Приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации, а также социально-экономический последствия преобразования отношений собственности. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать реформирование отношений собственности;
2. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;
3. Рассмотреть особенности приватизации в России.
4. Проанализировать последствия приватизации.

Работа содержит 1 файл

курс по приватизации.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.

     Надо  признать, что приватизация не закончилась  и перед государством стоит еще  много задач для более эффективного осуществления процесса приватизации. 

2.2 Социально-экономические  последствия приватизации  в России.

    Разгосударствление  господствующей формы собственности  в нашей стране  привело к  возникновению совершенно новой  структуры отношений присвоения средств производства. Сейчас преждевременно описывать эту еще не вполне сложившуюся систему. Однако можно отметить некоторые ее черты.

    Во-первых, речь идет о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено  господство государственной собственности  как основы социализма.

    Во-вторых, стала формироваться многоукладная  экономика, включающая все типы присвоения:

    А) общее совместное (государственная  собственность);

    Б) частное;

    В) общее долевое (акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.).

    В-третьих, в последние годы государство  и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности  в стране. 

    В итоге преобразования отношений  собственности сложилось явно ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства. В конечном итоге это привело к возникновению так называемых «институциональных ловушек».

    К числу «институциональных ловушек», возникших в результате игнорирования  институциональных ограничений, обычно относят распространение бартера, неплатежей, коррупции и уклонения  от налогов. Более чем через десятилетие после начала реформ обнаруживается и ряд «ловушек», обусловленных спецификой проведения в России приватизации. Острота связанных с ними проблем требует подробного анализа противоречивых последствий реализации одного из ключевых пунктов приватизации государственной собственности.

    Основные  этапы приватизации в России –  «малая» приватизация, массовая приватизация, денежная приватизация и «залоговые аукционы» - пришлись на первую половину 1990-х годов. Однако возникшая в  итоге структура собственности не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Чтобы доказать данное утверждение, сформулируем ряд аргументов.

    Принятие  решений относительно приватизации в большинстве бывших социалистических стран было продиктовано в основном теологическими соображениями, а реально  существующие ограничения заведомо игнорировались. Говоря о реальных ограничениях, помешавших осуществлению приватизации в соответствии с неоклассическим идеалом, начнем с рассмотрения структуры экономики, доставшейся в наследство от планового хозяйства. Оптимальные границы предприятия в плановой экономике определялись совершенно иначе, чем в условиях рынка. Каждое предприятие было «вписано» в производственную цепочку и приватизация каждого звена этой цепочки по отдельности представляется экономически нецелесообразной. Как отмечалось выше, предприятия, находившиеся в технологической цепочке дальше от конечного потребителя, превратились в заложников своих более выгодно располагавшихся партнеров. Раздельная приватизация звеньев производственной цепочки привела лишь к тому, что некоторые экономические агенты получили возможность извлекать дополнительный доход – переходную ренту -  исключительно благодари занимаемым ими позициям.

    Массовая  приватизация создала предпосылки  для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. Никто из них не приобрел достаточно большой пакет акций, чтобы контролировать действия менеджеров. В то же время на действия менеджеров не накладывал ограничений и переживающий этап своего формирования фондовый рынок. В итоге сложилась такая ситуация, когда менеджеры максимизировали собственную полезность в ущерб акционеров. В результате приватизации 1992-1994 гг. были разрушены старые механизмы контроля над менеджерами, а новые еще не начали действовать.

    На  этапе приватизации была допущена еще  более серьезная ошибка, получившая название «залоговые аукционы», по итогам которых в 1995-1996 гг. отдельные банки получили право на контрольные пакеты акций ряда наиболее ценных добывающих предприятий в обмен на предоставление кредитов переживавшему глубокий бюджетный кризис правительству. Проблема заключается не столько в том, что средне- и долгосрочные интересы самого государства были принесены в жертву краткосрочным потребностям, сколько в закрытой и непрозрачной организации залоговых аукционов. К участию в них был допущен лишь узкий круг приближенных к правительству предпринимателей. Залоговые аукционы вместо шага в направлении рыночного механизма стали фактором укрепления сетевой структуры российской экономики, стимулирующей совершение трансакций преимущественно внутри групп предпринимателей, объединенных неформальными и формальными связями. Ограничение, без учета которого невозможно объяснить расхождения между официально заявленными и действительными результатами залоговых аукционов, связано со спецификой властных отношений, складывающихся в постсоветских странах. Поэтому предприниматели заинтересованы в установлении привилегированных отношений с представителями власти, чтобы в частном порядке уменьшить негативные последствия действий последних и даже получить выигрыш за счет проигрыша других, не имеющих подобных привилегий, предпринимателей.

    Итак, «институциональная ловушка» постприватизацонного

развития российской экономики описывается следующим  образом. С одной стороны, существуют объективные тенденции к административному  перераспределению прав собственности, продиктованные экономической неэффективностью и социальной нелегитимностью их структуры. С другой стороны, попытки волевого перераспределения прав собственности при сохранении без изменения существующих формальных и неформальных институтов не только не решат проблемы, но и приведут к их обострению.

     Приватизация  экономики России в 1992-1996 годах  с теоретической точки зрения  была глубоко ошибочной - т.  к. проведена бессистемно, без  научного обоснования, при игнорировании  зарубежного опыта. Приватизация не обеспечила повышения эффективности производства, а привела к глубокому кризису и краху экономики из-за того, что создала ненадлежащих собственников (подчас из криминальной среды) в силу игнорирования законных прав широких масс трудящихся, при преднамеренной разрушительной направленности и поспешности в проведении реформ.

