Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 14:24, реферат
В настоящее время проблема неплатежей во многих отраслях и сферах экономики решена, кризис преодолен, проблема неплатежей утратила свою актуальность. Современная экономика представляет собой широко разветвленную систему отношений между хозяйствующими субъектами и другими участниками формирующегося рыночного хозяйства. Развитие и воспроизводство этих отношений совершается на основе денежных платежей, являющихся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Воспроизводственный процесс характеризуется сбалансированностью потоков товаров и ресурсов с потоками денежных платежей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
1. ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ В РФ В 90-Х ГОДАХ……………………..
2. ПРОБЛЕМА НЕПЛАТЕЖЕЙ……………………………………………..
3. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА НЕПЛАТЕЖЕЙ……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Необходимо
расширить сферу денежного
1. Предварительная оплата представляет собой форму расчетов, при которой покупатель перечисляет платежи продавцу до отгрузки товаров или оказания услуг.
На практике применяют две разновидности предоплаты:
отпуск товаров или оказание услуг после документального подтверждения перечисления денежных средств (копия платежного поручения, заверенная печатью банка);
отпуск товаров или оказание услуг только после поступления на банковский счет поставщика или исполнителя денежных средств, перечисленных в порядке предоплаты.
Предоплату можно признать состоявшейся, если деньги фактически поступили на банковский счет поставщика.
2. Авансовые платежи представляют собой такую форму расчетов между продавцом и покупателем, при которой покупатель предварительно оплачивает продавцу определенную, согласованную между ними часть стоимости товара (услуги), подлежащего поставке; а окончательные расчеты между сторонами осуществляются после фактической отгрузки (поступления) товара (оказания услуги).
Авансовые платежи - более гибкая форма расчетов, чем предварительная оплата, так как покупателем перечисляется только часть стоимости товара, который подлежит поставке.
Авансовые платежи представляют определенный риск для покупателя, ибо он обязан перечислить некоторую сумму денег до начала поставок. Однако в связи с этим стоит рассмотреть более гибкий и безопасный для покупателя вариант, когда аванс перечисляется не непосредственно поставщику, а третьему лицу, которому доверяют и покупатель, и продавец. И только после фактической поставки указанный аванс перечисляется продавцу. Для продавца этот вариант надежен потому, что он уверен, что деньги, составляющие аванс, перечислены покупателем и забронированы третьей стороной; а для покупателя указанный вариант представляет интерес потому, что в случае, если поставщик не выполнит свои обязательства, то перечисленный покупателем аванс будет в гарантированном порядке ему возвращен.
Вместе с тем, авансовые платежи, так же как и предоплата, означают для покупателя временное изъятие капитала из оборота, поэтому они не выгодны для покупателя и, наоборот, предпочтительны для продавца, получающего до осуществления поставок определенную часть стоимости подлежащего продаже товара.
3. Аккредитивная форма расчетов предполагает оплату отгруженных товаров по месту нахождения продавца за счет средств, депонированных в обслуживающем покупателя банке, на условиях, предусмотренных в заявлении на выставление аккредитива.
Аккредитив дает покупателю уверенность, что деньги на расчетный счет продавца будут зачислены только после поставки товара по указанному в договоре адресу. В отличие от предоплаты и аванса при аккредитиве продавец, может использовать отправленную сумму денег только после отгрузки товара, что безусловно стимулирует его соблюдать условия договора. При непоставке (недопоставке) товара деньги в безоговорочном порядке будут возвращены покупателю. При аккредитивной форме расчетов продавец полностью уверен, что деньги перечислены, так как они находятся в обслуживающем продавца банке.
Открытие аккредитива представляет собой, как выше отмечалось, бронирование средств покупателя в банковском учреждении, обслуживающем продавца. Поэтому продавец получает выручку за проданный товар после его отгрузки и именно в это время у него возрастает налогооблагаемая база.
В то же время покупатель, открывая аккредитив, иммобилизует свои оборотные средства, не уменьшая налогооблагаемой базы. С этой точки зрения, аккредитивная форма расчетов менее выгодна для покупателя, чем предварительная оплата или авансовые платежи.
4. Чековая форма расчетов предполагает оплату товаров, работ и услуг с использованием чеков. Чек - есть платежный документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать (перечислить) указанную в нем сумму денег с текущего счета лица, подписавшего чек (чекодателя) на счет другого лица (чекодержателя). Чеки используются в виде чековых книжек и являются разновидностью денег, применяемых для безналичных расчетов с бессрочных вкладов.
Несмотря на внешнюю схожесть оплаты наличными и чеками, между этими двумя формами расчетов имеются существенные различия. Если оплата наличными абсолютно гарантирована, то передача чека чекодателем чекодержателю еще не означает факта действительной оплаты и перечисления денег со счета должника на счет кредитора, ибо фактическое перечисление денег зависит от наличия денежного покрытия переданного чека, т.е. наличия соответствующих денежных средств на банковском счете чекодателя в момент сдачи чека чекодержателем в банк для погашения.
Для России получение гарантий представляло сложную проблему, поскольку многие банки и другие финансовые организации не сформировали свой имидж первоклассных, так же как крупные и известные промышленные предприятия, которые могли бы стать гарантами, сами находились в сложном финансовом положении.
5. Страхование от непоступления или от несвоевременного поступления платежей представляет собой особый вид страхования коммерческого риска, при котором продавец товаров и услуг старается обезопасить себя от неполучения или несвоевременного получения платежей в результате наступления страхового случая.
