Приватизация и национализация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации и национализации в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации. Это же касается и национализации.

Работа содержит 1 файл

Приватизация и национализация в РФ.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     В результате этих мер государство, все  в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

     Но  всё же приватизация выполняла две  основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

     Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе  приватизации в России по-разному  понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая  к рукам» огромное государственное  имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.

  1.2 Формы и способы  приватизации

 

     Понятие «приватизация» не всегда употребляется  в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

     Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

     Реальная  приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

  • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  • при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

     Открытый  и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

     Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

     Прямая  продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

     Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере. 

     Обычно  процесс приватизации предприятия  состоит из следующих этапов.

     Предпродажный анализ и оценка предприятия.

  • стратегический анализ и оценка предприятия;
  • определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
  • определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
  • анализ потенциальных покупателей;
  • определение методов продажи;
  • определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
  • образование комиссии по оценке поступающих предложений;

     Подготовка  предприятия к  продаже.

  • реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
  • разукрупнение;
  • осуществление кадровых перестановок.

     Маркетинг.

  • организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
  • проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;
  • рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
  • проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

     Заключение  договора.

  • разработка текста стандартных договоров.
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приватизации в России

 

     Официальная приватизация связана с двумя  очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г.[1,c 25] верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.

     Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем  в западных странах. Подавляющее  преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.

     В России приватизация проходила в 2 этапа.

     Первый  этап пришелся на 1992-1994[1,c 47] годы. Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, "ваучерный" характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

     "Ваучерный"  характер приватизации в России  означает, что государственная собственность  передается гражданам бесплатно.  В августе 1992[2] года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей[2]. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации.

     На  приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов.

     В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных  и муниципальных предприятий  на 1992-1994[3] годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы:

     1) мелкие предприятия (до 200 занятых  с балансовой стоимостью основных  фондов менее 1 млн. руб.), они  подлежат продаже на аукционах  (конкурсах);[3]

     2) крупные предприятия (занято более  1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества;[3]

     3) остальные предприятия, они могут  быть приватизированы любым из  установленных способов в соответствии  с требованиями принятой программы.[3]

     Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий  в России.

     С появлением ваучеров как особого  типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой практики. Функции чековых инвестиционных фондов состоят:

     а) в мобилизации за счет эмиссии  собственных акций;

     б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационных предприятий;

     в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами.

     Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов аккумулирование чеков населения  и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб. [3]

     Вторая особенность отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.

     Адаптация приватизируемого предприятия к  формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный  процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

     В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.

     Первый  этап закончился в июне 1994 года.

     С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ[4] начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.

     Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

Информация о работе Приватизация и национализация в РФ