Применение теории эластичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:08, доклад

Описание работы

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.
Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
-2-
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное значение. Проиллюстрируем ее применение.
Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции.
Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует

Содержание

1.Понятие эластичности спроса и предложения ---------------------------------------------- 3 стр.
2.Применение теории эластичности ---------------------------------------------------------- 3-4 стр.
3.Государственная налоговая политика: зависимость распределения налогового бремени от:
а).эластичности спроса ----------------------------------------------------------------------------- 4 стр.
б).эластичности предложения -------------------------------------------------------------------- 4 стр.
4.Варианты практического применения эластичности ----------------------------------- 4-6 стр.
а). Переговоры об уровне заработной платы
б). Небывалый урожай
в). Автоматизация
г). Дерегулирование воздушного транспорта
д). Акцизный налог
е). Героин и уличная преступность
5.Вывод --------------------------------------------------------------------------------------------- 6-7 стр.
6.Использованная литература -------------------------------------------------------------------- 8 стр.

Работа содержит 1 файл

применение теории эластичности.docx

— 27.41 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Санкт-Петербургский торгово-экономический институт 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Экономическая теория» на тему:

«Применение теории эластичности» 
 
 
 
 

Подготовила:

Лесникова Виктория Олеговна,

студентка I курса ФУ и БТ

113 группа 

Преподаватель:

Заболоцких  Л.Ю. 
 

Санкт-Петербург

2011 год

Содержание

1.Понятие эластичности спроса и предложения ---------------------------------------------- 3 стр.

2.Применение  теории эластичности ---------------------------------------------------------- 3-4 стр.

3.Государственная налоговая политика: зависимость распределения налогового бремени от:

а).эластичности спроса ----------------------------------------------------------------------------- 4 стр.

б).эластичности предложения -------------------------------------------------------------------- 4 стр.

4.Варианты практического  применения эластичности ----------------------------------- 4-6 стр.

 а). Переговоры об уровне заработной платы

 б). Небывалый урожай

 в). Автоматизация 

г). Дерегулирование воздушного транспорта

 д). Акцизный налог

е). Героин и уличная преступность

5.Вывод --------------------------------------------------------------------------------------------- 6-7 стр.

6.Использованная литература -------------------------------------------------------------------- 8 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-1-

Эластичность  спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. 

-2-

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное значение. Проиллюстрируем ее применение.

Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. 
Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти  вопросы и правильно выбрать  ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и  предложения на данный товар. 
Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг: 
|Хлеб …………………………. |0,15 | 
|Говядина …………………….. |0,64 | 
|Баранина …………………….. |2,65 | 
|Яйца …………………………. |0,32 | 
|Электричество в домах …….. |0,13 | 
|Табачные изделия …………... |0,46 | 
|Газеты и журналы …………... |0,42 | 
|Одежда и обувь ……………... |0,20 |

Приведенные данные характерны для экономики США. Для  России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько  иными в зависимости от наличия  товаров-заменителей и других обстоятельств.

Для фирмы важно  иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать  во внимание и реакцию конкурентов  на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование  математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при  принятии решения о цене будет  руководствоваться только данными  об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен  могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат»  будет иметь то же значение. Конкуренция  повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила  стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. 
Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).
 

-3-

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная  налоговая политика. При введении косвенных налогов государство  преследует цель увеличить объем  налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения  доходов населения и поддержки  малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться по-разному  между производителями и потребителями  продукции.

Зависимость распределения налогового бремени от эластичности спроса

Производитель в  условиях рыночной экономики может  увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике  это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в  условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может  сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос  эластичен, потери производителя будут  выше, бремя налога ляжет в основном на него. Кроме того, производитель  будет вынужден сократить производство, потеряв часть покупателей своей  продукции за счет более высокой  цены на нее.

В случае если спрос  неэластичен, налоговое бремя ляжет  преимущественно на потребителя. Кроме  того, абсолютный размер налога также  будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые  неэластичен (сигареты, алкогольные  напитки и т.п.).

Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной).

При эластичном предложении  налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина. 

-4-

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.

1) Переговоры об  уровне заработной  платы.

Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей однажды  пришел к выводу, что руководству  автомобильной промышленности следует  повысить заработную плату рабочим  и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, рабочие заключил, что снижение цен  поможет затормозить инфляцию, увеличить  суммарную выручку от продаж и  сохранить или даже повысить прибыли  производителей. Однако представитель  компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется  в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело  бы к сокращению прибылей, или к  убыткам производителей. В приведенном  случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и  в переговорах об уровне заработной платы.

2) Небывалый урожай.

Исследования показывают, что спрос на большую часть  сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим  погодным условиям или росту эффективности  производства одновременно снижает  как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это  означает, что повышение доходов  фермеров зависит от ограничения  фермерского производства.

3) Автоматизация.

Характер воздействия  автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости  частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт.Предположим, что фирма устанавливает новое  трудосберегающее оборудование, и это  приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих.Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем  снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих  будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог  бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных  рабочих могут быть опять приняты  на работу,так как прирост объема продаж и производства фирмы будет  невелик.

4) Дерегулирование  воздушного транспорта.

Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось  это тем, что устранение государственных  регулирующих мер усилило конкуренцию  между авиакомпаниями, снизив, таким  образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия  привела к росту доходов. Поскольку  дополнительные издержки, связанные  с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов  опережал рост издержек, и прибыли  увеличивались. К несчастью для  авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому  сокращению прибылей, рост цен на топливо  повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась  на прибылях.

5) Акцизный налог.

Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог  будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и  соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос  на которые неэластичен, например. алкогольные  напитки и сигареты.

6) Героин и уличная  преступность.

Тот факт, что спрос  наркоманов на героин крайне неэластичен, создает своеобразные проблемы для  борьбы за соблюдением законности. Обычный метод, применяемый для  сокращения потребления героина, заключается  в ограничении его поставок в  страну.Чтобы сделать наркотик менее  доступным, создаются препятствия  на пути его транспортировки в  Соединенные Штаты. Однако что произойдет,если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная  цена наркотиков резко повысится, тогда  как количествопокупаемого героина  сократится лишь незначительно. С точки  зрения продавцов наркотиков, это  будет означать рост доходов и  прибылей. С точки зрения наркоманов – увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности – магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить  под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.

Таким образом,эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также для разработчиков государственной экономической политики. 

-5-

Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. 
Оценка эластичности спроса позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. 
Коэффициенты эластичности спроса и предложения дают возможность прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Информация о работе Применение теории эластичности