Преимущества и недостатки страхования от неплатежей. Преимущество страхования от неплатежей состоит в гарантированности платежей и погашении убытков продавца от несвоевременной оплаты поставленной продукции, так как контрагентом по страхованию является страховая компания, располагающая крупными финансовыми активами.
Недостаток данной формы сокращения просроченной задолженности заключается в необходимости внесения страховых платежей и сложности договорных отношений.
6. Вексельная форма предполагает осуществление расчетов с использованием векселей. Вексель - есть письменное долговое обязательство. Различают два основных вида векселей: простой (вексель – соло) и переводный (тратта).
Простой вексель - есть письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющим последнему право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе. При купле-продаже товаров покупатель (заемщик) оформляет и передает продавцу (кредитору) простои вексель.
Недостаток применения векселей при использовании их в расчетах за товары заключается прежде всего в том, что кроме договора поставки требуется оформление еще одного документа - векселя, для чего покупатель должен в отдельных случаях получить согласие надежного поручителя (авалиста), удовлетворяющего требованиям продавца.
По средствам векселя покупатель переносит срок оплаты полученных товаров (услуг). На такой же срок откладывается увеличение налогооблагаемой базы у продавца и уменьшение ее у покупателя. Вексельная форма расчетов дает возможность и продавцу, и покупателю регулировать срок оплаты, а следовательно, изменение налогооблагаемой базы. Таким образом, контрагенты могут оптимизировать величину налогооблагаемой базы.
7. Продажа долга с дисконтом означает продажу кредитором дебиторской задолженности со скидкой, образующей доходы покупателя этого долга. Размеры скидки зависят от:
- предполагаемого срока взыскания долга;
- действующего в данном периоде рыночного уровня депозитных ставок;
- общей суммы продаваемого долга;
- риска, связанного с возможным списанием долгов из-за признания должника несостоятельным плательщиком.
Недостатком продажи долгов для продавца является то, что он за свой проданный товар получает меньше, чем ему положено на сумму дисконта.
Главным препятствием в развитии рассмотренного способа снижения дебиторской задолженности является отсутствие опыта и знаний, типовых договоров на продажу долгов, а преимущества факторинга для продавца состоят прежде всего в высокой степени гарантии по своевременной оплате поставленных товаров, так как в роли непосредственного плательщика выступает банк. Одновременно факторинг способствует ускорению оборачиваемости оборотного капитала, сокращению затрат, связанных с взиманием задолженности, упрощению взаимоотношений с банками по взиманию долгов.
В качестве недостатка можно отметить необходимость перечисления комиссионного вознаграждения банку.
8. Факторинг – это приобретение банками и другими финансовыми организациями долгов предприятий, в частности, обязательств по оплате поставленных товаров и выполненных работ или услуг.
Факторинг предполагает оплату этих товаров банком по мере поставки при предъявлении отгрузочных документов. В дальнейшем долги с покупателей взимает та организация (банк), которая оказывает факторинговые услуги.
Сфера применения факторинга существенно сужается в периоды кризиса платежей и высоких темпов инфляции. Тем не менее, устойчивые контакты с банками, совершенствование документооборота позволяет его применять в кризисных условиях.
В результате применения факторинговых услуг продавец получает плату за товары после их отгрузки. Но эта плата меньше, чем стоимость товаров на величину комиссионного вознаграждения банку. Поэтому у продавца налогооблагаемая база увеличивается в меньшей степени, чем в том случае, если бы он получил плату непосредственно от покупателя.
Факторинг позволяет покупателю регулировать сроки платежей, а следовательно и величину налогооблагаемой базы.
9. Форфейтинг – специальная форма кредитования торговых операций, заключающаяся в покупке у продавца товаров векселей, акцептованных покупателем этих товаров. По условиям форфейтинга продавец переуступает свои требования к покупателю кредитному учреждению. Продавцу выплачивается сразу вся сумма векселей за вычетом процентов, а должник (покупатель товаров) погашает свои обязательства регулярными, обычно полугодовыми взносами. В отличии от факторинга форфейтинг предполагает переход всего риска по долговому обязательству к его покупателю (форфейтеру). Поэтому последний требует предоставления гарантий первоклассного банка от покупателя товаров.
Преимущества состоят в снижении дебиторской задолженности, улучшении структуры и ликвидности баланса продавца, ускорении оборота его капитала. К преимуществам форфейтинга следует отнести также твердость ставки кредитования, что имеет немаловажное значение в периоды быстрого роста процентных ставок, а также относительно простую процедуру оформления переуступки векселей.
Недостатком форфейтинга для продавца является необходимость уплаты процентов форфейтеру.
Влияние форфейтинга на величину налогооблагаемой базы продавца и покупателя аналогично факторингу.
Важное
значение в совершенствовании взаимных
расчетов имеет также использование
современных расчетных
Целесообразно создать региональные расчетные палаты, представляющие собой смешанные корпорации с участием администрации, коммерческих банков и предприятий. Эти палаты могли бы функционировать как уполномоченные представители Федеральной комиссии по ценным бумагам и получить определенные полномочия от Центробанка (нечто вроде федеральных резервных округов) по регулированию денежного обращения. Региональные палаты могут на себя взять обязательную регистрацию выпуска всех видов заменителей денег, а также коммерческих и банковских векселей, контроль за соблюдением правил эмиссии, обеспечением покрытия обязательств и т.д.
Кредитная экспансия необходима не только для общего оживления экономики - без нее невозможно было и решение проблемы неплатежей. Нужны меры по повышению ликвидности коммерческих банков с тем, чтобы они имели возможность направлять средства в экономику на цели расширения производства и инвестиций.