Приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации, а также социально-экономический последствия преобразования отношений собственности. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать реформирование отношений собственности;
2. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;
3. Рассмотреть особенности приватизации в России.
4. Проанализировать последствия приватизации.

Работа содержит 1 файл

курс по приватизации.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

     Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

     В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

     Еще долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Важная  проблема в развитии государственной  собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

     Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

     Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

     В преодолении монополизма может  играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

     Тем не менее, одной из главных теоретических  и практических проблем явилось  разгосударствление, определение и  использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.  
 

Глава 2. Разгосударствление и приватизация 

2.1 Особенности приватизации  в России 

     Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем  в западных странах. Подавляющее  преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для:

  • демонополизации экономики и стабилизации экономического положения;
  • развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями;
  • рациональной деятельности государственного сектора;
  • повышения эффективности функционирования предприятий;
  • стимулирования различных форм предпринимательства;
  • улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.

     В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап пришелся на 1992-1994 годы.

     Приватизационный  процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, «ваучерный»  характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

     «Ваучерный» характер приватизации в России означает, что государственная собственность  передается гражданам бесплатно. В  августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации.

     На  приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов

     В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных  и муниципальных предприятий  на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия(занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

     Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.

     С появлением ваучеров как особого  типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой практики. Функции чековых инвестиционных фондов состоят: а) в мобилизации за счет эмиссии собственных акций; б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационных предприятий; в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб.

     Вторая  особенность отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.

     Адаптация приватизируемого предприятия к  формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный  процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

     В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.

     Первый  этап закончился в июне 1994 года. Результатами этого периода приватизации в  России оправданно считают следующие:

  1. разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные объекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждане;
  2. впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частую собственность имущества десятков тысяч предприятий;
  3. центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытостью, позволяющей привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск (использование двух типов заявок – содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона); гарантиями на владение акциями выставленного на продажу пакета предприятий, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности.

     Однако  результаты первого периода приватизации оцениваются неоднозначно. Прежде всего, хотя приватизационные чеки позволили каждому гражданину получить реальную возможность (правда, небольшую) участвовать в перераспределении собственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоя частных собственников.

     Способы приватизации, зафиксированные в  государственной программе, излишне  унифицированы. А между тем одновременное  применение различных форм, их оптимальное  сочетание способно обеспечить гибкость приватизационной стратегии в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в различных регионах.

     Недостаточно  использован при приватизации отраслевой подход, учет структуры каждой отрасли. Это позволило бы знать реальное положение предприятий в отрасли, соединить при продаже государственных предприятий стабильные фирмы с неблагополучными, предотвратить скупку лучших государственных компаний.

     Наиболее  сложный вопрос при осуществлении  приватизации – оценка стоимости  государственного имущества. Для российской приватизации характерна продажа предприятий ниже их рыночной стоимости. В результате многие предприятия были проданы за бесценок.

     Не  были продуманы механизмы защиты от негативных последствий приватизации. Так, не требовалась декларация о  доходах от крупных покупателей приватизационного имущества, не проверялась их кредитоспособность, «не отслеживалось» движение приватизационных чеков.

     Все это свидетельствует о том, что  программа приватизации и механизм ее реализации нуждались в корректировке.

     С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе – постваучерный, или денежный.

     Участниками денежной приватизации становятся крупные  инвесторы, а следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

     Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

     Механизм  продажи акций на специализированных денежных аукционах полностью повторяет  механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акции также  продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главная особенность – оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.

     Проведение  инвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акций  инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственного бюджета.

     Очевидна устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий, что можно объяснить следующими факторами:

     а) завершением процесса приватизации по "унифицированным схемам";

     б) в основном завершено акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;

     в) отсутствием заинтересованности менеджмента в проведении приватизации, что обусловлено наличием в гражданском законодательстве права хозяйственного ведения, которое практически выводит унитарные предприятия из-под эффективного контроля государства;

Информация о работе Приватизация