Проблема неплатежей в РФ и пути ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Причины неплатежей в РФ

Содержание

Неплатежи: понятия, причины
Понятие неплатежей
Причины неплатежей в РФ в 90 - х годах
Проблема неплатежей: реальность и последствия
Кризис неплатежей в РФ
Последствия кризиса неплатежей
Меры по преодолению кризиса неплатежей

Работа содержит 1 файл

Проблема неплатежей в РФ(курсовая работа).doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Между тем эта дилемма - либо инфляция, либо неплатежи - представляется в значительной мере искусственной. Существует третий, срединный, путь между этими двумя крайностями: умеренный, "точечный" выброс денег в экономику, в ее наиболее узкие места и вместе с тем проведение целенаправленной политики подавления главных причин инфляции. Речь идет, прежде всего, о таких аспектах этой политики, как выравнивание доходов и расходов бюджета, кредит, антимонопольное регулирование, структурные преобразования вплоть до закрытия нежизнеспособных производств, массированная поддержка мелкого и среднего предпринимательства, стимулирование притока иностранных инвестиций. Вопрос лишь в том, достаточно ли у нынешнего руководства страны понимания проблемы, профессиональной подготовленности и решимости проводить эту политику третьего пути в жизнь. [13]

     При нынешней налоговой системе - с ее ничем не оправданным уровнем  налогообложения, искусственно суженой  налогооблагаемой базой и неэффективной техникой сбора налогов - нереально рассчитывать на то, что проблемы бюджета можно решить путем нормального роста его доходной части. Вместе с тем, очевидно, что порочный круг неплатежей, основную вину за который несет государство, необходимо разорвать. Этот прорыв возможен и реален при погашении государством своих обязательств по выполненным, но неоплаченным госзаказам, по зарплате бюджетной сфере и пенсионной задолженности.

     Как на федеральном, так и на региональном уровнях надо провести очередной взаимозачет долговых требований и обязательств, что по крайней мере на время ослабит (но, естественно, не решит) проблему неплатежей, оставив лишь сальдо, для погашения которого потребуются дополнительные кредитные вливания.

     Для крупных предприятий целесообразно реструктурировать их задолженность с применение понижающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от сроков погашения долговых обязательств, и под залог их акций или принадлежащего им имущества. Цель - предоставить крупным предприятиям возможность перенести погашение долгов на срок до 3-5 - 10 лет в зависимости от их места в приоритетах структурной политики. Учитывая нынешние темпы инфляции, вполне оправданно либо списать, либо резко сократить размер недоимок по пени и штрафам. [2]

     Следует также разработать и внедрить в практику продажу дебиторской задолженности на федеральных или региональных аукционах, организовать продажу коммерческими банками "плохих" долгов их клиентов на открытых торгах, через прямые переговоры с возможными покупателями, посредством обмена долгов на акции должников. Банкротство и ликвидацию должников целесообразно применять лишь в случае крайней необходимости, когда другие методы оказываются неэффективными. Действенной мерой могла бы стать по опыту московского правительства и временная передача имущества предприятий-должников перед бюджетом в управление государственных органов на период, необходимый для извлечения с помощью этого имущества доходов, достаточных для погашения задолженности.

     Необходимо  расширить сферу денежного обращения за счет альтернативных форм расчетов, сократить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных расчетов и в перспективе - преодоления стены между наличным и безналичным оборотом, не прибегая к "хирургическим" методам. При этом следует исходить из того, что далеко не все виды заменителей денег являются нездоровым средством расчетов.

     Большое значение в совершенствовании взаимных расчетов имеет использование современных расчетных кредитных инструментов, в первую очередь кредитных карточек, в том числе по схемам, специально разработанным для разрешения ситуации неплатежей.

