Прибыль, виды прибыли. Условия формирования прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: понятие прибыли в экономической теории, её виды и условия формирования прибыли.
Основными задачами исследования являются: выявление факторов влияющих на величину прибыли предприятия, и отражение её в отчётности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты изучения прибыли……………………....................6
1.1. Понятие прибыли в экономической теории………………....................5
1.2. Экономическая прибыль………………………………….……………..8
1.3. Бухгалтерская прибыль……………………………………...................12
2. Условия формирования прибыли……………………………………..…....15
2.1. Основные источники получения прибыли………………………….…16
2.2. Факторы, влияющие на величину прибыли…………………………...18
3. Отражение прибыли в отчётности предприятия………………………......22
3.1. Формирование и распределение прибыли предприятия………….….22
3.2. Характеристика предприятия ОАО «Газпром»………………………30
3.3. Отражение бухгалтерской прибыли в финансовой отчетности ГК «Газпром»……………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………….….….35
Список литературы……………………………………………………......…....37
Приложение А Консолидированный бухгалтерский баланс по МСФО ГК «Газпром» на 31 декабря 2009 г. ………………………………………………38
Приложение Б Консолидированный отчет о совокупном доходе по МСФО ГК «Газпром» за год, закончившийся 31 декабря 2009г. ………...…………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Д - копия.doc

— 663.50 Кб (Скачать)

    В зависимости от условий формирования можно выделить несколько видов  прибыли (рис. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                  - экономическая прибыль

                  - бухгалтерская прибыль 

                  - максимально

                    возможная прибыль

                                                - нормативная

                                              - минимально  допустимая

                                                - недополученная

                      - убыток

                                                

                   - прибыль от основной

                                                                               (торговой) деятельности

                                                - прибыль от

                                                 инвестиционной

                                                                                    деятельности

                                                - прибыль от финансовой

                                                 деятельности 

              - нормированная

                                                - чрезмерная

                                                - сезонная  

     Рис. 2. Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования.

 

    

  • 2.2 Факторы, влияющие на величину прибыли. 
  •       Изменение социально-экономического развития государства  в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности. [10]

          К важнейшим факторам роста прибыли  относятся: рост объёма производства и  реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведённых факторов.

          Основной  источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та её часть, которая остаётся за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому  важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путём соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

          Затраты на производство и реализацию продукции  определяют уровень и структуру её себестоимости. Выручка от реализации  продукции исчисляется в действующих ценах. При радикальном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Данный показатель создаёт заинтересованность трудовых коллективов ни столько в росте количественного объёма выпускаемой продукции, сколько в увеличении объёма реализованной продукции (с учётом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производится должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом. [2]

          В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности  внедрения производимой продукции  на рынок путём расширения объёмов её реализации.

          Заинтересованность  предприятий в производстве и  реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при  прочих равных условиях находится в  прямой зависимости от объёма реализации этой продукции.

          На  изменение прибыли влияют две  группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся  природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др. [3]

     

          

          Таблица 2. Факторы, влияющие на прибыль.

                       Характер влияния  
        Показатели - факторы.   на  сумму прибыли  
      1. Выручка от  реализации товаров,        
          продукции,  работ, услуг. Прямое действие.  
      2. Изменение цен на реализованную продукцию. Прямое действие.  
                           
      3. Себестоимость  реализации товаров, продукции,  Обратное действие.  
          работ,  услуг.                  
      4. Коммерческие расходы. Обратное действие.  
                           
      5. Управленческие  расходы. Обратное действие.  
                           
      6. Проценты  к получению. Прямое действие.  
                           
      7. Проценты  к уплате. Обратное действие.  
                           
      8. Доходы от  участия в других организациях. Прямое действие.  
                           
      9. Прочие операционные  доходы. Прямое действие.  
                           
      10. Прочие операционные расходы. Обратное действие.  
                           
      11. Прочие внереализационные  доходы. Прямое действие.  
                           
      12. Прочие внереализационные  расходы. Обратное действие.  
                           
