Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 12:31, курсовая работа
Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы. Тем не менее и российские участники этой разработки, и западные советники, прежде всего А. Шлейфер и Р. Вишни, отказались признать ошибочность своего приватизационного плана, явившегося следствием непонимания ими того, что Россия представляет собой особый мир
Глава 1. Приватизация: значение и опыт зарубежных стран
1.1 Значение приватизации
1.2 Опыт Великобритании и Польши
Глава 2. Приватизационный процесс: возникновение и развитие в России
2.1 Возникновение приватизационного процесса
2.2 Процесс приватизации в России
Заключение
- конкурентный: приватизация
усиливает конкуренцию,
- стимулирующий:
менеджеры государственных
При всем широчайшем
дипазоне уровней развития, конкретных
мотивов приватизации (доходы в бюджет
и оздоровление государственных
финансов, повышение эффективности
экономики, оживление конкуренции,
реформа управления, специализация
и демонополизация, идеологические
типа «народного капитализма», привлечение
иностранных инвестиций), правовых и экономических
традиций, политических и идеологических
доктрин все эти страны объединяет одна
ключевая характеристика, не требующая
комментариев: проведение приватизации
в рамках уже существующей рыночно-конкурентной
среды, при наличии (доминировании) частного
сектора и в ходе поступательного эволюционного
развития экономики.
Системные преобразования
в бывших социалистических странах,
прежде всего в России и в странах
Восточной и Центральной
Триада "стабилизация-либерализация-
В России приватизационный
процесс начался отнюдь не сразу,
ему предшествовала целая серия
подготовительных мер идеологического
и правового характера. Точно
так же с завершением приватизационных
программ реформа собственности
в переходной экономике в самом
широком смысле не завершается, но лишь
получает мощный старт, ибо только после
"первичной" приватизации начинается
формирование действительно эффективной
системы прав собственности.
Практически во всех
странах с переходной экономикой
необходимо отметить такие проблемы,
как связь приватизации с изменением
властных отношений в обществе, масштабы
приватизации; отсутствие рациональной
рыночно-конкурентной среды; огромные
технические сложности; необходимость
идеологического выбора; отсутствие
на стартовом этапе необходимой
институциональной
во-первых, параллельно
с процессом выбора глобальных моделей,
на микроуровне происходит спонтанный
перевод государственных
во-вторых, высочайший
уровень концентрации наравне с
отсталостью многих секторов российской
промышленности препятствуют проведению
эффективной и социально "мягкой"
структурной перестройки до и
в ходе приватизации;
в-третьих, и это
особенно важно, именно приватизация и
проблемы преобразования собственности
есть та область экономических реформ,
где политический и популистский
прессинг наиболее тяжел.
Политический фактор
в приватизационной политике, в частности,
самым непосредственным образом
усиливает противоречивость и нестабильность
законодательной базы, что проявляется
в отсутствии единого правового
подхода, одновременном действии противоречащих
друг другу нормативных актов, частой
смене тактических установок
и моделей, принятии в ряде конкретных
случаев актов, дающих той или
иной стороне эксклюзивные права
вне рамок законодательства, возможность
отмены уже принятых решений.
2.2 Процесс приватизации
в России
Первые законодательные
акты по приватизации в России были
приняты Верховным Советом
Первая программа
приватизации (1992 г.) стала основополагающим
документом для последующей масштабной
приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно,
компромиссом, с одной стороны, между
платной (для активной части населения)
и безвозмездной (ваучеры всему
населению и льготы трудовым коллективам)
приватизацией, и, с другой стороны,
между моделью приватизации для
всех и разделом собственности среди
работников предприятий. Этот компромисс
обусловил такие явные, с экономической
точки зрения, недостатки осуществлявшейся
модели, как остаточная методика оценки
имущества, игнорирование
Как известно, стержнем
российской приватизационной программы
стала модель массовой приватизации,
которая объединила широкомасштабную
корпоратизацию (сторона предложения)
и распределение
Не менее важно,
на наш взгляд, и осознание реально
достижимых целей приватизации в
переходной экономике на разных этапах
трансформации. Будет наивным оценивать
итоги реализации этой модели только
по официальным целям, которые были
записаны в программах приватизации.
