Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации, а также социально-экономический последствия преобразования отношений собственности. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать реформирование отношений собственности;
2. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;
3. Рассмотреть особенности приватизации в России.
4. Проанализировать последствия приватизации.
г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
Надо
признать, что приватизация не закончилась
и перед государством стоит еще
много задач для более
2.2 Социально-экономические последствия приватизации в России.
Разгосударствление господствующей формы собственности в нашей стране привело к возникновению совершенно новой структуры отношений присвоения средств производства. Сейчас преждевременно описывать эту еще не вполне сложившуюся систему. Однако можно отметить некоторые ее черты.
Во-первых, речь идет о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено господство государственной собственности как основы социализма.
Во-вторых,
стала формироваться
А) общее совместное (государственная собственность);
Б) частное;
В) общее долевое (акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.).
В-третьих, в последние годы государство и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности в стране.
В итоге преобразования отношений собственности сложилось явно ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства. В конечном итоге это привело к возникновению так называемых «институциональных ловушек».
К
числу «институциональных ловушек»,
возникших в результате игнорирования
институциональных ограничений, обычно
относят распространение
Основные этапы приватизации в России – «малая» приватизация, массовая приватизация, денежная приватизация и «залоговые аукционы» - пришлись на первую половину 1990-х годов. Однако возникшая в итоге структура собственности не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Чтобы доказать данное утверждение, сформулируем ряд аргументов.
Принятие решений относительно приватизации в большинстве бывших социалистических стран было продиктовано в основном теологическими соображениями, а реально существующие ограничения заведомо игнорировались. Говоря о реальных ограничениях, помешавших осуществлению приватизации в соответствии с неоклассическим идеалом, начнем с рассмотрения структуры экономики, доставшейся в наследство от планового хозяйства. Оптимальные границы предприятия в плановой экономике определялись совершенно иначе, чем в условиях рынка. Каждое предприятие было «вписано» в производственную цепочку и приватизация каждого звена этой цепочки по отдельности представляется экономически нецелесообразной. Как отмечалось выше, предприятия, находившиеся в технологической цепочке дальше от конечного потребителя, превратились в заложников своих более выгодно располагавшихся партнеров. Раздельная приватизация звеньев производственной цепочки привела лишь к тому, что некоторые экономические агенты получили возможность извлекать дополнительный доход – переходную ренту - исключительно благодари занимаемым ими позициям.
Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. Никто из них не приобрел достаточно большой пакет акций, чтобы контролировать действия менеджеров. В то же время на действия менеджеров не накладывал ограничений и переживающий этап своего формирования фондовый рынок. В итоге сложилась такая ситуация, когда менеджеры максимизировали собственную полезность в ущерб акционеров. В результате приватизации 1992-1994 гг. были разрушены старые механизмы контроля над менеджерами, а новые еще не начали действовать.
На этапе приватизации была допущена еще более серьезная ошибка, получившая название «залоговые аукционы», по итогам которых в 1995-1996 гг. отдельные банки получили право на контрольные пакеты акций ряда наиболее ценных добывающих предприятий в обмен на предоставление кредитов переживавшему глубокий бюджетный кризис правительству. Проблема заключается не столько в том, что средне- и долгосрочные интересы самого государства были принесены в жертву краткосрочным потребностям, сколько в закрытой и непрозрачной организации залоговых аукционов. К участию в них был допущен лишь узкий круг приближенных к правительству предпринимателей. Залоговые аукционы вместо шага в направлении рыночного механизма стали фактором укрепления сетевой структуры российской экономики, стимулирующей совершение трансакций преимущественно внутри групп предпринимателей, объединенных неформальными и формальными связями. Ограничение, без учета которого невозможно объяснить расхождения между официально заявленными и действительными результатами залоговых аукционов, связано со спецификой властных отношений, складывающихся в постсоветских странах. Поэтому предприниматели заинтересованы в установлении привилегированных отношений с представителями власти, чтобы в частном порядке уменьшить негативные последствия действий последних и даже получить выигрыш за счет проигрыша других, не имеющих подобных привилегий, предпринимателей.
Итак, «институциональная ловушка» постприватизацонного
развития российской
экономики описывается
Приватизация
экономики России в 1992-1996 годах
с теоретической точки зрения
была глубоко ошибочной - т.
к. проведена бессистемно, без
научного обоснования, при
С практической точки зрения
приватизация привела к
С
экономической точки зрения
С правовой точки зрения приватизация явилась преступным актом, так как привела к колоссальным экономическим и социальным потерям, проводилась поспешно с грубым нарушением, в ряде случаев игнорированием законности и при отсутствии нормативной базы, явилась причиной криминализации общества и прогрессивного роста преступности.
По методам
осуществления приватизация явилась
авантюрой, позволившей в короткий
срок обогатиться небольшой кучке
"новых русских", банкирам, коммерсантам
и агентам иностранных
Провозглашенные Указами Президента РФ, Законами РФ, Постановлениями правительства РФ и другими нормативными актами цели и задачи приватизации государственной собственности такие, как: создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение эффективности деятельности предприятий, привлечение инвестиций в производство, содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и другие обещания обнаружили свою полную несостоятельность, привели прямо к противоположным результатам. Приватизация общенародной собственности явилась крахом экономики страны и причиной обнищания широких слоев ограбленного и обнищавшего населения.
Социально-экономические потери от приватизации и разрушения экономики превышают 9500 триллионов рублей в ценах 1995 года (т.е. около двух триллионов долларов), в том числе: экономические потери составили более 5000 триллионов рублей и социальные - более 4500 триллионов рублей, что эквивалентно двадцати годовым бюджетным доходам Российской Федерации за 1996 год. К тому же, за пять лет приватизации вывезено из России более 60 миллиардов долларов, что соответствует сумме равной 1,5 доходов Федерального бюджета России в этом же году (по другим источникам - в три раза больше: 183,7 млрд. - ориентировочные данные на 1997 г.).
Главный
вывод состоит в том, что
социально-экономическая ситуация в стране
срочно требует решительного прекращения
массовой приватизации и перехода к сбалансированному
процессу преобразования форм собственности,
процессу, в котором равноправно проводились
бы мероприятия по приватизации, национализации
и конфискации незаконно присвоенной
собственности.
Заключение
В
заключении необходимо сказать, что
государство играет важную роль в
функционировании рыночной экономике;
функции государства
Последнее
время активно развернулся
К популярным формам приватизации относятся: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций предприятия менеджерами, продажа акций рабочему коллективу и распространение акций среди населения.
В России приватизацию можно разделить на 2 этапа, первый 1992-1994 годы носил ваучерный характер; второй с 1994 года – денежный; за 2 этапа было приватизировано более 66% государственных предприятий; процесс приватизации еще не завершен и требуется еще много работать над этим.
Разгосударствление
- это максимально возможное
В условиях современной рыночной экономики приватизация государственной собственности не является самоцелью или воплощением идеологических симпатий или антипатий. Осуществляя приватизацию, государство стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком границы, добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства.