Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:41, курсовая работа
Неравномерное распределение долга в мировой экономике (так называемая "проблема глобальных дисбалансов") в последние годы получило широкое освещение в мировой научной и аналитической литературе по международным финансам и макроэкономике. Такое внимание обусловлено тем, что эта проблема играет в мировой финансовой системе важнейшую роль. В узком смысле о проблеме глобальных дисбалансов можно говорить в контексте дефицита торгового баланса США, сопровождаемого ростом их внешнего долга, и прямо противоположной ситуации в Китае и в некоторых других странах Юго-Восточной Азии.
Введение…………………………………………………………….. . …3-4
Ключевые политико - экономические доктрины коррекции глобальных дисбалансов …………………………………………….5-11
Деятельность суверенных фондов в контексте проблемы глобальных дисбалансов…………………………….……………..12-16
Роль суверенных фондов в разрешении «парадокса сбережений»………………………..…………………………………..17-20
Заключение ………….……………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………22- 24
ГОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
НА ТЕМУ:
«Проблемы глобальных дисбалансов»
Выполнила студентка
группы Ф -24:
Гаписова Г.Г.
Руководитель:
Гулиев Р.И.
Махачкала - 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Ключевые политико - экономические доктрины коррекции глобальных дисбалансов …………………………………………….5-11
Деятельность суверенных
фондов в контексте проблемы глобальных
дисбалансов…………………………….……………..
Роль суверенных фондов в разрешении
«парадокса сбережений»………………………..……………………
Заключение ………….……………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………22-
24
Введение
Неравномерное распределение долга в мировой экономике (так называемая "проблема глобальных дисбалансов") в последние годы получило широкое освещение в мировой научной и аналитической литературе по международным финансам и макроэкономике. Такое внимание обусловлено тем, что эта проблема играет в мировой финансовой системе важнейшую роль. В узком смысле о проблеме глобальных дисбалансов можно говорить в контексте дефицита торгового баланса США, сопровождаемого ростом их внешнего долга, и прямо противоположной ситуации в Китае и в некоторых других странах Юго-Восточной Азии. США выступают в роли чистого импортера, курс валюты которого не падает благодаря устойчивому притоку капитала - в основном в государственные обязательства, пользующиеся спросом как надежные долгосрочные вложения (1). При этом инвесторы США, в отличие от своих кредиторов, предпочитают прямые инвестиции (покупку акций) портфельным (2).
В широком смысле проблема глобальных дисбалансов затрагивает крупнейшие мировые экономики - США, Китая, Японии, Европейского союза. Она проявляется в динамике курсов основных валют и стоимости валютных резервов разных стран. Торговые потоки и взаимные инвестиции существенно зависят от валютных, кредитных и фондовых рисков, которые связаны с глобальными дисбалансами. Риски глобальной несбалансированности для России состоят в том, что, во-первых, коррекция глобальных дисбалансов может повлечь за собой значительное обесценение международных резервов, а во-вторых, обесценение доллара неизбежно вызовет падение конкурентоспособности отечественного экспорта.
Даже основные цифры показывают величину влияния конъюнктуры мировых рынков на российскую экономику. Так, оборот внешней торговли в 2007 г. составляет 580 млрд. долл. (46% ВВП), прямые иностранные инвестиции - 47 млрд. долл. (3, 7% ВВП). Международные резервы РФ, примерно половина которых была вложена в ценные бумаги, номинированные в долларах США, на начало 2008 г. превышали 480 млрд. долл. (37, 5% ВВП). Кроме того, доллар - основная валюта для обширных внешних заимствований российского корпоративного сектора.
Все эти факторы делают проблему глобальных дисбалансов столь же важной для России, сколь важной она является для любой страны, интегрированной в мировую экономику.
Ключевые политико-экономические доктрины коррекции
глобальных дисбалансов.
Отношение к глобальным дисбалансам среди исследователей неоднозначно. Многие авторы полагают, что дисбалансы представляют собой равновесное и устойчивое явление, и приводят целый ряд объясняющих гипотез.
Так, часть сторонников этой позиции утверждает, что США может поддерживать значительный дисбаланс за счет финансовой ренты, то есть разницы между отдачей от инвестирования и стоимостью заимствования. Инвесторы США вкладывают привлеченные средства в проекты с высокой отдачей. Такую доктрину называют подходом "сообразительного инвестора", поскольку предполагается, что американские инвесторы просто умеют выгоднее вкладывать средства, чем их зарубежные коллеги.
