Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа
Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации и национализации в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации. Это же касается и национализации.
Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низко доходны и мало ликвидны.
Национализация
Национализация
это - отчуждение имущества у частных
лиц в собственность
Приняв
закон "О национализации", государство
получит возможность
Приняв закон "О национализации", государство получит возможность участвовать в переделе собственности и даже зарабатывать на этом, пишет "Независимая газета". Как сообщил депутатам первый заместитель министра имущественных отношений Александр Браверман, проект закона "О национализации" будет внесен в Думу до конца 2002 года.
Идея
законопроекта проста. В определенных
случаях государство имеет
Предусматриваются только два повода для проведения национализации - обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны. Правительство ежегодно будет определять потребность страны в стратегической продукции. Если окажется, что эту продукцию невозможно приобрести на рынке или разместить госзаказ на госпредприятиях, правительство вправе принять решение о национализации мощностей или всего предприятия, на котором эта продукция может быть произведена.
Ни о какой деприватизации речь не идет, законопроект о национализации развивает статьи Конституции и Гражданского кодекса. "Принятие законопроекта ни в коем случае не повлечет широкой национализации частного имущества. На основании этого закона будут проводиться единичные проекты в течение длительных промежутков времени и только на возмездной основе", - подчеркнул Браверман.
За и против:
Пункт 3 статьи 35 российской Конституции гласит, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Гражданский кодекс устанавливает, что "обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков".
Необходимость принятия закона о национализации власти мотивируют прежде всего необходимостью конкретизировать существующие нормы Гражданского кодекса и Конституции.
Как заявил "Независимой газете" руководитель экономического управления президента Антон Данилов-Данильян, федеральный закон о национализации призван обеспечить реализацию пункта 3 статьи 35 Конституции в полном объеме.
"Без
ясности в этом вопросе как
отечественные, так и
Между тем далеко не все в мире бизнеса, особенно крупного, разделяют уверенность властей в том, что такой закон сегодня необходим. Понятно, что закон может быть цивилизованным, но в памяти людей очень сильны воспоминания о всеобщей колхозной собственности, и закон уже по названию политически намекает на возможность возврата к этим временам. С этой точки зрения, принятие этого закона не будет способствовать привлечению ни российских, ни иностранных инвестиций.
Данилов-Данильян убежден, что оснований для подобных опасений у предпринимателей быть не должно. "Руководство страны прекрасно понимает, насколько губительными для инвестиционного климата России могут быть поспешные шаги в этой сфере, - говорит руководитель экономического управления. - А для защиты от не в меру ретивых чиновников среднего звена, как мы надеемся, в законе будет заложен механизм принятия решения о национализации на максимально высоком уровне, то есть том уровне, огромная ответственность которого не позволит принимать односторонние, непродуманные, определяемые лишь текущей конъюнктурой решения".
Таким высоким уровнем принятия решений, по замыслу разработчиков проекта, является правительство. Сама процедура принятия решения о национализации должна быть закрытой. Чиновники опасаются, что если бизнесу дать хоть какое-то время на размышления, активы предприятия будут немедленно выведены.
Механизм принятия решения о национализации - одно из самых спорных мест проекта. Предприниматели уверены, что такое решение может принимать только суд.
Пока же по проекту в суде может быть оспорен лишь размер оценки, определяемый независимым оценщиком. Последний выбирается на основании тендера, который проводится государством. Но здесь снова возникают вопросы: единой методики, учитывающей все аспекты, включая упущенную выгоду, положение компании на отечественном и мировом рынке, нет ни у одной оценочной компании.
Но даже для той части бизнеса, которая поддерживает идею принятия закона о национализации, вопрос, сколько заплатит государство собственнику, является принципиальным. "Если авторы закона хотят блага своей Родине, - заявил "Независимой газете" президент группы компаний "Каскол" Сергей Недорослев, - они должны четко прописать механизм оценки".
Правительство рассмотрит законопроект о национализации
20.02.2003
Закон регулирует отношения, возникающие при национализации имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Под национализацией имущества понимается принудительное обращение такого имущества в собственность Российской Федерации в соответствии с принципами, основаниями и условиями, обозначенными в подготовленном законопроекте. Объектом национализации, согласно закону, может быть "комплекс технологически взаимосвязанных вещей или отдельная вещь, которые находятся на территории РФ и могут удовлетворить потребности Российской Федерации в стратегической продукции, которые не могут быть удовлетворены без проведения национализации". В состав национализируемого технологического комплекса входят также, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, необходимые для достижения целей национализации.
Национализация в соответствии с законопроектом производится на возмездной основе. Размер возмещения собственнику национализируемого имущества устанавливается равноценным его рыночной стоимости, а также стоимости других убытков, причиняемых собственнику в результате национализации, включая упущенную выгоду.
Правительство одобрило проект закона о национализации имущества
20.02.03
Согласно
документу, единственными основаниями
для принудительного возвращения имущества
в государственную собственность является
обеспечение оборонной и национальной
безопасности России. Национализация
будет проводится на возмездной основе,
при этом компенсация, которая будет выплачена
собственнику, будет основываться на рыночной
цене и включать ущерб. Затраты на национализацию
будут заложены в федеральный бюджет.
В законопроекте предусмотрена единая
политика всех ветвей власти в процедуре
национализации: Федеральное Собрание
принимает решение о национализации и
вносит в бюджет сумму компенсации, правительство
проводит эту процедуру, а судебная власть
в случае необходимости подтверждает
ее целесообразность. Принятие закона
о национализации будет содействовать
улучшению инвестиционного климата в
России и устранит нынешний правовой вакуум
в этом процессе
Правительство внесло в Думу проект закона «О национализации имущества».
27.03.03
Законопроект о национализации, сроки внесения которого в Думу постоянно переносились, теперь будет рассмотрен в спешном порядке, в течение ближайших трех недель. Известно, что коррективы в документ вносились до последнего момента. Так, первоначально допускалось, что если в бюджете не будет хватать средств на выплаты бывшим собственникам национализированного имущества, государство может и повременить с выплатами.
Однако в окончательном варианте законопроекта никакой рассрочки в выплате компенсаций собственникам, у которых отобрали имущество, уже не предусмотрено.
Основные
принципы закона остались без изменения.
Так, осуществляться национализация будет
исключительно в интересах
В силу всего сказанного правительство считает, что закон не следует рассматривать как наказание. У некоторых депутатов, впрочем, противоположное мнение.
В заключении хотелось бы отметить, что сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации и национализации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом.
В
большинстве переходных экономик игнорировался
опыт таких стран, как Франция, Великобритания
или Италия, где в ходе развития
рыночных систем приватизационные процессы
сменялись процессами национализации.
Во всех случаях эти решения были призваны
обеспечивать эффективное функционирование
предприятий и национальной экономики
в целом. Программы приватизации для всех
отраслей и компаний тщательно готовились
и не менее тщательно контролировалось
их реализация. Для этих целей разрабатывалось
законодательство не только о разгосударствлении
собственности, но и ее "деприватизации"
в случае неэффективного использования,
поскольку частная собственность - это
не столько право на получение выгоды
(в виде присвоения конечного результата),
сколько определенное поведение, ответственность
за развитие и созидание, способность
к воспроизводству за счет собственных
ресурсов. В некоторых случаях национализация
выполняла корректирующую роль, если в
ходе приватизационных процессов возникали
непредвиденные провалы рынка.
Этот мировой опыт обязательно должен
учитываться при совершенствовании и
преобразовании экономики России.
Очевидно,
что в течение 90-х годов был
осуществлен переход к