Приватизация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:51, реферат

Описание работы

Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживала и переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Конечно, данная проблема не нова, о ее существовании свидетельствует история человеческой цивилизации (родовая и соседская общины). Она не потеряла актуальность и в наше время, в период краха советской модели и развития демократических идей.

Работа содержит 1 файл

Приватизация в РФ.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

 

Распределение выручки от приватизации. Выручка от приватизации является собственностью государства  и распределяется в зависимости  от приоритетов, установленных в  законодательстве. Причем эти приоритеты должны определяться не на отдаленное будущее, а на относительно небольшой  период времени. Поэтому предусматривается, что определение порядка и  направлений расходования выручки  от приватизации осуществляется ежегодно.

 

Состояние глубокого экономического кризиса в стране диктовало необходимость  направления значительной части  выручки на погашение государственного долга. Оставшаяся часть направлялась во внебюджетные фонды местных Советов  народных депутатов.

 

 

 

Этапы приватизации

 

Начиная с 1992 г. приватизация в России прошла несколько этапов. В качестве основных можно рассмотреть: ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.) Также стоит отметить важность современного этапа приватизационного процесса. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно – правовой базе. На денежном этапе действуют разные подходы и конкретные методы передачи госсобственности в частные руки — от принятых в мировой практике публичных продаж до таких специфически российских схем, как залоговые аукционы, передача госпакетов из федеральной собственности в собственность регионов в порядке возмещения средств по несостоявшимся трансфертам, передача в доверительное управление и многое другое.

 

 

 

 

 

Ваучерная приватизация 1992-1994 гг.

Понятие  приватизации  государственных  и  муниципальных  предприятий дается в законе РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации" (ныне не действующем).

Приватизация   государственных   и   муниципальных   предприятий - приобретение   гражданами,  акционерными  обществами  (товариществами)  у  государства  и местных Советов  народных депутатов в частную  собственность предприятий,   цехов,  производств,  участков,  иных  подразделений  этих предприятий,  выделяемых  в  самостоятельные  предприятия;  оборудования, зданий,   сооружений,   лицензий,   патентов   и  других  материальных  и нематериальных  активов  предприятий  (действующих  и  ликвидированных по решению   органов,   правомочных   принимать   такие   решения  от  имени  собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов  в  капитале  акционерных  обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым   предприятиям   долей  (паев,  акций)  в  капитале  иных акционерных   обществ  (товариществ),  а  также  совместных  предприятий, коммерческих  банков,  ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

 

Термин "приватизация" родился в недрах команды Явлинского при подготовке документов к программе "500 дней". Именно Явлинский и  его коллеги впервые в истории  СССР и России системно и логично  определили задачи приватизации, схему  управления этим процессом, а также  основные сроки. Представления о  механизме приватизации сводились  к жёсткому "московскому" управлению, к единой общесоюзной (общероссийской) схеме продажи государственной  собственности советским и иностранным  гражданам. Команда Явлинского в  тот период разработала полный набор  документов и положений о необходимых  для приватизации рыночных структурах - биржах, аукционах, фондах, конкурсах, комиссиях и т.п. Этот набор документов стал классическим и использован во многих республиках бывшего СССР. В общем, период Явлинского в приватизации можно свести к формуле "управляемая распродажа за деньги государственной собственности любому покупателю без специфичных запретов и льгот; единообразие подходов для всей территории России; аккумулирование полученных средств в федеральном бюджете".

 

Используя добротную документальную подготовку процесса приватизации, председатель Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом Малей в короткий срок смог убедить Б.Н.Ельцина в ошибочности схемы "торговой приватизации" в связи с неплатёжеспособностью населения России и необходимости проведения "народной приватизации". Предполагалось, что "народная приватизация" коснётся 70% основных промышленных и сельскохозяйственных фондов. При этом всё население России должно было получить безвозмездно в свои руки государственное имущество оценочной стоимостью 2200 млрд. руб. Каждый гражданин России должен был получить свою долю размером 14 тысяч условных балансовых рублей. Основной идеей этого механизма приватизации являлось наделение граждан приватизационным именным чеком, покупательная способность которого не подвержена инфляции и только возрастает по мере выявления рыночной стоимости приватизационного государственного имущества. Каждый владелец чека мог купить на него или непосредственно акции приватизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда приватизации. Не допускалось вовлечения именных чеков в продажу.

 

Важной особенностью данного  метода приватизации являлась обязательная рыночная переоценка стоимости акционированных  предприятий (сертификация) с помощью  ведущих аудиторских фирм и банков западного мира.