Схожую мысль озвучивают совсем с других позиций К. Майснер и Л. Тейлор, проводя исторические аналогии между финансовой рентой, которую в начале XX в. платили за финансовую надежность Великобритании, и современной финансовой рентой за надежность американских государственных облигаций (3). Сравнение показывает, что в Великобритании эта величина составляла около 0, 5% ВВП, аналогичную ренту получают сегодня США и Япония. Проведя дальнейшее историческое сравнение, Майснер и Тейлор заключают, что привилегия финансовой ренты США заканчивается.
В литературе сохраняется и так называемая гипотеза "новой экономики", согласно которой зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать средства в США, потому что эта экономика постоянно испытывает положительные шоки совокупного предложения за счет роста производительности труда, то есть предлагает инвесторам растущую отдачу на их вложения (4).
Самой необычной представляется точка зрения, согласно которой проблема состоит в некорректном измерении показателей внешней торговли США. Альтернативное измерение, которое предлагается использовать, базируется на оценке активов США, которые рассчитываются на основе чистого инвестиционного дохода экономики. В литературе эта точка зрения получила название доктрины "темной материи" (5) . Показатель чистого инвестиционного дохода стабилен последние 30 лет, следовательно, заключают авторы этой концепции, глобальные дисбалансы отсутствуют, и говорить о подобной проблеме бессмысленно.
В ответ на поставки товаров, которые ухудшают торговый баланс США, американская экономика "расплачивается" некой "темной материей". Что представляет собой эта материя? У нее три основных источника: прямые инвестиции американских компаний за рубеж; рента ликвидности - по сути, глобальный долларовый сеньораж (6); кредитный спрэд - плата за надежность американских обязательств, точнее, общую уверенность в их надежности. В мире, помимо США, есть несколько крупных экспортеров и много мелких импортеров "темной материи".
Все эти подходы критикуют по нескольким направлениям (7), и критики они в целом не выдерживают. Рассмотрим эту критику подробнее.
"Новая экономика". Для того чтобы страна могла покрыть платежи по внешнему долгу при существующей динамике дефицита торгового баланса, расширение совокупного предложения должно сопровождаться ускоряющимся ростом производительности труда. Однако это не подтверждается расчетами: вместо необходимого в 1995-2005 гг. роста вдвое производительность труда выросла всего на 50%. Не подтверждается гипотеза "новой экономики" и результатами анализа структуры инвестиций: инвесторы, надо полагать, предпочли бы прямые инвестиции в американские фирмы - источник роста производительности труда - покупке государственных облигаций США, что тоже не соответствует действительности. Иными словами, предпосылки, на которых основана гипотеза "новой экономики", в реальной экономике попросту не выполняются.
"Сообразительный инвестор". Подход "сообразительного инвестора" в целом исключает предыдущий: "новая экономика" предполагает инвестиции в США, а здесь речь идет об инвестициях из США. Если выводы из доктрины "сообразительного инвестора" корректны, то разница между стоимостью заимствований и доходностью вложений американских инвесторов в последние годы должна сокращаться, пока не исчезнет совсем по мере распространения "сообразительности" (инвестиционного опыта) в финансовых институтах других стран (8). Эти рассуждения подтверждает появление суверенных фондов.
"Темная материя". Эта гипотеза несовместима с доктриной "новой экономики" просто потому, что как только недооцененные активы компаний, в которые имеет смысл инвестировать как в источник производительности, вырастут в стоимости, чистый инвестиционный доход США станет отрицательным, и вся "темная материя" испарится.
Гипотеза "темной материи" представляется странной, прежде всего в подходе к данным: статистические данные по внешней торговле отбрасываются как неправильно измеренные, но данные по инвестиционным доходам используются полностью. Зеркальные расчеты по внешней торговле со странами-партнерами обычно показывают иное значение сальдо торгового баланса по сравнению с собственной официальной статистикой. Но это значение всегда завышено, а не занижено, за счет объема полулегальной и нелегальной торговли. Измерение же инвестиционного дохода небезупречно: так, в статистике инвестиционных доходов в силу заниженных процентных ставок присутствует системный фактор "парадокса сбережений" (9), что заставляет усомниться в адекватности этой статистики.
Наконец, есть общепринятая доктрина коррекции глобальных дисбалансов, которую, в частности, поддерживают исследователи МВФ (10). Она построена на основе теории общего равновесия. Глобальные дисбалансы представляются устойчивым, но неравновесным явлением, которое возникло в результате совокупности макроэкономических факторов в разных странах. Так, "парадокс-сбережений" Бернанке (рост сбережений в развивающихся странах) сделал дешевый долгосрочный кредит доступным для различных институциональных секторов американской экономики, а высокий курс доллара стимулировал рост импорта США. Следовательно, для коррекции дисбалансов необходима как коррекция курса доллара, так и фискальное оздоровление американской экономики, а также изменение стратегий инвестирования сбережений стран Азии.
