Предприятие в системе рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Сегодня вопросы предприятия в системе рыночных отношений являются очень актуальными, так как предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Различают государственные, муниципальные, коллективные, индивидуальные (семейные, частные) предприятия.
Предприятия являются основными источниками формирования бюджетов всех уровней, выступают связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Это тема всегда актуальна для экономики каждого государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект
1.1 Формы предприятий
1.2 Теория фирмы
Глава 2. Факторы производства и эффективное функционирование предприятия
Глава 3. Классификация предприятия по видам экономической деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

25.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

Часто в рамках системы планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственным предметом которого является разработка и анализ стратегии  предприятия -- совокупности взаимосвязанных решений по узловым направлениям внутренней и внешней деятельности предприятия.

Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с  поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Политика  предприятия опирается на его  экономическую, социальную и управленческую философию, определяет его имидж  и существует скорее в виде стандартов поведения, а характеризуется качественными  и количественными показателями. Конкретизировать политику предприятия  позволяет процесс целеполагания. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде.

Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.

1. Какому этапу цикла развития (жизненному  циклу) предприятия соответствует  состояние его экономической  и производственной деятельности?

Цикл  развития предприятия принято делить на три основные стадии: рост, стабилизация и спад. В соответствии с этим предприятие может находиться в одном из трех состояний: положение, благоприятное для роста; потребность в стабилизации; необходимость выживания. Для каждого из перечисленных состояний характерны свои стратегические цели.

2. Отвечает ли занимаемая предприятием  доля рынка и прогнозируемый  темп ее роста потенциальным  возможностям предприятия?

Доля  рынка -- средний процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж данного товара на рынке за определенный период времени. Скорость роста зависит в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структуры предприятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности продукции. Темпы роста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют внутренним возможностям предприятия, то это может привести к глубокому расстройству всей его экономики.

3. В полной ли мере учтены  обеспеченность предприятия ресурсами  и риски в его деятельности?

Обеспеченность  ресурсами накладывает ограничения  на возможности развития предприятия, что необходимо учитывать при  целеполагании. Риск, возникающий из-за непредсказуемости поведения внешней среды, также можно рассматривать в ряде случаев в качестве ограничивающего фактора. Анализ коммерческого и финансового риска обязателен при оценке имеющихся ресурсов.

4. Соответствуют ли современным  требованиям социальные и экологические  аспекты деятельности предприятия?

Уровень развития социальной сферы на предприятии  в некоторой степени определяет качественный состав его персонала: дело в том, что при сравнимом  уровне заработной платы работников привлекает предприятие, обеспечивающее определенные социальные и культурно-бытовые  удобства. Соответствие производственных процессов экологическим нормам является необходимым условием нормальной производственной деятельности.

Цели, определенные с учетом перечисленных  качественных аспектов, должны быть конкретизированы -- дополнены количественными показателями.

Показатели  долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую  перспективу. К этим показателям, как  правило, относятся:

-- объем продаж;

-- темп роста объема продаж;

-- размер прибыли;

-- норма прибыли на совокупный  капитал;

-- рентабельность продаж;

-- доля на рынке.

Базисным  показателем деятельности предприятия  является объем продаж, поскольку  большинство остальных показателей  характеризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем  продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.

Как показывает практика стратегического  планирования, количество показателей  целеполагания и их конкретный набор зависят от ряда факторов, среди которых выделяют: степень проработанности плана (уровень его детализации), форму собственности предприятия, тип предприятия (диверсифицированное или специализированное), размер предприятия.

Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и  выбор стратегических альтернатив.

Процедура формулировки стратегии и выбора стратегических альтернатив состоит  из следующих этапов:

-- оценка существующей стратегии;

-- собственно этап формулировки;

-- оценка и планирование риска;

-- выбор стратегической альтернативы.

Процедура формулировки стратегии подразумевает  разработку серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его  подразделений. Стратегия предприятия  объединяет все стратегические планы  в единое целое.

Основой единого стратегического плана  является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла  развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих  базовых стратегий:

-- стратегия роста -- основная стратегия предприятия, выражающая стремление к увеличению объемов производства, прибыли, капитала, т.е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступательная;

-- стратегия стабилизации -- стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта стратегия направлена на достижение стабилизации на возможно ранней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последующим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации носит наступательно-оборонительный характер;

-- стратегия выживания применяется  в условиях глубокого кризиса  экономической деятельности предприятия  и носит чисто оборонительный  характер.

Планирование  на предприятии представляет собой  непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координацию.

 

Глава 3. Классификация предприятия по видам экономической деятельности

Коммерческие  организации.