     Целесообразно создать региональные расчетные  палаты, представляющие собой смешанные корпорации с участием администрации, коммерческих банков и предприятий. Эти палаты могли бы функционировать как уполномоченные представители Федеральной комиссии по ценным бумагам и получить определенные полномочия от Центробанка (нечто вроде федеральных резервных округов) по регулированию денежного обращения. Региональные палаты могут на себя взять обязательную регистрацию выпуска всех видов заменителей денег, а также коммерческих и банковских векселей, контроль за соблюдением правил эмиссии, обеспечением покрытия обязательств и т.д.

     Кредитная экспансия необходима не только для общего оживления экономики - без нее невозможно и решение проблемы неплатежей. Нужны меры по повышению ликвидности коммерческих банков с тем, чтобы они имели возможность направлять средства в экономику на цели расширения производства и инвестиций. [8]

     В нынешнем положении быстрый переход  России на единственно разумную формулу налогообложения: низкая ставка - широкий охват, видимо, пока еще невозможен. Невозможен, прежде всего, из-за отсутствия реальных источников для компенсации временного падения объемов собираемых налогов, неизбежного в ходе перестройки налоговой системы в соответствии с этим принципом.

     По-видимому, сегодня при совершенствовании  налоговой системы целесообразны и реальны следующие шаги:

  • Унификация (единообразие, единая форма) налогов и сокращение их числа до 25 - 30 против нынешних 240;
  • снижение ставки НДС до 15 - максимум 20 %;
  • отмена обязательной предоплаты НДС;
  • снижение ставки налога на прибыль и введение "регрессивной" его ставки: чем больше налогооблагаемая прибыль, тем ниже ставка;
  • законодательная и иная подготовка к такой налоговой реформе, при которой определяющую роль будут играть налог на прибыль, акцизы, налог на имущество, налог на пользование природными ресурсами (роялти) и налог на землю (земля должна быть не просто дорогой, а очень дорогой);
  • максимально возможное сокращение всякого рода налоговых льгот и освобождений; одна эта мера могла бы дать поступления в бюджет, сопоставимые с нынешними размерами дефицита федерального бюджета;
  • ликвидация внутренних оффшорных зон;

     В сфере наших экономических взаимоотношений  с мировой экономикой особенно необходимо провести следующие меры:

  • снижение курса рубля, существенно обгоняющее рост внутренних цен, по отношению к доллару как действенное средство протекционистской защиты отечественного производителя и повышения конкурентоспособности нашего экспорта;
  • развитие системы государственного страхования российского экспорта и других форм его поддержки, а также государственного страхования иностранных частных инвестиций;
  • частичное восстановление таможенных пошлин на экспорт;
  • введение обязательного обмена 100-процентной экспортной выручки на рубли;
  • более рациональное использование активного сальдо торгового баланса для решения особо острых внутренних проблем, в том числе и для выполнения государственных инвестиционных проектов;
  • установление благоприятного административного, правового и налогового режима для иностранных частных инвестиций и возвращающихся назад российских капиталов - от принятия «Закона о разделе продукции» до возможной бессрочной "амнистии" для капиталов, по тем или иным причинам «эмигрировавших» после августа 1991 г. за границу.

     Необходимо  также предоставить региональным российским структурам возможность с участием администрации и местного бизнеса привлекать средства с мировых рынков капитала для развития перспективных производств и реконструкции депрессивных зон (с использованием механизма залога).

     Учитывая  ту роль, которую наши партнеры из стран СНГ играют в обострении проблемы неплатежей, целесообразно:

  • расширить практику предоставления Россией странам СНГ так называемых «связанных» государственных кредитов, обеспечивающих российским предприятиям устойчивые платежи за продукцию, поставляемую по межгосударственным соглашениям в эти страны;
  • постепенно снижать, а в перспективе и полностью отменить НДС на продукцию российского экспорта в страны СНГ (по некоторым оценкам, на рубль снятого НДС можно получить 2 руб. при налогообложении соответствующего роста производства);
  • предпринять дальнейшие политические и другие меры для конвертации долгов стран-должников в собственность на их территории;
  • ускорить заключение двусторонних платежных соглашений, предусматривающих равноправное участие национальных валют во взаимных расчетах, что, в свою очередь, потребует внесения соответствующих корректив в деятельность как российского, так и других Центробанков. 