 

Итак, "малеевский" период приватизации предполагал безвозмездное первоначальное распределение 70% госимущества (без стоимости земли) среди 150 млн. граждан России; выдачу каждому гражданину на руки приватизационного именного чека на 14.000 условных балансовых рублей, проведение акционирования приватизируемых предприятий и продажу акций населению за чеки; организацию рынка акций и их продажу за деньги на фондовых биржах после рыночной переоценки приватизируемых предприятий. С учётом инфляционного рыночного курса рубля в 1993 году каждый участник приватизации распорядился бы примерно 2.800.000 - 3.000.000 руб. (при продаже своих акций по номиналу на бирже). Предполагалось, что 40% граждан России сразу продадут свои акции, что приведёт в целом к "выбросу" на потребительский рынок около 18 трлн. руб. Остальная часть акционеров удовольствуется дивидендами (до 10% в год), что добавит ещё около 270 млрд. При трёхлетнем периоде "вброса" приватизационных денег на потребительский рынок их годовое поступление не превысило бы 6-7 трлн. руб. Если судить по реалиям этого года, когда только дефицит бюджета пришлось утвердить в размере более 20 трлн. руб., плата за исчерпывающую, последовательную приватизацию была бы невелика и, главное, не понадобился бы тотальный и оскорбительный обман российского народа.

 

В яростную борьбу против "малеевской" схемы приватизации бросились "истинные" рыночники в Верховном Совете РСФСР: П.С.Филиппов, С.Н.Красавченко, В.Ф.Шумейко. Они добились сначала принятия закона РСФСР, бесконечно уменьшающего долю каждого гражданина России, затем поддержали меры, реализующие комбинированную схему приватизации, - продажа части госсобственности на аукционах при оплате акций рублёвыми ваучерами. На этом закончился "малеевский" период приватизации (как и карьера председателя ГКИ РСФСР) и начался третий, "чубайсовский" период.

 

Как следует из официальных  документов СМ РСФСР 1991 года, Чубайс получил "на руки" сформированный ГКИ РСФСР, 88 региональных комитетов по управлению госимуществом, министерский кабинет  в личное пользование, проект первой Государственной программы приватизации, основанной на добротных проектах подзаконных  актов, подготовленных в своё время  командой Явлинского и только оформленных  в установленном порядке "командой Малея".

 

Итак, третий, "чубайсовский" период приватизации в России стартовал  на всём готовом с января 1992 года. Стартовал и двинулся в сеть губительных  для общества ошибок и нелепостей. Что же достигнуто?  Вместо большой  прибыли бюджета от приватизации (по Явлинскому) затрачены огромные бюджетные средства на содержание непрерывно увеличивающегося аппарата ГКИ РФ. Сделан даже долларовый заём для оплаты услуг многочисленных иностранных  советников Чубайса. Можно смело  сказать, что опора Чубайса на западный опыт приватизации оказалась  ошибочной, привела к потере темпа  и смысла приватизации, к подрыву  реформ Б.Н.Ельцина, т.к. данный опыт не опирался на особенности российского  законодательства. В результате "ваучеризации" экономика России получила инфляционный "допинг" в объёме 1500 млрд. пустых рублей. По всей стране прокатилась волна спекуляций ничем не обеспеченными ваучерами. Вместо нормального рынка ценных бумаг в России был создан рынок "бумажных ваучеров".

 

В России, в отличие от восточноевропейских стран, имевших  на первоначальном этапе общественно  поддержанные программы системной  трансформации, реформаторы сознательно  дистанцировались от общества по концептуальным, программным вопросам и осуществляли необходимые "шоковые" меры под  прямую ответственность Президента страны. В короткий срок были созданы  законодательные и нормативные  основы ваучерной приватизации на период 1992-1994 гг., прописаны ее конкретные формы и методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

 

Вместе с тем четкой субординации целей приватизации в  этот период легально не существовало. Сложная социально-политическая обстановка не позволяла открыто выдвигать  заведомо конфликтные цели. Поэтому  на первом этапе приватизации предлагавшиеся обществу целевые установки имели  откровенно демагогический характер и  были по существу оторваны от действительно  проводившихся мер (уход государства  из управления реальным сектором и  отделение предприятий от госбюджета). Население, приняв популистские лозунги  типа "вернуть народу собственность" и сделать всех трудящихся "настоящими собственниками", в основном поддержало ваучерную приватизацию. В результате удалось быстро и без социальных взрывов осуществить первичный передел государственного имущества и первоначальное закрепление прав собственности. Энергичная пропагандистская кампания, многочисленные шумные ваучерные аукционы успешно отвлекли общественное мнение от оппонентов проводившейся концепции первичного передела госсобственности и практически нейтрализовали альтернативные предложения по приватизации.

 

У российской ваучерной модели были свои, присущие только ей особенности: во-первых, ваучер был неименным, а значит его можно было свободно купить и продать, во-вторых, на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости фондов на 1.07.1992 г. Это позволило без особых трудностей и в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров, свободно их продавать и покупать, в том числе и на бирже, используя затем уже для покупки акций на чековых аукционах. Формировались институциональные инвесторы, сразу воспользовавшиеся возможностью масштабных ваучерных вложений (нередко на средства "теневых" инвесторов).

