Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 21:01, курсовая работа
Причины неплатежей в РФ
Неплатежи: понятия, причины
Понятие неплатежей
Причины неплатежей в РФ в 90 - х годах
Проблема неплатежей: реальность и последствия
Кризис неплатежей в РФ
Последствия кризиса неплатежей
Меры по преодолению кризиса неплатежей
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский
филиал
Кафедра экономической теории и финансов
Дисциплина «Экономическая теория»
Проблема
неплатежей в РФ и
пути ее решения
Курсовая работа
студентки 1 курса (3 группа)
очного отделения
экономического
факультета
Лесниковой
Ксении Андреевны
Научный руководитель –
доц., к.э.н. Евстафьева О.А.
Апатиты
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
4 |
|
5 |
|
11 |
|
11 |
|
14 |
|
16 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список используемых источников………………………………… | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Кризис платежной системы поразил все отрасли Российской экономики, отрицательно повлиял на ее реформирование и развитие. Неплатежи имели место и до реформ, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. Кризис платежной системы срывает бюджетные процессы, сводя на нет государственные программы финансирования. Предприятия вынуждены сокращать до минимума восстановительные процессы, налаживать новые механизмы ведения хозяйственной деятельности.
В связи с кризисом полностью нарушается инвестиционная активность, что ведет к устареванию технологических процессов, нарушается полностью финансовая деятельность и связанные с ней процессы.
Сегодня преодоление кризиса неплатежей является одной из самых актуальных задач. В настоящее время необходимо усовершенствовать меры по сокращению неплатежей. Ведь это является залогом успеха многих стабилизационных программ в России.
Цель моей работы рассмотреть проблему неплатежей в РФ и пути её решения.
Основные задачи:
1.1
Понятие неплатежей
В России неплатежами считаются все платежные поручения, не оплаченные после доставки товаров или оказания услуг по наступлению срока платежа.
По некоторым оценкам специалистов МВФ, во Франции, где коммерческие кредиты, предоставляемые предприятиями друг другу, составляют 38 % ВВП, около половины из них являются просроченными. В Великобритании величина просроченного коммерческого кредита равна 12 % ВВП (весь коммерческий кредит - 20 % ВВП), а в Швеции - 8 % (весь коммерческий кредит - 21 % ВВП).
Неплатежи, в том числе и в российской экономике, рассматриваются западными специалистами как просроченный коммерческий кредит. По мнению российских экономистов, такой подход неправомерен, поскольку в случае с неплатежами отсутствует один из главных признаков кредита - добровольность его предоставления. [11]
В итоге довольно значительны расхождения в статистических оценках величины неплатежей. Просроченный коммерческий кредит в российской экономике, к которому специалисты МВФ (Международный Валютный Фонд) приравнивают неплатежи, составляет, по их расчетам, около 7-8 % ВВП (в среднем за годы реформ), а по данным российских экономистов, неплатежи в промышленности равнялись в разные периоды 3-5 % ВВП (применительно ко всей экономике - 4-6 % ВВП). [19]
Оценки
неплатежей завышаются из-за отсутствия
адекватных стандартов учета и отчетности
- неясно, начиная с какого момента,
краткосрочная задолженность
Только с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать данные о просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев и ее доле во всех неплатежах. В начале сбора этих сведений она составляла 70 % общей суммы просроченной кредиторской задолженности, однако на протяжении всего текущего года ее величина колеблется около отметки 60 % .
Существуют расхождения в трактовках самого понятия “неплатежи”. Во многом последующие оценки и ход рассуждений основываются на различных определениях неплатежей.
В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).
“Классическим”
видом неплатежей в узком смысле
этого слова является просроченная
задолженность предприятий своим поставщикам.