      С практической точки зрения  приватизация привела к катастрофическим  социально-экономическим последствиям, нанесен громадный ущерб всем  отраслям экономики, науки и  культуры, подорван оборонный потенциал страны. Государственная собственность распродана за бесценок банкам, мафиозным структурам и агентам иностранных государств.

     С  экономической точки зрения приватизация  равнозначна беспрецедентной экономической  диверсии. Потери от разрушения экономики превышают более чем в двадцать раз суммарные доходы российского бюджета за 1996 год и в два с половиной раза потери в Великой Отечественной войне. Доходы же бюджета от приватизации за 1992 - 1996 годы составили смехотворную сумму - порядка ноль целых пятнадцать сотых процента (0,15%) суммарных бюджетных поступлений. В среднем по 7 миллионов рублей (менее полутора тысяч долларов США) приватизирован каждый из 125 тысяч объектов государственной собственности. Разграбленное и обнищавшее государство распродает накопленные трудом поколений государственные ресурсы, доходы от которых в 1996 году оказались почти в 25 раз больше, чем доходы бюджета от приватизации.

      С правовой точки зрения приватизация явилась преступным актом, так как привела к колоссальным экономическим и социальным потерям, проводилась поспешно с грубым нарушением, в ряде случаев игнорированием законности и при отсутствии нормативной базы, явилась причиной криминализации общества и прогрессивного роста преступности.  

По методам  осуществления приватизация явилась  авантюрой, позволившей в короткий срок обогатиться небольшой кучке "новых русских", банкирам, коммерсантам и агентам иностранных государств за счет накопленных поколениями богатств и абсолютного обнищания широких масс обманутого трудового народа. Ни одна из провозглашенных целей и задач приватизации не постигнута.  

     Провозглашенные  Указами Президента РФ, Законами  РФ, Постановлениями правительства РФ и другими нормативными актами цели и задачи приватизации государственной собственности такие, как: создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение эффективности деятельности предприятий, привлечение инвестиций в производство, содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и другие обещания обнаружили свою полную несостоятельность, привели прямо к противоположным результатам. Приватизация общенародной собственности явилась крахом экономики страны и причиной обнищания широких слоев ограбленного и обнищавшего населения.

      Социально-экономические потери от приватизации и разрушения экономики превышают 9500 триллионов рублей в ценах 1995 года (т.е. около двух триллионов долларов), в том числе: экономические потери составили более 5000 триллионов рублей и социальные - более 4500 триллионов рублей, что эквивалентно двадцати годовым бюджетным доходам Российской Федерации за 1996 год. К тому же, за пять лет приватизации вывезено из России более 60 миллиардов долларов, что соответствует сумме равной 1,5 доходов Федерального бюджета России в этом же году (по другим источникам - в три раза больше: 183,7 млрд. - ориентировочные данные на 1997 г.).  

     Главный  вывод состоит в том, что  социально-экономическая ситуация в стране срочно требует решительного прекращения массовой приватизации и перехода к сбалансированному процессу преобразования форм собственности, процессу, в котором равноправно проводились бы мероприятия по приватизации, национализации и конфискации незаконно присвоенной собственности.  

Заключение 

       В заключении необходимо сказать, что  государство играет важную роль в  функционировании рыночной экономике; функции государства заключаются  в обеспечении правовой базы, защиты от конкуренции, в перераспределительной политике, регулировании экономике с целью ее стабилизации, в эффективной внешнеэкономической политике; в смешанной экономике существует несколько видов собственности, в том числе и государственная; и государство, реализуя права собственности, может распоряжаться ею по своему усмотрению.

       Последнее время активно развернулся процесс  разгосударствления, к способам которого относятся: либерализация рынков, стимулирование и создание смешанных предприятий (государственно-частных), создание рыночных условий функционирования для государственных мероприятий и денационализация.

       К популярным формам приватизации относятся: продажа предприятий в частные  руки, выкуп акций предприятия  менеджерами, продажа акций рабочему коллективу и распространение акций среди населения.

       В России приватизацию можно разделить  на 2 этапа, первый 1992-1994 годы носил ваучерный  характер; второй с 1994 года – денежный; за 2 этапа было приватизировано  более 66% государственных предприятий; процесс приватизации еще не завершен и требуется еще много работать над этим.

     Разгосударствление - это максимально возможное сокращение деятельности государства в тех  сферах, где регулирующая роль государства  чрезмерно велика, а регулирующий потенциал рынка востребован  не полностью. Таким образом становятся свободными для рыночной экономики те сферы, которые до этого были под полным контролем государства. Однако разгосударствление не тождественно полному уходу государства из экономики. Так, сужение сферы государственного предпринимательства сопровождается развитием налоговых, кредитно - денежных и иных методов государственного регулирования. Современное рыночное хозяйство остается регулируемым: государство меняет лишь формы своей деятельности, стараясь лучше приспособится к требованиям рынка.

     В условиях современной рыночной экономики  приватизация государственной собственности  не является самоцелью или воплощением  идеологических симпатий или антипатий. Осуществляя приватизацию, государство  стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком границы, добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства.

Информация о работе Приватизация