      13. Чрезвычайные  доходы. Прямое действие.  
                           
      14. Чрезвычайные  расходы. Обратное действие.  
                           
      Влияние на прибыль отчётного года. Ст. 1+2-3-4-5+6-7+8+9-10+11-  
                    12+13-14  
     

          Внутренними факторами изменения прибыли  могут быть основные факторы (объем  продаж, себестоимость продукции, структура  продукции и затрат, цена продукции); не основные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.). [5]

          При выборе путей увеличения прибыли  ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д. 
     
     
     
     

     

        

        3. Отражение прибыли в отчетности предприятия 

        3.1. Формирование и распределение прибыли предприятия. 

        Различные подходы к определению прибыли  обусловливают структуру финансовой отчетности предприятия. В ее состав входят два основных отчета: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. В каждом из них отражается сумма реинвестированной прибыли. В балансе показывается накопленная за весь период работы предприятия величина нераспределенной прибыли, а в отчете о прибылях и убытках рассчитывается сумма чистой, а затем и реинвестированной прибыли отчетного года. Нераспределенная прибыль в отчете о прибылях и убытках, должна равняться разнице между суммой накопленной прибыли по балансу на конец года и аналогичным показателем баланса на начало отчетного года. Взаимосвязь между двумя основными формами финансовой отчетности представлена на схеме (рис. 4). Отчеты представлены на схеме в упрощенной форме, без достаточной детализации. Тем не менее, схема отражает не только характер связей между двумя отчетами, но и их внутреннюю структуру. Так для отчета о прибылях и убытках характерна ступенчатая форма представления информации. В этом отчете отражается последовательный переход от общей выручки предприятия к различным показателям прибыли: от реализации, от финансово-хозяйственной деятельности, валовой прибыли отчетного периода, чистой и реинвестированной прибыли. [1]

          

    Рис. 4. Схема  взаимосвязи между балансом и  отчетом о прибылях и убытках 

         Чистая  прибыль, рассчитанная в отчете о прибылях и убытках, в дальнейшем может распределяться различным образом. Два основных направления ее распределения:

    1. распределение между собственниками предприятия (для акционерного общества - в виде дивидендов).
    2. инвестирование в развитие бизнеса (реинвестирование).

        Следует отметить, что реинвестированная  прибыль текущего периода пополняет  накопленную за предыдущие периоды  нераспределенную прибыль в балансе  предприятия. Также за счет чистой прибыли  предприятие может формировать  фонды, которые также как и нераспределенная (реинвестированная) прибыль, отражаются на балансе предприятия в разделе «собственный капитал».

         Для отражения распределения прибыли  используется дополнительный отчет  – «Отчет о нераспределенной прибыли» или «Отчет об изменениях в капитале».

         В условиях рыночной экономики возрастает  значение  коммерческой деятельности с  целью  получения  максимальной  прибыли  для  удовлетворения материальных  и  социальных  потребностей  работников  и   производственного развития предприятия. При определении объёма закупки того или  иного  товара и возможностей продажи партнёры (поставщики и торговое  предприятие)  должны обязательно  просчитывать  выгодность  торговой  сделки,  т.е.  возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.

         Прибыль  в  торговле  является  денежным  выражением  стоимости прибавочного  продукта, созданного производительным  трудом   работников торговли,  которые  заняты  продолжением  процесса  производства   в   сфере торгового обращения, а также части прибавочного продукта  созданного  трудом работников других отраслей народного  хозяйства  (промышленности,  сельского хозяйства, транспорт и др.) и направляемого в торговлю  через  механизм  цен на товары, тарифов,  торговых  надбавок  как  плата  за  реализацию  товаров (продукции, услуг). [2]

         Прибыль измеряется суммой и уровнем.  Она является  одним из важнейших оценочных показателей,  характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к  товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В  условиях рыночной   экономики   рентабельность   является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек   обращения,   оборачиваемости   товаров,   использования основных  средств,  рабочей  силы,  собственного   и   заёмного   капиталов.

    Информация о работе Прибыль, виды прибыли. Условия формирования прибыли