При этом большая часть неплатежей нефинансового
сектора России приходится на промышленность,
примерно 30 % - на сельское хозяйство, строительство
и транспорт. Доля промышленности в неплатежах
в России на протяжении 1994 - 1995 гг. немного
превышала 70 %. Поэтому основной предмет
рассмотрения моей работы - неплатежи
как просроченная задолженность промышленных
предприятий своим поставщикам. [6]
Кризис неплатежей в России принял перманентный характер, причем объем неплатежей рос скачкообразно с увеличением в десятки раз. Если к концу 1992 г. взаимная задолженность предприятий, организаций и непогашенные в срок банковские кредиты превышали 3 трлн. руб., к середине 1994 г. сумма просроченной кредиторской задолженности составила только по промышленности 33,2 трлн. руб., а на конец весны 1996 года 323,2 трлн. руб. Одновременно дебиторская задолженность самим предприятиям промышленности оценивается в сумме около 242 трлн. руб. Однако, по данным предприятий и отраслей, размеры неплатежей выглядят гораздо более внушительно. В частности, на заседании Оперативной комиссии по неплатежам Правительства РФ в начале сентября 1994 г. приводились данные по кредиторской и дебиторской задолженности, которая по предприятиям и организациям ТЭК составила соответственно 27 и 35 трлн. руб., а общий объем неплатежей по стране по состоянию на 1 августа того же года превысил 120 трлн. руб. [15]
Каковы основные причины этого явления, которое иногда относили к чисто техническим проблемам? При всем различии мнений разные аналитики признают, что существует некий комплекс причин. Так, по определению Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей причиной, породившей денежный голод в экономике, который быстро перерос в кризис неплатежей, является неточный прогноз поведения госпредприятий в процессе проведения реформ, неверная оценка правительством степени "монетаризации" экономики, ошибки в кредитно-финансовой политике.
Среди других причин первое место занимает неконкурентоспособность отечественной продукции.
Существенным
фактором кризиса неплатежей стала
также неспособность
Резко отрицательное воздействие на платежеспособность российской экономики оказала и оказывает также утрата рынков сбыта и традиционных поставщиков по кооперационным поставкам на постсоветском экономическом пространстве и в странах бывшего СЭВ. Развал давно сложившихся промышленных конгломератов, искусственные административные барьеры на путях экономической интеграции, взаимная неконвертируемость большинства национальных валют, переориентация торговли на третьи страны лишают российские предприятия значительных источников столь остро необходимой им сегодня ликвидности.
Налоговая политика
Имевшая хоть какое-то временное оправдание в 1992 г. налоговая политика правительства с течением времени превратилась в сильнейший тормоз экономического развития страны. Запредельные ставки налогообложения породили резкое сокращение налогооблагаемой базы и как следствие падение налоговых поступлений в бюджет, а не их рост.
Поставленные в невыносимые налоговые условия многие предприятия постарались вывести значительную часть своего экономического оборота из-под налогового пресса. Сегодня от налогов уклоняются до 80 % всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом широко используются "взаимная амнистия" по задолженности друг другу, натуральный обмен (бартер), налоговые освобождения и выбитые путем лоббирования налоговые льготы, искусственное сокращение масштабов производства и пр. Другая негативная сторона нынешней налоговой системы - прямой уход 40 % и более реальной российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу, рост организованной преступности, массированный отток российских капиталов за границу и т.д. Все эти факторы оказывают усиленное воздействие на кризис неплатежей, резко сокращая и без того ослабленные всеобщей нехваткой денег возможности нормальных расчетов между самими предприятиями и их расчетов с бюджетом.
Преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы
Снижение темпов инфляции в стране было достигнуто, прежде всего, ценой дезорганизации всей бюджетной сферы, и одним из ее проявлений стали неплатежи. По мере углубления курса на искусственное сокращение денежной массы основную роль в развитии кризиса неплатежей примерно с 1993 - 1994 гг. начала играть именно проводимая правительством сознательная политика длительной неоплаты выполненных государственных заказов, недофинансирования утвержденных парламентом статей бюджетных расходов и как следствие задержек выплат пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы, которые составляют около половины всех работающих в стране.
Непосредственно на бюджет в эти годы приходилось и приходится в настоящее время не более 10 - 15 % всех неплатежей в экономике. Но бюджетные деньги являются либо главной причиной, либо первоисточником практически каждого случая неплатежей.
Неоплаченный в установленные сроки государственный заказ (неважно, что это - подводная лодка или вагон с зерном) порождает на взаимосвязанных предприятиях невыплаты заработной платы, неоплату по их обязательствам поставщикам энергии, сырья, комплектующих изделий, неоплату транспортных расходов, кредитов. Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи, вместе взятых, - неплатежи налогов в бюджет.
Информация о работе Проблема неплатежей в РФ и пути ее решения