Реальная цель, на наш взгляд, была лишь
одна: временное массовое распределение
и закрепление формальных прав частной
собственности в российском обществе
при минимуме социальных конфликтов
в расчете на последующие трансакции
в пользу эффективных ответственных
собственников.
Наиболее интенсивно
приватизация происходила в 1993-1994 гг.
Как видно из таблицы 2, для 1995-1999
гг. характерно неуклонное и стабильное
снижение темпа вовлечения новых
объектов. По данным Мингосимущества
РФ, на 1 января 2000 г. в сектор приватизированных
предприятий входили около 130 000 предприятий
(58,9% от общего числа предприятий
РФ к моменту начала приватизации).
Одновременно по итогам приватизации
1992-1999 гг. в распоряжении государства
осталось значительное количество пакетов
акций предприятий (3100 закрепленных
с учетом «золотой акции» и 7000-8000 непроданных),
проблема продажи которых стала
ключевой для собственно приватизационной
политики 1995-1999 гг.
Нерешенные в рамках
модели 1992-1994 гг. задачи - прежде всего
реструктурирование предприятий и
привлечение инвестиций - требовали
формирования такой приватизационной
модели, которая хотя бы частично могла
компенсировать предприятиям по сути
внеэкономические методы продаж на первом
этапе.
Базовым документом
для денежного этапа
С началом «денежного»
этапа задача максимизации доходов
федерального бюджета стала доминирующей,
поэтому дилемма «инвестиции - бюджет»
в 1995-2000 гг. была решена в пользу последнего.
В целом применительно к 1995-2000
гг. непосредственно в сфере
Хорошо известна
и практика проведения залоговых
аукционов конца 1995 г. Хронический
бюджетный кризис и провал бюджетного
задания по приватизации на 1995 г. стали
одним из наиболее весомых стимулов
для реализации этой схемы. Состоявшиеся
12 аукционов по ряду крупнейших российских
предприятий в совокупности принесли
в бюджет 5,1 трлн. рублей, включая 1,5
трлн. рублей погашенной задолженности
предприятий государству. Среди
фактических победителей
Вне зависимости
от юридической «оболочки», эти аукционы
представляли собой в значительной
степени завуалированный
Очевидно, что практически
все залогодержатели были заинтересованы
получить данные пакеты в собственность
и при этом минимизировать соответствующие
финансовые затраты. Наиболее предпочтительным
вариантом стала квази-открытая
продажа заложенного пакета акций
и приобретение его в собственность
через аффилированных лиц. К началу
1998 г. этот вариант уже использован
в отношении пакетов акций
нефтяных холдингов «ЮКОС» (45% вначале
и 33,3% после «разводнения», квалифицированный
контроль банка «Менатеп»), «Сиданко»
(51%, контроль ОНЭКСИМбанка), "Сибнефть"
(51%, формально "Нефтяная финансовая
компания"), «Сургутнефтегаз» (40,12%, фактический
самовыкуп эмитентом), "Лукойл"
(5%, фактический самовыкуп
Хорошо известны
скандалы, сопровождавшие большинство
из этих сделок. Пожалуй, наиболее бесконфликтно
прошли продажи заложенных пакетов
акций НК «Сургутнефтегаз» и "Лукойл",
являвшиеся тривиальным самовыкупом
акций компаниями-эмитентами через
посредничество управляющих компаний
их пенсионных фондов. Во всех описанных
случаях также обращает на себя внимание
крайне малое превышение стартовой
цены и, соответственно, незначительная
выручка государства. Главные причины
этого - отсутствие реальной конкуренции,
«договорной» характер ряда аукционов,
неудовлетворительно
Со 2 августа 1997 г. официально
вступил в силу новый закон "О
приватизации государственного имущества
и об основах приватизации муниципального
имущества РФ"(N 123-ФЗ, подписан Президентом
РФ 21 июля 1997 г.). Среди основных новаций
необходимо выделить следующие: акцент
(уже в самом названии) не на предприятия,
а на имущество (имущественные доли
государства); в программе приватизации
предусмотрены список приватизируемых
в течение года объектов (зависит
от текущей конъюнктуры) и список
стратегических объектов, приватизация
которых запрещена (их можно приватизировать
только на основании федерального закона);
расширен набор методов приватизации
(за счет легализации уже имевшей
место продажи производных