 

Позволив быстро провести первичное закрепление прав собственности, российская модель ваучерной приватизации генерировала, пожалуй, самую болезненную экономическую проблему, не решенную до сих пор — неплатежи. В условиях гиперинфляции первых лет реформы номинал ваучера не позволял индексировать основные средства, т.к. капитал акционирующихся предприятий, как и ваучер, рассчитывался по балансовой стоимости на 1.07.1992. Ваучер, таким образом, "запер" стоимостную оценку средств предприятий, и они стремительно обесценились. Именно тогда менеджмент настойчиво выдвигал требования проиндексировать основные и обортные средства и даже сам номинал ваучера. Понятно, что эти требования были проигнорированы, ведь переоценка разрушила бы всю задуманную конструкцию. Первая переоценка основных средств была проведена уже в самом конце ваучерного этапа. Таким образом, не только жесткая денежная политика сама по себе (как считал в большинстве своем менеджмент), но и беспрецедентная по масштабам недооцененность капитала вызвала обвальную демонетизацию экономики, всеобщую нехватку денег на возобновление производственного цикла, т.е. неплатежи. Вот тогда-то российский менеджмент усвоил свой первый урок: стало возможно в общей неразберихе долгов перестать расплачиваться с партнерами по бизнесу и с государством, а затем - и с собственными работниками.

 

Другим важным следствием российской ваучерной модели стал характер корпоративного капитала после первичного размещения акций. В большинстве компаний в результате использования льготных схем приватизации (беспрецедентные по мировым меркам льготы трудовым коллективам и менеджменту) установилась размытая структура собственности, не дававшая устойчивых преимуществ контроля ни одной группе акционеров и требовавшая дальнейшего перераспределения. По данным Госкомимущества РФ, в середине 1994 г. (официальное завершение ваучерной приватизации) в новых компаниях доля в капитале внутренних акционеров составляла 60-65% (самый большой резерв для дальнейших трансакций), внешних — 18-22%, государства — до 17% (усредненные данные по приватизированным компаниям). Разумеется, такая структура акционерного капитала была неблагоприятна для реальных инвестиций, абсолютно необходимых всем российским приватизированным компаниям для их рыночной реструктуризации.

 

Практически сразу после  завершения ваучерной приватизации началось постепенное изменение структуры капитала приватизированных компаний в сторону безусловного сокращения доли работников, стабилизации и некоторого роста доли менеджмента, медленного роста доли крупных внешних инвесторов и стабилизации доли мелких. За один год (до середины 1995 г.) доля внутренних инвесторов в структуре акционерного капитала снизилась до 56%, внешних — увеличилась до 33%, доля государства уменьшилась до 11%.

 

Важнейшими социальными  силами и институциональными структурами, активно вовлеченными в приватизацию в период 1992-1994 гг. и сохранившими свое влияние на денежном этапе, были:

 

1. Административно-хозяйственная  бюрократия (номенклатура), спешившая  максимально трансформировать власть  в собственность и деньги. Главные номенклатурные атаки на стандартные, законодательно предусмотренные (законом о приватизации и государственной программой) приватизационные процедуры развернулись в 1993 г. Широко практиковались методы перевода в частную собственность государственного имущества через дочерние фирмы и малые предприятия.

 

Номенклатура ряда отраслей, особенно ТЭК, стремилась закрепить  контрольные пакеты учрежденных  на базе госпредприятий акционерных  обществ в государственной собственности  с делегированием полномочий по управлению ими соответствующим отраслевым ведомствам или же самим компаниям (как, например, было в РАО "Газпром"). Формировались гигантские холдинговые  структуры с делегированием контрольного пакета акций материнской компании в управление соответствующему ведомству. В 1992-1993 гг. в Госкоимущества было подано около 100 подобных заявок, из них 35 были приняты к реализации.

 

2. Менеджмент (директорат) приватизированных  предприятий, занимавший своего  рода промежуточное положение  между интересами собственного АО и номенклатуры. Большая часть менеджмента, особенно небольших предприятий, отстаивала, как и местная номенклатура, закрытую форму обществ. В открытых АО, блокируясь с трудовым коллективом, директора избирали второй вариант льгот по приватизации, по которому абсолютный контрольный пакет выкупался совместно работниками и менеджментом. Можно считать, что преобладание среди приватизированных предприятий второго варианта (3/4 всех предприятий) объясняется не только позицией трудовых коллективов, реагировавших, наряду с прочим, на массированную пропагандистскую волну, но и интересами менеджмента, стремившегося сохранить за собой контроль над "своими" предприятиями.

 

3. Трудовые коллективы  стали в ходе первичного закрепления  прав собственности владельцами  большинства приватизированных  предприятий (75%), что, конечно,  было возможно только на этапе  ваучерной приватизации. Авторы концепции хорошо понимали, что быстрое и массовое отделение реального сектора от иерархии органов государственной власти в такой стране, как Россия, иными методами просто невозможно. Разумеется, это было отступлением от проводившихся правительством либеральных принципов реформ, но ведь ставка делалась на максимальную социальную бесконфликтность и быстроту первичного передела.

Информация о работе Приватизация в РФ