     Предлагаемые  меры будут, несомненно, способствовать значительному ослаблению остроты проблемы неплатежей. Но все эти меры носят преимущественно пожарный характер и в своей совокупности могут лишь остановить продолжающееся падение российской экономики. Переход же ее на траекторию устойчивого роста требует кардинального пересмотра всей стратегии экономических реформ, выработки ясного, продуманного плана того, какую структуру экономики, какую систему собственности и какой рынок нам надо иметь в XXI в. [1]

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

            Решение проблемы неплатежей  приведет в нормальное состояние  хозяйственный механизм России, ведь сущность функционирования  любой экономики заключается  в нормальном товарообмене, чего  как раз и недостаточно.

     Факторами, влияющими на развитие кризиса, можно  назвать абсолютно все негативные тенденции в развитии современной  экономики, это и падение производства при росте доходов, и увеличение доли наличных расчетов, и отсутствие развитого рынка ценных бумаг.

     При всей множественности причин, порождающих кризис, имеется, по моему мнению, общий механизм непрерывной его поддержки, скрытый от общества и власти, принимающей экономические решения. Но прошедшие годы доставили достаточно информации для реального анализа основных причин, генерирующих неплатежи.

     Распространение неплатежей – результат ценовой  дискриминации естественных монополий  и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и нестесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

     Важно понять, что даже при условии реализации рассмотренных мер, взаимные неплатежи предприятий не исчезнут. Торговый кредит необходим для нормального функционирования экономики. Но просроченная задолженность по платежам в бюджет и по выплате заработной плате ничем не может быть оправдана.

     Таким образом, в неплатежах отразились практически  все проблемы и сложности переходной экономической системы.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдеев, М. Инструмент для преодоления неплатежей / М. Авдеев, И. Салимов // Рынок ценных бумаг. журн. – 1996. - №19 (сент.) – С. 12-14.
  2. Амуржуев, О.В. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения / О.В. Амуржуев, А.Е. Дорогавцев // практ. пособ. - М.: Аркаюр, 1994. – С. 4-6.
  3. Афанасьев, М. Кризис платежей в России / М. Афанасьев, П. Кузнецов, П. Исаева // Вопросы экономики. журн. – 1995. - №8. – С. 12- 15.
  4. Белолипецкий, В.Г. Платежный кризис, природа, последствия, пути выхода / В.Г. Белолипецкий // Финансы. журн. – 1996. - №11. – С. 7.
  5. Бобров, Г. Неплатежи предприятий: Переход в новую стадию? / Г. Бобров // Экономика и жизнь. журн. – 1995. - №21 (май). – С. 5-6.
  6. Волконский, В. Кризис неплатежей и меры по его преодолению / В. Волконский, А. Кузовкин // Деловой мир. журн. – 1995. - 15-21 мая. – С. 6-7.
  7. Делягин, М. Финансовое положение отраслей в условиях платежного кризиса / М. Делягин // РЦБ. журн. – 1998. - №15. – С. 22.
  8. Долженкова, Л.Д. О подходах к решению проблемы неплатежей / Л.Д. Долженкова // Деньги и кредит. журн. – 1994. - №8. – С. 13.
  9. Крупнов, Ю.С. О платежном кризисе: Неплатежи / Ю.С. Крупнов // Финансы. журн. – 1995. - №4. – С. 17-18.
  10. Кузнецов, П. Финансы промышленности России: новый виток неплатежей / П. Кузнецов // РЦБ. журн. – 1998. - №15. – С. 15.
  11. Маневич, В. Неплатежи: перманентное обострение / В. Маневич, В. Одесс // Риск. журн. – 1997.  - №1. – С. 25.
  12. Наров, Г.П. Найдена причина неплатежей: Основные положения документа «О причинах неплатежеспособности предприятий и мерах по ее устранению» / Г.П. Наров // Коммерсантъ. – 1994. - 13 сент. – С. 11.
  13. Никонова, Т. Неплатежи и меры их ликвидации / Т. Никонова // Деловой мир. журн. – 1995. – 10-16 апр. – С. 22-23.
  14. Одесс, В.И. Взаимные неплатежи в народном хозяйстве / В.И. Одесс // Финансы. журн.– 1995. - №1. – С. 31-33.
  15. Разработка научной группы Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию платежей и расчетов: Платежный кризис и пути его преодоления //Рос. экон. журн. – 1994. -  №12. – С. 17-20.
  16. Саммерс, Б.Д. Платежная система России / Б.Д. Саммерс // Деньги и кредит. журн. – 1993. - №3. – С. 10.
  17. Смирнов, С. От кризиса платежей – к финансовой устойчивости: Перестрахование / С. Смирнов // Экономика и жизнь. – 1995. - №9 (март). – С. 31.
  18. Шмелев, Н. Жлобская система: Кризис неплатежей / Н. Шмелев // Интерфакс-АиФ. – 1996. - 23-29 сент. – С. 7.
  19. Шмелев, Н.  Неплатежи – проблема номер один российской экономики / Н. Шмелев // Вопросы экономики. – 1997. - №4. – С. 14-15.
  20. Яков, С. Кризис неплатежей - Режим доступа: http://www.10-01.ru/barter2009_new.php.htm

