Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Задачи исследования:
определить экономическое содержание процесса приватизации;
провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;
проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;
рассмотреть перспективы приватизации в России.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и пути разгосударствления 6
1.2 Сущность и формы приватизации 8
2 ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯЯ В РОССИИ 11
2.1 Акционирование и ваучерная приватизация 11
2.2 Итоги и перспективы приватизации 18
3 ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 22
3.1 Опыт ваучерной приватизации 22
3.2 Опыт платной приватизации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
1.2 Сущность и формы приватизации
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц [1].
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий". [3]
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий - производителей, основанных на том или ином производственно - техническом комплексе, к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
В таблице 1 представлены виды приватизации.
Таблица 1. Формы приватизации.
Форма приватизации | Сущность формы |
Формальная приватизация | Предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму в порядке общего или частного правопреемства. |
Реальная приватизация | Происходит в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором; форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне. |
Денежная приватизация | Форма приватизации на возмездной основе в форме прямой покупки приватизируемых объектов в разных конкретных формах (торгов, аукционов, тендеров). |
Ваучерная приватизация | Форма безвозмездной приватизации государственной собственности по принципу "дележки" государственной собственности, предназначенной для приватизации, между всеми трудящимися. |
Акционирование | Способ приватизации
государственных и |
2 ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Акционирование и ваучерная приватизация
Приватизация в России осуществлялась с начала 1990-х годов (после распада СССР). Обычно приватизацию связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве.
Началась приватизация в России после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. Этим законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три года.
С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. [15]
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной.
Акционирование, как способ приватизации. Огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива.
В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 г. - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек.) Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы. При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму суть чека (или ваучера).
Приватизационный чек (ваучер) - государственная ценная бумага целевого назначения на предъявителя с номиналом в рублях. Предназначался исключительно для оплаты приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности.[7] Срок действия приватизационного чека устанавливался Правительством России при его выпуске и указывался на самом приватизационном чеке. По истечении срока действия (от одного года до двух лет), а также после использования для оплаты объекта приватизации приватизационный чеки подлежали погашению. Право на приватизационный чек имели все граждане России, постоянно проживающие на ее территории, на дату вступления в силу Президента РФ о выпуске приватизационного чека, а также военнослужащие, проходящие службу за пределами страны.
Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению, и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.
Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России.
Так, в середине 1994 года в России завершился первый этап - этап массовой приватизации.
6 февраля 1995 года Президентом Российской Федерации был издан Указ "О втором этапе приватизации в г. Москве". С этим Указом возникает начало действия нового этапа в приватизационной компании (в частности, на примере Москвы) - этапа так называемой денежной приватизации (этап при котором платежным средством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные чеки). Появился также документ, заложивший мощный юридический фундамент "особого пути" российской столицы в приватизации. Московская городская дума 18 января приняла "Основные положения приватизации государственных и муниципальных предприятий города Москвы".
Существует несколько основных технических методик проведения денежной приватизации:
1. Прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;
2. Аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, при приватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;
3. Ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;
4. Разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в России;
5. Передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США;
6.
Аренда и субподряд государственной собственности
предприятиями частного сектора.
Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициативу поддержал Анатолий Чубайс, который в то время был вице-премьером. Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.
На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Как отмечала Счётная палата России, «анализ состава участников аукционов и их гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась». Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства. Как отмечалось в докладе Счётной палаты, «сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах. Таким образом, сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считаться притворными, поскольку банки фактически „кредитовали“ государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков — участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий. В результате банки, „кредитовавшие“ государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий». Кроме того, вопреки правилам проведения аукционов банки не направляли кредитные средства на счёт в Центробанке, средства оставались в тех же коммерческих банках, но на специальных счетах.
А.
Чубайс оправдывает проведение залоговых
аукционов следующим образом: «Если
бы мы не провели залоговую
Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета. Счётная палата резюмировала результаты своих проверок: «в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер».
В таблице 2 представлены залоговые аукционы.
Таблица 2. Залоговые аукционы, проведённые в России в ноябре-декабре 1995 года.
Дата | Предприятие | Доля, % | Средства, поступившие в бюджет, млн. долл. | Победители аукциона |
17 ноября 1995 | Норильский никель | 51 | 170,1 | ОНЭКСИМ Банк |
8 декабря 1995 | ЮКОС | 45 | 159 | ЗАО «Лагуна» (фактически — банк МЕНАТЕП) |
7 декабря 1995 | ЛУКОЙЛ | 5 | 141 | ЛУКойл-Империал |
7 декабря 1995 | Сиданко (теперь ТНК-BP) | 51 | 130 | Банк МФК (фактически — консорциум из МФК и «Альфа-групп») |
28 декабря 1995 | Сибнефть | 51 | 100,3 | ЗАО «Нефтяная финансовая компания» (гарант — Столичный банк сбережений) |
28 декабря 1995 | Сургутнефтегаз | 40,12 | 88,9 | НПФ «Сургутнефтегаз» (гарант — ОНЭКСИМбанк) |
7 декабря 1995 | Новолипецкий металлургический комбинат | 14,87 | 31 | Банк МФК (фактически — «Ренессанс Капитал») |
11 декабря 1995 | Новороссийское морское пароходство (Новошип) | 20 | 22,65 | Новороссийское морское пароходство (Новошип) |