Приватизация в России: формы и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

Введение.______________________________________________стр.3-4
1. Сущность приватизации ______________________________стр.5-10
2. Формы и способы приватизации.______________________стр.11-14
3. Цели приватизации._________________________________стр.15-18
4. Этапы приватизации.________________________________стр.19-24
5. «Плюсы» и «минусы» приватизации.___________________стр.25-27
6. Реальные проблемы приватизации.____________________ стр.28-35
Заключение.___________________________________________стр.36-38
Список литературы._______________________

Работа содержит 1 файл

мой.docизмен.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      На заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний

      У потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений- рынок государственных ценных бумаг

      Из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую

В 1995 – 1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации – недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России схемы так называемых залоговых аукционов (осень-зима 1995). В соответствии с этой схемой правительство получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты.

Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвующими банками, а после завершения аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные органы управления, препятствуя открытию всей финансовой информации и тормозя тем самым начало реструктизации предприятия (таким, например, было противостояние « Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка).

В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства.

С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации.

Крупнейшими сделками  в 1997-1998 гг. стали продажи пакетов акции компаний «Связьинвест», «Роснефть».

Минэкономразвития внесло в минфин план по продаже госимущества. В Росимуществе уверены, что он будет выполнен и принесет бюджету больше триллиона рублей до 2013 года. Правда, из-за ситуации на мировых рынках большая часть активов может быть продана иностранным инвесторам. 
Это признали участники конференции "Приватизация федерального имущества в 2011-2013 годах: направления эффективного сотрудничества федеральных органов власти и инвестиционных банков", которая прошла в Росимуществе. 

"Сегодня в прогнозном плане приватизации на 2011-2013 годы стоит 1375 пакетов акций акционерных обществ", - сказал корреспонденту "РГ" заместитель руководителя Росимущества Эдуард Адашкин. Конечно, отметил чиновник, "не все из них в итоге будут приватизированы за этот срок, в том числе и по объективным экономическим причинам, например, связанным с ухудшением финансового состояния предприятия. Из этого списка около 60 процентов уже прошли предварительную оценку и готовятся к продаже.

Полученный доход покроет порядка одной трети дефицита бюджета, считают эксперты. Всего же в течение 2011-2013 годов планируется приватизировать такие значимые предприятия, как "Апатит", издательство "Просвещение", авиакомпания "Сибирь", "Архангельский траловый флот", Ульяновский автозавод, "Мурманский морской рыбный путь". 
Не останутся в стороне и компании-лидеры в целом ряде отраслей экономики. Так, приватизация коснется НК "Роснефть" (25 процентов минус 1 акция), "РусГидро" (7,97 процента минус 1 акция). Банковский сектор в списке представлен Сбербанком (7,58 процента минус одна акция) и банком ВТБ (35,5 процента минус 1 акция). Также будут приватизированы ОАО "Российские железные дороги" (25 процентов минус 1 акция), в сельскохозяйственной сфере - "Росагролизинг" (50 процентов минус одна акция) и "Объединенная зерновая компания" (100 процентов). 
Причем для подготовки предприятий к приватизации Росимущество намерено привлекать так называемых инвестиционных консультантов, которые давали бы профессиональные советы: что продавать, когда продавать,в каком объеме? 
Сейчас, по оценкам экспертов, продавать госсобственность довольно сложно. Фондовые рынки находятся далеко не в лучшем состоянии, и серьезная волатильность в ближайшее время сохранится, считает президент "Барклайс Капитал" в России Роберт Форесман. "Программа приватизации рассчитана на несколько лет вперед, и участникам процесса необходимо быть готовыми к самым разным рыночным ситуациям", - отметил эксперт. 
Тем не менее уже сегодня Россия занимает существенную долю на рынках акционерного капитала Европы (за последнее время она достигла 7 процентов), поэтому потенциал для роста вполне есть и его можно реализовать. 
В 2012 году доходы от приватизации составят 300 миллиардов рублей, в 2013 году - 380 миллиардов, в 2014 году - 475 миллиардов, сообщил журналистам директор департамента имущественных отношений министерства Алексей Уваров. Ранее глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина допускала, что при благоприятных условиях можно за год продать госсобственности на триллион рублей. Но, как уточнил Уваров, внесенный министерством прогноз приблизительный и довольно консервативный. При реализации цифры могут быть и выше. Но, понимая всю сложность ситуации на финансовых рынках, министерство не хочет заражаться излишним оптимизмом. Наибольшие поступления, по словам Уварова, в 2012 году принесет продажа пакета "Роснефти".[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации  в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятий  в рыночную среду.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»)              .

Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности  преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако, я считаю, что банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.


             Реальные проблемы приватизации в РФ.

До сих пор остаётся загадкой, почему процесс приватизации в России не начался с всеобъемлющей аграрной и земельной реформы. Незыблемость принципа частной собственности обеспечивает частная собственность на землю. Чтобы сделать процесс рыночных преобразований необратимым, надо было решить земельный вопрос. Вместо этого зарождавшееся фермерство было задушено налогами и брошено на произвол рыночными реформаторами. Более того, при приватизации промышленности "забыли", что производственные объекты не висят в воздухе, а занимают определённые земельные участки. Задним числом была придумана схема, по которой предприятия должны выкупать занимаемые территории. У кого? По каким ценам? Ответы на эти вопросы, которые дают федеральные власти, неподвластны экономической логике. Одновременно в процессе размежевания форм собственности "забыли" и о полезных ископаемых. В результате компании, приватизировавшие горно- и нефтедобывающее оборудование, де-факто получили практически бесплатно контроль над природными ресурсами, что привело к денационализации природной ренты. Фактическая приватизация рентного дохода привела к финансовому банкротству государства (доходная часть госбюджета не способна покрывать на достойном уровне те расходы, которые государство обязано нести в силу объективно вменяемых ему функций: оборона, содержание правоохранительных органов, система начального образования, детских домов и т.д.). В связи с этим в обществе постоянно генерируется социальное напряжение.[6]

Акционирование государственных предприятий в России имеет много общего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.

"Ваучерная приватизация", выполнив задачу отсечения подавляющей части населения от передела собственности, расчистила поле деятельности для избранных властью приватизаторов. Российская модель приватизации не решила ни одной проблемы экономики страны, но создала много новых. Как уже отмечалось, главные беды российской экономики ведут свой отсчет от дисбаланса внутри обозначенного треугольника: госсобственность - частная собственность (или долгосрочная аренда с правом выкупа) - эффективный менеджмент. Если с этих позиций посмотреть на проблему функционирования экономического потенциала страны, то можно выделить три "болевые точки".

Информация о работе Приватизация в России: формы и противоречия