МВФ опубликовал несколько аналитических докладов о коррекции глобальных дисбалансов (11), где предлагается сценарий скоординированных действий по решению этой проблемы:
- США стимулируют рост нормы сбережения (для снижения уровня импорта) и способствуют дальнейшему обесценению доллара;
- Китай отказывается от политики поддержки экспортно-ориентированных отраслей, стимулирует внутренний спрос и останавливает накопление валютных резервов;
- Япония, в связи с окончанием внутреннего структурного кризиса, прекращает занижение курса иены;
- Европейский союз не препятствует обесценению доллара, а замедлению экономического роста (в силу неизбежного в этом случае падения конкурентоспособности экспорта) противодействует за счет структурных реформ;
- избыток средств в странах-экспортерах нефти уже не приводит к дисбалансам, так как период накопления нефтяных доходов в них заканчивается.
Основными проблемами, мешающими коррекции глобальных дисбалансов, исследователи считают заниженные курсы японской иены и юаня ренминби. По ряду моделей было рассчитано, что для коррекции глобальных дисбалансов реальные эффективные курсы основных мировых валют должны измениться следующим образом (положительные значения соответствуют укреплению, отрицательные - ослаблению валюты по разным сценариям): доллар США - от -11 до -20%; евро - от -3 до +6%; иена - от +6 до +14%; юань - от +3 до +27%.
Важно отметить, что авторы почти полностью игнорируют важную политическую проблему: дальнейшее падение курса доллара к евро может обусловить переход экономики Союза от стагнации к рецессии. То есть вполне вероятно, что указанные меры не будут поддержаны ЕС. Одновременное укрепление юаня и евро значительно ухудшит торговые показатели ЕС: конечно, и экспорт и импорт станут дороже, но спрос на экспорт сократится сильнее (12).
Анализ проблемы коррекции глобальных дисбалансов со стороны европейских авторов гораздо менее оптимистичен. Например, в работе Ж. Моека и Л. Фрея (13).указывается на низкие процентные ставки и, как следствие, низкий уровень американских сбережений. По мнению авторов, именно низкие сбережения всех секторов американской экономики представляют собой основную опасность в случае кризиса. Дешевизна кредита в США стимулировала возникновение значительного долгового бремени экономики, и если ставки станут относительно высокими, чистый процентный доход в США может стать отрицательным, что, в свою очередь, может привести к проблемам с американским внешним долгом.
Мнение европейских авторов относительно коррекции курса доллара выглядит более реалистичным, чем мнение МВФ. Снижение валютного курса неизбежно создает инфляционное давление на экономику (за счет роста цен импорта), а стерилизация потока ликвидности с валютного рынка (за счет операций на открытом рынке) - давление на процентные ставки (14) и соответственно на экономическую активность. То есть коррекция глобальных дисбалансов без существенных потерь для американской экономики невозможна, а их поддержка влечет за собой неминуемое падение доверия к американским ценным бумагам по мере осознания экономическими агентами необеспеченности этих финансовых инструментов, - в последнем сходятся многие исследователи и аналитики.
Для сокращения дефицита Моек и Фрей рекомендуют ввести в США европейскую практику - повышение налогов на потребление. Это не является традиционной для такого случая мерой, но вполне адекватно причинам сложившихся дисбалансов.
Образование и коррекция дисбалансов за счет экспорта инфляции, о которых говорит, например, Д. Кон (15), по сути, дополняют общепринятый взгляд на эту проблему. Как известно, расширение мировой торговли с 1990-х годов привело к растущей либерализации мирового рынка товаров и позволило снизить цены импортных товаров за счет использования дешевого труда в развивающихся странах. Конкуренция со стороны импорта заставляла производителей США постоянно снижать цены за счет двух механизмов: прямой конкуренции и роста производственных мощностей в других странах, который позволял американским производителям не поднимать цены даже при быстром росте спроса. Таким образом, более низкая инфляция в развитых странах достигалась за счет более высокого роста в развивающихся странах - их торговых партнерах. Но в последние годы, по мнению Кона, тенденция экспорта инфляции исчерпала себя.
Итак, мы показали, что все политико-экономические доктрины, не вызывающие уничтожающей критики, в долгосрочной перспективе предполагают коррекцию глобальных дисбалансов как неустойчивого явления. Вместе с тем предлагаемые авторами этих концепций механизмы коррекции не учитывают важных политических факторов, возникших в процессе образования дисбалансов, прежде всего - возросшей, за счет торговли с США, роли развивающихся стран в мире.