 

     СЛОВАРЬ

  1. СУБСИДИЯ (лат. subsidium — помощь, поддержка) — разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам.
  2. ВЗАИМОЗАЧЕТ — схема расчетов по налогам предприятий с бюджетом, при которой предприятие освобождается от части налоговых платежей и на ту же сумму не получает запланированных государственных субсидий.
  3. Госкомстат - Государственный комитет РФ по статистике
  4. Перманентный – непрерывный, постоянно продолжающийся
  5. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.
  6. ТЭК - топливно-энергетический комплекс
  7. Монетаризм - совокупный объем продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменения предложения денег.
  8. Либерализация цен - частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке.
  9. СЭВ - совет экономической взаимопомощи
  10. КОНГЛОМЕРАТ - группа компаний, объединенных в единую организацию, имеющую финансовые интересы в разных отраслях промышленности, оперирующую в разных сферах деятельности (на разных рынках).
  11. Конвертируемость валюты - способность валюты обмениваться на другие иностранные валюты.
  12. Ликвидность - легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.
  13. Лоббирование - намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.
  14. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой.
  15. ДЕМОНЕТИЗАЦИЯ (франц. demonetisation) — утрата благородными металлами, прежде всего золотом и серебром, денежных функций, сокращение их использования в качестве денежных средств в связи с расширяющимся применением кредитных денег, банковских билетов (банкнот), безналичных денег, чеков.
  16. ДЕНЕЖНЫЕ СУРРОГАТЫ — денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно.
  17. Рентабельность – это доходность предприятия или предпринимательской деятельности.
  18. АССИГНОВАНИЯ - денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды, цели или определенным организациям, лицам.
  19. Клиринг - система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.
  20. Факторинг (factoring) — финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа.
  21. Ростовщик - человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты. 
  22. Ссудный капитал - это сумма денег, предоставляемых их собственником во временное пользование другому лицу с целью получения процента.
  23. ГКО – государственный комитет обороны
  24. Кредитная экспансия - интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения дополнительной прибыли. 
  25. Акциз (франц. accise, от лат. accido — обрезаю), один из видов косвенного налога преимущественно на предметы массового потребления (соль, сахар, спички и др), а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги.
  26. Оффшорная зона — государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности.

Информация о работе Проблема неплатежей в РФ и пути ее решения