Приватизация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:51, реферат

Описание работы

Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживала и переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Конечно, данная проблема не нова, о ее существовании свидетельствует история человеческой цивилизации (родовая и соседская общины). Она не потеряла актуальность и в наше время, в период краха советской модели и развития демократических идей.

Работа содержит 1 файл

Приватизация в РФ.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

 

Главным результатом приватизации в этом году по мнению экспертов должно стать не столько пополнение государственной казны, сколько превращение этого процесса в реальный инструмент стимулирования экономического роста в стране.

 

В пользу этого тезиса говорит  хотя бы тот факт, что запланированные  в бюджете доходы от продажи государственных  пакетов акций в два раза ниже, чем прибыль от управления принадлежащего исполнительной власти имущества. Таковая  должна в этом году составить 40 миллиардов рублей. Другое дело, что разгосударствление собственности и переход контроля над предприятиями в руки частных  акционеров правительство теперь рассматривает  как способ простимулировать рост предпринимательской активности.

 

Государство по-прежнему владеет  более чем 9 тысячами федеральных  унитарных предприятий, одной сотней казенных, а также пакетами акций  в более чем 3000 акционерных обществах. Причем, в нескольких десятках из них  правительство контролирует 100% уставного  капитала. В результате, по данным Минэкономразвития, госсектор производит более 30% всего  отечественного ВВП.

 

Но почему возникает задача приватизации этих предприятий? Для  ответа на данный вопрос обратимся  к примеру. В настоящий момент государству принадлежит около 400 ФГУП Минобороны РФ, с 1993 по 2001 гг. 87 унитарных  предприятий Минобороны были обанкрочены, износ основных производственных фондов ныне существующих предприятий составляет более 80%, большинство ФГУП убыточны. Госзаказы не в состоянии обеспечить их стабильное существование, потому имеют  место часто незаконные, теневые  виды деятельности: продажа имущества, сдача в аренду основных средств  и др. Соответственно от этой деятельности государство никакого дохода не получает.  В связи с этим особенно важной является задача трансформации ФГУП. У этой задачи есть два направления:

 

1) Образование казенных  предприятий (предприятиям предоставляются  различные льготы, их деятельность  относительно стабильна, существует  возможность оказания платных  услуг для внешней рыночной  среды)

 

2) Образование акционерных  обществ (данный способ является  наиболее выгодным для госбюджета, т.к. 100% акций вновь создаваемого  предприятия принадлежат государству,  предприятиям предоставляется полная  рыночная свобода, государство  следит за наличием заказов). При осуществлении приватизации данным способом вероятность банкротства предприятий очень велика, потому что лишь 5 (из 400!)  ФГУП успешно ведут свою деятельность.

 

Для проведения трансформации  унитарные предприятия должны предоставить в Минимущество показатели своей деятельности: выручку, чистую прибыль, чистые активы. Из этих данных будет сформирован реестр показателей эффективности деятельности унитарных предприятий и представлен потенциальным покупателям.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С одной стороны, в результате целенаправленной и относительно быстро проведенной ваучерной приватизации в России началось формирование некоторых институциональных основ рыночной экономики и наметились первые признаки изменения социальной структуры на базе укрепления негосударственного сектора: сформировался корпоративный сектор экономики, а также биржевой и внебиржевой рынки корпоративных ценных бумаг, возникла система инвестиционных институтов и, наконец, появился новый социальный слой — частные собственники, акционеры, пайщики.

 

Главный недостаток модели приватизации на первом этапе реформ в России состоит в том, что переход  госсобственности в частные руки зачастую не был непосредственно  связан с улучшением экономического состояния предприятий. Не оправдались  надежды, что “автоматически” будет  решена проблема эффективности хозяйствующих  субъектов и экономики в целом.

 

После принятия в 1997 г. нового закона о приватизации продажа госсобственности имеет преимущественно фискальный характер и направлена на выполнение “плана по  наполнению госбюджета”. При этом, по существу, игнорируется необходимость инвестирования средств от приватизации в производство, что не позволяет использовать ее в качестве инструмента экономического роста. Приватизация теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения участия в ней не принимают, что укрепляет позиции частного и номенклатурного капитала и вытесняет большую часть граждан в сферу наемного труда. Перспектива создания среднего класса отодвигается на неопределенный срок. Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база не ориентируют на подъем реального сектора экономики.

 

Сегодня нужна приватизация не фискальная, а инвестиционно-реструктуризационная, с целью оздоровления предприятий, оживления и подъема производства. Это предполагает, что государство устанавливает рыночные правила игры и выступает продавцом госимущества, внесет существенные коррективы в действующую модель. В числе наиболее радикальных мер могли бы быть:

 

1. Введение механизма продажи  госимущества с длительной рассрочкой  платежей. Правительство, с одной  стороны, отказывается от требований  немедленных всеобъемлющих платежей  и должно искать иные средства  сокращения бюджетного дефицита. С другой стороны, в порядке  компенсации правительство прекращает  выдачу всех видов субсидий  предприятиям, участвующим в выкупе  в рассрочку;

 

2. Инвестирование приватизируемых  предприятий, предпродажная подготовка  и постприватизационная поддержка за счет средств от продажи госпредприятий и госпакетов акций на возвратной основе;

 

3. Внедрение механизма  капитализации и конвертации  кредиторской задолженности предприятий  перед государством;

 

4. Участие в процессах  приватизации и реструктуризации  производства и согласование  интересов государства, крупного  частного капитала и основной  массы населения. Последние должны  иметь преференции, включая льготы  и рассрочки на приобретение  государственного имущества и  госакций. Вовлекая владельцев крупного частного капитала и населения в процессы приватизации и реструктуризации, правительство получает доступ к финансовым ресурсам, сосредоточенным в их руках, включая денежные средства, выведенные из реального оборота. Перечисленные и иные меры подобного рода должны вводиться одновременно и оказывать комплексное воздействие на процессы приватизации и реструктуризации.


Информация о работе Приватизация в РФ