используется также более широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.
В России минимальный потребительский бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание-46,1%, непродовольственные товары-39%, услуги-43,2%, налоги и сборы-2,7%. Отличие минимального потребительского бюджета от прожиточного минимума состоит в более высокой доле расходов на непродовольственные товары и услуги и соответственно более низкой доле расходов на питание.
Рациональный потребительский бюджет был разработан в начале 90-х гг. в качестве идеальной модели и отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Структура рационального потребительского бюджета в России: продукты питания- 30%, непродовольственные товары-47%(из них ткани, одежда, обувь-29%, мебель, предметы культуры и быта-18%, прочие товары-9%) и все услуги-23%.
II. Показатели масштабов бедности:
1. Коэффициент бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.
2. Коэффициент крайней бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.
3. Дефицит денежных доходов населения – суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимума:
,
где n – число домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;
mi – число членов i-го домохозяйства;
cmin i – среднедушевая
величина прожиточного
di – среднедушевой
доход i-го домохозяйства,
4. Индекс глубины бедности:
,
где S - общая численность обследованного населения;
(cmin i – di): cmin i – относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.
Глубина бедности характеризует среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.
5. Индекс остроты бедности:
- средний промежуток низкого дохода, возведенный в квадрат и отнесенный к общему количеству семей в выборке по данному региону. Придает больший вес дефициту доходов более бедных семей.
Величина прожиточного минимума.
Оценка Росстата величины прожиточного минимума в 2006 году в целом на основе поквартальных данных составила 3422 руб. Таким образом, если рассматривать весь 2006 год, то 21,6 млн человек жили за абсолютной чертой бедности (15,3% населения). По сравнению с 2005 годом, численность абсолютно бедного населения сократилась на 3,6% (на 2,4 млн человек).
Таблица 1
Величина прожиточного минимума в 2005-2010 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)4
Год |
Кварталы | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
2005г |
|
||||
Все население в том числе: |
3018 |
2910 |
3053 |
3047 |
3060 |
трудоспособное |
3255 |
3138 |
3290 |
3288 |
3302 |
пенсионеры |
2418 |
2332 |
2449 |
2440 |
2450 |
дети |
2896 |
2795 |
2937 |
2921 |
2931 |
2006г |
|
||||
Все население |
3422 |
3374 |
3443 |
3434 |
3437 |
в том числе: | |||||
трудоспособное |
3695 |
3640 |
3717 |
3709 |
3714 |
пенсионеры |
2731 |
2703 |
2747 |
2736 |
2739 |
дети |
3279 |
3234 |
3301 |
3292 |
3290 |
2007г |
|||||
Все население |
3847 |
3696 |
3809 |
3879 |
4005 |
в том числе: | |||||
трудоспособное |
4159 |
3993 |
4116 |
4197 |
4330 |
пенсионеры |
3065 |
2950 |
3033 |
3085 |
3191 |
дети |
3679 |
3536 |
3647 |
3704 |
3830 |
2008г |
|||||
Все население |
4593 |
4402 |
4646 |
4630 |
4693 |
в том числе: | |||||
трудоспособное |
4971 |
4755 |
5024 |
5017 |
5086 |
пенсионеры |
3644 |
3508 |
3694 |
3660 |
3712 |
дети |
4389 |
4218 |
4448 |
4418 |
4472 |
2009г |
|||||
Все население |
5153 |
5083 |
5187 |
5198 |
5144 |
в том числе: | |||||
трудоспособное |
5572 |
5497 |
5607 |
5620 |
5562 |
пенсионеры |
4100 |
4044 |
4129 |
4134 |
4091 |
дети |
4930 |
4857 |
4963 |
4978 |
4922 |
2010г |
|||||
Все население |
5688 |
5518 |
5625 |
5707 |
5902 |
в том числе: | |||||
трудоспособное |
6138 |
5956 |
6070 |
6159 |
6367 |
пенсионеры |
4521 |
4395 |
4475 |
4532 |
4683 |
дети |
5489 |
5312 |
5423 |
5510 |
5709 |
Таблица 2
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
||||||
млн. человек |
25,2 |
21,5 |
18,7 |
18,9 |
18,5 |
18,5 |
в процентах от общей численности населения |
17,7 |
15,2 |
13,3 |
13,4 |
13,2 |
31,1 |
Анализ структуры населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Если взглянуть на половозрастной состав населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, то оказывается, что в 2006 году, по данным Росстата, 65,7% абсолютно бедных россиян – это граждане трудоспособного возраста (мужчины и женщины с 16 до 59 или 54 лет соответственно) (табл. 3).
При этом, начиная с посткризисного 1999 года, их доля в структуре населения с доходами ниже величины прожиточного минимума стабильно возрастает.
Таблица 3
Распределение населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрастным группам, в % к итогу.5
1992 |
1994 |
1997 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Все население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
дети в возрасте до 16 лет |
28,3 |
29,8 |
30,1 |
24,4 |
22,7 |
21,9 |
21,8 |
21,2 |
молодежь от 16 до 30 лет |
17,7 |
19,3 |
19,5 |
22,9 |
25,2 |
26,1 |
25,6 |
25,6 |
женщины от 31 до 54 лет |
17,4 |
20,1 |
21,8 |
21,3 |
21,5 |
21,4 |
21,2 |
21,1 |
мужчины то 31 до 59 лет |
16,8 |
19,7 |
18,7 |
18,2 |
18,5 |
18,7 |
18,7 |
19 |
женщины старше 55 лет |
15,2 |
9 |
7,9 |
8,7 |
8,7 |
9,1 |
9,5 | |
13,2 | ||||||||
мужчины старше 60 лет |
4,6 |
2,1 |
2 |
3,4 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
Информация о работе Проблемы бедности в Российской Федерации