Распределение коммерческих предприятий (действующих  в РФ в последние годы) по организационно-экономическим  формам:

* преобладает доля хозяйственных  обществ (более 50%);

* развитие хозяйственных обществ  имеет тенденцию к росту. Наиболее  интенсивно расширяется сеть  ООО; форма АО наиболее предпочтительная  для развития крупного бизнеса;

* на унитарные и муниципальные  предприятия приходится около  20% от общего количества организаций.  В настоящее время они приобретают  хорошие перспективы для роста.

Некоммерческие  организации.

Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль  между участниками.

Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целей, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов  граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие  организации могут создаваться  в форме общественных или религиозных  организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных  и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных  федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ (в ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ).

Общественные  и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Члены общественных и религиозных организаций  не сохраняют прав на переданное ими  в собственность этих организаций  имущество, в том числе на членские взносы; не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Общественные  и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы.

Фонды - некоммерческие организации, не имеющие  членства; создаются на основе добровольных и имущественных взносов от юридических  лиц или отдельных граждан; преследуют общественно полезные цели. Имущество, переданное в фонды учредителями - собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фондам разрешено создавать хозяйственные  общества или в них участвовать. Фонд обязан ежегодно публиковать отчет  по использованию имущества. В качестве примеров можно назвать Фонд культуры, Фонд Солженицына, Фонд Горбачева и  т.д.

Некоммерческие  партнерства - организации, основанные на членстве граждан и юридических  лиц, их создающих.

Цель  создания: удовлетворение материальных и иных потребностей участников партнерства. Имущество, переданное некоммерческому  партнерству - собственность этого  партнерства. Члены не отвечают по его  обязательствам.

При выходе из некоммерческого партнерства  его члены получают часть имущества  или его стоимости, которую они  при вхождении передали. Членские взносы не возвращаются.

Пример: Общество слепых.

Учреждения - некоммерческие организации, созданные  собственником (государственными или  муниципальными структурами) для осуществления  управленческих, социально-культурных и иных функций. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными  средствами; полностью или частично финансируются собственником. Имущество  учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Примеры: министерства, вузы, государственные  школы, департаменты.

Автономные  некоммерческие организации - организации, созданные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов.

Цель: предоставление услуг в области  здравоохранения, науки, образования, культуры, права, спорта и т.д. Автономные некоммерческие организации не имеют членства. Имущество, переданное этим организациям учредителями - их собственность. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное в собственность данным организациям.

Примеры: частные школы, нотариальные конторы, частные поликлиники.

Объединения юридических лиц - ассоциации и союзы, создаваемые в целях: а) координации  предпринимательской деятельности коммерческих организаций; б) защиты общих  имущественных интересов коммерческих организаций; в) координации защиты интересов.

Учредительные документы ассоциаций (союзов) - учредительный  договор, подписанный ее членами, и  утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность  и право юридического лица.

Примеры: Лига предпринимателей Москвы, Ассоциация российских банков, Круглый стол предпринимателей России.

Источники формирования имущества некоммерческих организаций:

* поступления от учредителей (юридических  и физических лиц);

* добровольные и имущественные  взносы и пожертвования;

* выручка от реализации товаров,  работ, услуг;

* дивиденды, получаемые по акциям, облигациям и другим ценным  бумагам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческих организаций

(сдача  в аренду);

* членские взносы;

* вклады государства.

Вся совокупность некоммерческих организаций  делится на две большие группы:

1) государственные некоммерческие  организации;

2) негосударственные некоммерческие  организации.

 

Заключение

В данной курсовой работе была раскрыта тема «Предприятие в системе рыночных отношений».

Проанализированные  при подготовке настоящей курсовой работы материалы позволяют сделать  следующие выводы.

Предприятие - основное производственное звено  экономики, это любая организация, производящая товары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую  деятельность в самых разнообразных  формах. Предприятием можно называть завод, фабрику, строительный комбинат, автопарк, ремонтные мастерские, колхоз, магазин, ателье, биржи и т.д.

Предприятие создается для производства необходимых  обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации  производства, основания предприятия  является перспектива получить прибыль  и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей.

Иначе говоря, заданием всех производственных, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и  реализация на основе полученной прибыли  социальных и экономических интересов  членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, что ускорило развитие предприятий  в нашей стране. И самое главное  для правительства сейчас - это  вести правильную политику управления предприятиями.

 

Список  используемой литературы

1. Экономика предприятия: учебник. /Под ред. А.Е. Карлика, М.Л.  Шухгальтер. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 432с. - (Серия «Высшее образование»).

Информация о работе Предприятие в системе рыночных отношений