Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:26, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Введение…………………………………………………………………..…….…..3
1. Монополистические тенденции и монополии..………………………………..4
1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5
1.2. История монополий за рубежом………………………………………………7
1.3. Преимущества и недостатки монополий……………………………………..8
2. Монопольная власть……………………………………………………………..9
2.1. Источники монопольной власти………………………………………………9
2.2. Показатели монопольной власти……………………………………………..11
2.3. Общественные издержки монопольной власти……………………………...12
3. Оценка и регулирование монополий………………………...…………………15
3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий………..15
3.2. Причины монополизма в РБ…………………………………………………..18
3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г.
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.
Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому Министерству.
Образование
территориальных органов
Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на: формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.
Главными задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.
Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:
- выявление природы монополий, их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;
- отказ от тотального устранения монопольных структур, дифференцированный подход к монополистам-национальным чемпионам, способствующим оздоровлению экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;
- не столько реорганизацию функционирующих монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.
Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов, оно охватывает практически все хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике наоборот — от свободной конкуренции к монополии.
Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна.
Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.
В
последние годы наблюдается тенденция
снижения количества хозяйствующих субъектов,
включенных в госреестр как занимающих
доминирующее положение на товарных рынках.
О чем свидетельствуют данные таблицы
3.1.
Таблица
3.1.Количество хозяйственных субъектов,
включенных в госреестр как занимающих
доминирующее положение на товарных рынках
2000г | 2001г | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г | 2008г | 2009г | |
Количество хоз.субъектов, | 312 | 300 | 265 | 205 | 197 | 190 | 155 | 153 | 155 |
П
р и м е ч а н и е.
Источник: Собственная разработка на основе
[8,9]
На
основе выше сказанного, можно сделать
вывод, что государство принимает
меры по регулированию монополией. Применительно
к нашей стране государственная власть
вырабатывает ряд законов, которые
будут направлены на развитие конкурентных
отношений и частичному прекращению монопольной
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как уже было сказано выше, сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию,что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Но в Беларуси проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными раннее монополиями. В ведение мы отмечали, что государственный сектор в СССР составлял около 90% всех предприятий.
Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует многих экономистов из разных стран мира. Но вернемся к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.
Хотелось бы сказать пару слов, о Белорусском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.
Эта еще одна проблема современной Беларуси, которую предстоит решить.
Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Беларусь относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования.
Как видно методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства.
Используя
этот опыт, опираясь на существующее законодательство
и принимая новые, действительно работающие
законы, направленные на ограничение монопольной
власти и препятствующие созданию новых
монопольных образований, проводя
эффективную антимонопольную политику,
возможно решение проблемы монополизма.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках//
www. economy.gov.by
Рецензия
на курсовую работу студента (ки) группы________
______________________________
на тему__________________________
План: ______________________________
(заключение о согласовании
______________________________
Актуальность:_________________
Оценка содержания
курсовой работы с точки зрения требований
учебного курса:________________________
______________________________
Положительное
о курсовой работе:_______________________
______________________________
Недостатки:___________________
______________________________
Работа соответствует (не соответствует ) предъявленным требованиям
______________________________
(заключение)
______________________________
Работа допускается
(не допускается) к защите______________________
Дата______________
__________________ ______________________________
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 26 с., 1 рис., 1 табл., 9 источников.
Информация о работе Проблема монополизма в Республике Беларусь