Приватизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке

Содержание

1 Введение
2 ПриватизациЯ в России:

1.1Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы
1.2 Этапы приватизации
1.3 Основные концепции приватизации
1.4 Экономическое содержание приватизации
1.5 «Плюсы» и «минусы» приватизации
1.6 Реальные проблемы приватизации
1.7 Перспективы приватизации
3 ЗаклюЧение
4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5 ПриложениЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать)
 
 

 План 

 1    Введение 

     2   ПриватизациЯ в России: 
 

    1.1Общая  характеристика «приватизационной»  экономической реформы 

    1.2 Этапы  приватизации  

    1.3 Основные  концепции приватизации 

    1.4 Экономическое  содержание приватизации 

1.5 «Плюсы»  и «минусы» приватизации 

      1.6 Реальные проблемы приватизации

 

    1.7 Перспективы приватизации 

 

       3   ЗаклюЧение 

       4   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

       5   ПриложениЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

  Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более  важное место в отечественной  экономической науке. Это обусловлено  тремя причинами. Во-первых, необходимостью  осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

  В  теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

  Следует  иметь в  виду, что до сих  пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

  Завершение  начального этапа приватизации  в России (так называемой «чековой  приватизации») требует оценки  его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному»  этапу приватизации нуждается  в прогнозе постприватизационного развития предприятий. Цель данной курсовой работы состоит в том ,чтобы подробнее рассмотреть приватизацию ,проводящуюся в России, выявить ее достоинства и недостатки, а также цели данной экономической программы  и методы ее проведения. А также рассмотреть рынок недвижимости в Российской федерации, его основные черты. В данной работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику «приватизационной»  экономической реформы;
  2. Рассмотреть этапы приватизации
  3. Рассмотреть основные концепции приватизации;
  4. Рассмотреть экономическое содержание приватизации;
  5. Рассмотреть «плюсы» и «минусы» приватизации;
  6. Изложить реальные проблемы приватизации;
  7. Рассмотреть  дальнейшие перспективы приватизации.

  
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ  В РОССИИ

1.1Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.

 

Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

формирование  слоя мелких и средних собственников;

сокращение  доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

перераспределение экономических основ власти.

Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета  не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому  или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный  характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты  сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование  приватизации как постоянного инструмента  государственного регулирования экономики  на последующих этапах будет иметь  общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков  стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное  проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий  зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий. 

1.2Этапы  приватизации

 

Говоря об этапах приватизации, в России следует различать  два основных: первый - это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон , который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три  ближайших года, и состояла из задания  на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относились и относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации (конкурс (предложение лучших условий выкупа; аукцион (предложение более высокой цены); выкуп (чаще всего через аренду);акционирование) и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых - предприятий, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации, величину сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде (а также размер вклада на одного получателя), условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, и, наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

В программе  также устанавливался перечень государственных  предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Информация о работе Приватизация в России