Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:25, курсовая работа
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием "карты" приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Введение.
1. Сущность приватизации.
а) пути разгосударствления.
2. Этапы приватизации в России.
а) акционирование и ваучерная приватизация.
б) денежная приватизация.
в) итоги и перспективы приватизации
3. Формы и методы приватизации
4. Анализ опыта зарубежных стран.
а) опыт ваучерной приватизации
б) опыт платной приватизации
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Приватизация и её формы в России.
Содержание
Введение.
1. Сущность приватизации.
а) пути разгосударствления.
2. Этапы приватизации в России.
а) акционирование и ваучерная приватизация.
б) денежная приватизация.
в) итоги и перспективы приватизации
3. Формы и методы приватизации
4.
Анализ опыта зарубежных стран.
а) опыт ваучерной приватизации
б) опыт платной приватизации
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Реформы
отношений собственности
Интерес
к исследованию темы "
Приватизация и её формы
в России " актуален, так как постижение
сущности реализации прав граждан, возникших
в результате приватизации необходимо
в повседневной жизни не только юристам,
практическим работникам, руководителям
предприятий, другим специалистам, но
и каждому гражданину.
С переходом к рыночной экономике основная
ставка сделана на то, чтобы потребности
в жилье удовлетворялись не за счет общественных
фондов потребления, а за счет жилья, которое
находилось бы в частной собственности
граждан.
Одним из действенных преобразований
в жилищной сфере, способствующим созданию
широких слоев собственников жилья, является
приватизация. Основные принципы осуществления
приватизации государственного и муниципального
жилищного фонда на территории Российской
Федерации определены в соответствующем
законе. Закон определяет правовые, социальные
и экономические основы преобразования
отношений собственности на жилье.
Экономическая реформа в России (структурная,
ценовая, финансовая) проводится в каждой
сфере как бы в разных временных потоках,
с разной скоростью и интенсивностью.
Приватизация государственного и муниципального
имущества, являющаяся сердцевиной экономической
реформы, проходила быстро и стала (наряду
с либерализацией цен) самым ощутимым
проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного
процесса занимает все более важное место
в отечественной экономической науке.
Это обусловлено тремя причинами. Во-первых,
необходимостью осмысления происходящих
в экономиках различных стран изменений
при переходе от административно-командной
к рыночной экономике; во-вторых, постоянным
вниманием российских исследователей
к проблемам развития отношений собственности;
в-третьих, использованием "карты"
приватизации в острой политической полемике
и вовлечением всего населения в процесс
обсуждения ее хода и результатов.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному
трактуется даже само понятие "приватизация",
его соотношение с категориями "частная
собственность", "разгосударствление".Особенно
остры дискуссии о месте приватизации
в экономической реформе; об очередности
или одновременности приватизации, либерализации
цен и структурной перестройки; о целях
приватизации; наконец, о сочетании экономической
эффективности и социальной справедливости,
платности и бесплатности в используемых
моделях приватизации.Самостоятельными
проблемами остаются критерии выбора
способа приватизации, определение ее
темпов приоритетов. Целью таких преобразований
является создание условий для осуществления
права граждан на свободный выбор способа
удовлетворения потребностей в жилье,
а также улучшение использования и сохранности
жилищного фонда и преодоление отрицательных
последствий в деле обеспечения граждан
жильем. Вступление в права собственности
на жилье дает гражданам возможность эффективно
вкладывать свои средства, осуществлять
накопление недвижимой собственности,
выступать с ней на рынке недвижимости,
свободно владеть, пользоваться и распоряжаться
своим жильем. Процесс приватизации в
нашей стране подходит к концу, и его завершение
требует от нас подведения итогов важнейшего
экономико-политического процесса за
последние десятилетия. В своей работе
я постараюсь обозначить основные черты
и подвести итоги этого процесса.
1. Сущность приватизации
а) пути разгосударствления
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.
Самоуправленческая
модель предприятия, позволяющая обеспечить
определенную степень хозяйственной
обособленности, с одной стороны,
и некоторые черты групповой
собственности, с другой, появилась
в недрах административно-плановой
экономики именно как форма ухода
от тотального государственного контроля
и усиления мотивации к эффективной
хозяйственной деятельности. Наибольшее
распространение самоуправленческая
модель получила в Югославии и Польше,
но отдельные ее элементы использовались
и в других бывших социалистических странах
(например, система рабочего участия в
прибылях предприятий в Венгрии).
Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.
Подобная модель хозяйственного обособления предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудового коллектива прежде всего в росте текущих доходов предприятия, оставляя в стороне любую мотивацию в преумножении капитала. Поэтому система заинтересованности строится не на принципе максимизации общей массы прибыли фирмы, как это преимущественно бывает в условиях рыночной экономики, а на увеличении текущих доходов каждого отдельного члена самоуправленческого коллектива. А поскольку при этом заработная плата воспринимается как элемент дохода, а не издержек производства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром в соотношении рыночного спроса и предложения. Это, в свою очередь, означает, что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной и переходной экономике, то лишь в каких-то определенных конкретных случаях мелкого предпринимательства. Доминирующей формой они быть не могут.
Сущность
приватизации. Приватизация в переходной
экономике является преобладающей
формой разгосударствления, с одной
стороны, и наделения граждан
собственностью за счет тех или иных
форм перераспределения
Главное
содержание приватизации заключается
в трансформации предприятий-
Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории—собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.
По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода—это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.
Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, накаких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Огромные
массы меняющих форму собственности
государственных активов во всех
постсоциалистических странах потребовали
достаточного разнообразия возможных
легальных форм приватизации. Причем соображения
социальной справедливости, получавшие
все большую общественную поддержку, в
ходе реформ раздвинули круг возможных
участников за счет включения в число
новых владельцев активов населения, работников
и управляющих компаний, бывших владельцев
или их наследников, утративших некогда
право собственности в процессе социалистической
национализации. Характерно также, что
приватизация во многих странах с переходной
экономикой проводилась одновременно
с либерализацией законодательства о
предприятиях и предпринимательской деятельности.
2. Этапы приватизации в России
а) акционирование и ваучерная приватизация
В
России задача быстрого ухода государства
из сферы непосредственного
Российский
ваучер был неименным, и на нем
стоял денежный номинал, рассчитанный
по балансовой стоимости совокупных
государственных
В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).
Трудовые
коллективы на ваучерном этапе получили
беспрецедентные по мировым мерам льготы,
что объяснялось стремлением властей
провести первичное закрепление прав
собственности достаточно быстрыми темпами
и без крупных социальных конфликтов.
Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль
над 75% приватизированных компаний осуществляли
внутренние акционеры, и таким образом
был создан резерв для неизбежного дальнейшего
перераспределения капитала. Пакеты трудовых
коллективов быстро размывались, и уже
через год после завершения ваучерной
приватизации доля внутренних акционеров
в капитале компаний существенно снизилась,
а внешних—увеличилась почти вдвое.
Крупные
институциональные инвесторы
Результаты
ваучерного этапа оказались более скромными,
чем ожидалось. Однако главное все же было
достигнуто: в России началось формирование
институциональных основ рыночной экономики
и наметились вполне определенные тенденции
изменения социальной структуры на базе
формирования частного сектора. К началу
1995 г. корпоративный сектор экономики
насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ
(40 млн. акционеров), причем не менее 10%
их акций принадлежали иностранным инвесторам.
Уже в середине 1995 г. количество приватизированных
предприятий превысило количество неприватизированных,
составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего
числа. В 1995 г. весь негосударственный
сектор экономики произвел 70% ВВП России.
б) денежная приватизация
Ваучерную
приватизацию, по замыслу, должен был сменить
так называемый денежный этап, на котором
акции приватизированных предприятий
продавались бы стандартными методами,
за «живые» деньги. Должен был заработать
и фондовый рынок. Формально этап денежной
приватизации начался с 1995 г. и имел две
основные цели: во-первых, пополнение государственного
бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка
приватизированных компаний. На денежном
этапе продажа акций уже не могла быть
массовой и единовременной. Пакеты должны
были выставляться на денежные аукционы
постепенно и равномерно, обеспечивая
бесперебойные денежные поступления в
бюджет и инвестиции в развитие компаний.
Намеченная схема не смогла эффективно
заработать, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых,
на заключительном этапе ваучерной
приватизации в целях оживления затухавшего
спроса были выставлены на торги и проданы
пакеты акций наиболее привлекательных
для инвесторов компаний. Во-вторых, у
потенциальных инвесторов именно в это
время появилась серьезная альтернатива
для денежных вложений—рынок государственных
ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких
темпов денежной приватизации на передний
план выдвинулась задача поступлений
в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую
составляющую.