Приватизация в России: формы и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

Введение.______________________________________________стр.3-4
1. Сущность приватизации ______________________________стр.5-10
2. Формы и способы приватизации.______________________стр.11-14
3. Цели приватизации._________________________________стр.15-18
4. Этапы приватизации.________________________________стр.19-24
5. «Плюсы» и «минусы» приватизации.___________________стр.25-27
6. Реальные проблемы приватизации.____________________ стр.28-35
Заключение.___________________________________________стр.36-38
Список литературы._______________________

Работа содержит 1 файл

мой.docизмен.doc

— 162.50 Кб (Скачать)


 

 

             Министерство образования и науки Российской Федерации

     Байкальский государственный университет экономики и права

                    Финансово-экономический факультет

                       Кафедра экономической теории

 

 

 

 

             КУРСОВАЯ РАБОТА

         Приватизация в России: формы и противоречия

 

 

 

                                                                        

 

 

                                                                    Выполнила студентка

                                                                              2 курса, Ф-10-1

                                                                       Перевалова Анна Ивановна

                                         Проверил: Кандидат экономических наук доцент

                                                           Трофимова  Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

                      

                                       Иркутск, 2011

                                                    План.

Введение.______________________________________________стр.3-4

1.      Сущность приватизации ______________________________стр.5-10

2.      Формы и способы приватизации.______________________стр.11-14

3.      Цели приватизации._________________________________стр.15-18

4.      Этапы приватизации.________________________________стр.19-24

5.      «Плюсы» и «минусы» приватизации.___________________стр.25-27

6.      Реальные проблемы приватизации.____________________ стр.28-35

         Заключение.___________________________________________стр.36-38

Список литературы._____________________________________стр.39-40

 

 

 

 

 

                                           Введение.

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации государственной собственности в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

  Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

  В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

  Следует иметь в  виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса.

                                       

 

 

 

                                           Приватизация

Первые законы о приватизации появились еще в 1991 г. (автор состоял в списке разработчиков первого закона о малой приватизации в России). В середине 1991 г. был принят закон об именных приватизационных счетах населения. Но приватизация фактически не была организована органами власти – и российскими и союзными. Политики тогда занимались не реформами, а борьбой друг с другом.[1]

Реформы отношения собственности являются важнейшим элементом постсоциалистической рыночной трансформации. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Так, одним из постулатов неолиберальной модели экономической рыночной трансформации, которой в целом следовало большинство постсоциологических стран, являлось возможно более быстрое дерегулирование экономики, т.е. уход государства от непосредственного руководства агентами микроуровня и отделение  реального сектора от государственного бюджета (отмена государственных субвенций, дотаций, льгот, гарантии). В связи с этим ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий.   

Приватизация – это процесс перехода(передачи, продажи) государственного имущества в собственность юридических и физических лиц. В соответствии с российской программой массовой приватизации в течение почти восемнадцати месяцев большинство объектов государственной собственности(более 12 тыс.предприятий) перешло в частные владения.[2]

Основным способом приватизации было преобразование государственного предприятия в открытые акционерные общества со 100 % акций в государственной собственности и продажа их работникам предприятий, а также на конкурсной основе и на специализированных аукционах.

Оформление сделок приватизации государственных и муниципальных предприятий как имущественных комплексов должно осуществляться путем  заключения договора купли-продажи между покупателем и продавцом, который обязан заключить такой договор. В то же время закон не предусматривает принуждения к заключению договора лица, признанного покупателем приватизируемого имущественного комплекса.

По закону бесплатно приватизировать объект жилой недвижимости гражданин может только один раз в жизни.

После приватизации граждане- собственники жилья имеют право на получение обслуживания и ремонт своего жилого фонда.

                           Сущность приватизации

Приватизация в переходной экономики является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имуществ, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвоздмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно- хозяйственных формах- от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно техническом комплексе, к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории – собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

      приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

      приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

      изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

      обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

      приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

      каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно само является инструментом реформы и создает предпосылки для реализации других реформ. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.). В отличие от приватизации положительными моментами деприватизации являются отсутствие у нанимателей жилых помещений обязанностей по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества (часть 1 статьи 154 ЖК РФ), отсутствие обязанностей по уплате налога на жилое помещение, обязанностей по выбору одного из способов управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 161 ЖК РФ). Другими словами, владелец деприватизированного жилого помещения не имеет тех обязанностей, которые имеет владелец приватизированного жилого помещения.[3]

                          

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Приватизация в России: формы и противоречия