Предприятие в системе рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Сегодня вопросы предприятия в системе рыночных отношений являются очень актуальными, так как предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Различают государственные, муниципальные, коллективные, индивидуальные (семейные, частные) предприятия.
Предприятия являются основными источниками формирования бюджетов всех уровней, выступают связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Это тема всегда актуальна для экономики каждого государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект
1.1 Формы предприятий
1.2 Теория фирмы
Глава 2. Факторы производства и эффективное функционирование предприятия
Глава 3. Классификация предприятия по видам экономической деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

25.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

Формально каждый человек, купивший акции открытого  акционерного общества, становится, его  совладельцем. Но в действительности мелкие держатели акций не оказывают  никакого реального влияния на управленческие решения, принимаемые акционерной  корпорацией. Такое влияние могут  оказать только крупные владельцы  акций, которые на общих собраниях  акционерного общества обладают большим  количеством голосов -- пропорционально сумме имеющихся у них акций. Непосредственное влияние на управленческие решения оказывают те, кто имеет контрольный пакет акций. Формально контрольный пакет акций, дающий право его владельцам на управление акционерным обществом, должен составлять свыше 50% всех выпущенных акций, но на практике возможность управления акционерным обществом дает владение 15--30% всех акций. Контрольным пакетом акций может владеть один человек.

Акционерное общество -- общество с ограниченной ответственностью. Акционер несет ответственность по обязательствам предприятия лишь в размере капитала, вложенного в акции. Если предприятие обанкротилось, владелец акций теряет только сумму капитала, на которую он приобрел ценные бумаги. Синоним общества с ограниченной ответственностью -- «корпорация». На ограниченную ответственность часто указывает само наименование акционерного общества.

Акционерная форма собственности наиболее удобна для акционеров. Именно этим объясняется  тот факт, что в настоящее время  акционерная собственность является господствующей в экономике развитых стран.

Каковы  же особенности (преимущества) акционерных  обществ?

Первая  особенность акционерных обществ  состоит в том, что они используют эффективный способ мобилизации  финансовых ресурсов (выпуск акций) для  того, чтобы начать дело (купить землю, построить на ней предприятие, приобрести сырье).

Вторая  особенность акционерных обществ -- «распыление» риска. Акционер в случае банкротства акционерного общества рискует потерять деньги, которые он затратил на приобретение акций.

Третья  особенность акционерного общества -- участие акционеров в управлении им. Изменение устава и размеров уставного капитала, избрание руководящих органов, утверждение годовых результатов деятельности, реорганизация и ликвидация общества -- исключительная компетенция собрания акционеров. При этом голоса акционеров «взвешиваются» по числу акций.

Четвертая особенность акционерного общества -- право акционеров на получение ежегодного дохода -- дивиденда. При этом акционер часто не работает на том предприятии, акции которого он купил, и не обязан присутствовать на общих собраниях акционеров.

Производственные  кооперативы - это добровольное объединение  граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии  членов кооператива и объединении  их имущественных паевых взносов.

Основным  отличием производственного кооператива  от товариществ и обществ заключается  в том, что он основан на добровольном объединении физических лиц - граждан, которые не являются индивидуальными  предпринимателями, но участвуют в  деятельности кооператива личным трудом. Соответственно этому каждый член кооператива  имеет один голос в управлении его делами, независимо от размеров своего имущественного вклада. Полученная в кооперативе прибыль распределяется с учетом их трудового участия  членов кооператива. Членов кооператива  должно быть не менее пяти человек;

Преимущества  кооператива:

- прибыль распределяется пропорционально  трудовому вкладу, что создает  заинтересованность членов кооператива  в добросовестном отношении к  труду;

- законодательство не ограничивает  число членов кооператива, что  предоставляет большие возможности  для физических лиц при вступлении  в кооператив;

- равные права всех членов, т.к.  каждый из них имеет только  один голос.

Основные  недостатки кооператива:

- число членов кооператива должно  быть не меньше пяти, что ограничивает  возможности по их созданию;

- каждый член несет ограниченную  ответственность по долгам кооператива.

1.2 Теория фирмы

Теория  фирмы является важным аспектом в  экономике предприятия. Введем её понятие. Теория фирмы - это теория, объясняющая  и прогнозирующая поведение фирмы, особенно в области принятия решений, связанных с ценообразованием и  выпуском продукции. Фирма представляет собой сложное экономическое  образование. В экономике сложилось  несколько концепций трактовки  фирмы.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как  производственную (технологическую) единицу, целью которой является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит  в нахождении такого соотношения  ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. Однако опорные предпосылки неоклассической  трактовки фирмы - заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений -- делали ее мало пригодной для решения практических задач.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что  фирма является сложной иерархической  структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная  задача связывалась с объяснением  поведения фирмы в системе  дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя  в качестве предпосылок наличие  трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.

Другая  предпосылка теории базируется на понимании  того, что, являясь сложной иерархической  организацией, фирма представляет собою  совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В  этом смысле центральным вопросом анализа  становится исследование проблемы распределения  прав собственности, а сама фирма  представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное  использование ресурсов. Поскольку  данный тип контракта базируется на добровольном переуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя -- проблема «принципал-агент», в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается средоточением двух типов контрактов -- внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а так же внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля.

Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Главной задачей является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решению проблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника и наемных управленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией, они могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) целей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих механизмов.

Другой  разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма  эволюционирует под воздействием внешних  и внутренних факторов, а решения  принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся  на фирме традиций. При этом у  фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

 

Глава 2. Факторы производства и эффективное  функционирование предприятия

Факторы производства - это используемые предприятием в производстве ресурсы, от которых  в определяющей степени зависят  количество, объем выпускаемой продукции. Всего факторы производства подразделяются на 2 вида: материальные ресурсы (земля, сырьевые ресурсы, капитал) и людские  ресурсы (труд, предпринимательская  способность). Остановимся на каждом подробнее.

К понятию земля относятся все  естественные, природные ресурсы, которые  применяются в производственном процессе - земельные участки, полезные ископаемые, леса, реки и т.п.

Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг  и доставке их конечному потребителю.

Различают понятия реальный капитал - это инструменты, машины и др. производительное оборудование (экономический ресурс), и финансовый капитал - деньги и близкие к ним  финансовые инструменты - акции, облигации  и т.п. (экономическим ресурсом не является).

Фирмы делят капитал на два типа: основной и оборотный. Основной капитал состоит  из объектов, не изменяющих свою форму  в процессе производства (здания, оборудование и т.п.). Оборотный капитал - это  все предметы, которые "потребляются" в процессе производства, т.е. принимают  какую-то другую форму. Фирма включает в оборотный капитал средства, которые используются на текущие  расходы (покупку материалов и заработную плату).

Процесс производства и накопления реальных капитальных товаров называется инвестированием.

Термином  труд обозначают все физические и  умственные способности людей, применяемые  в производстве товаров и услуг.

Значение  термина предпринимательская способность  раскрывается в его определении.

Предпринимательская способность -- набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый риск.

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах, определяемых отношениями собственности  на используемое имущество (капитал), а  именно:

1. Предполагает сочетание в одном  лице собственника имущества  (капитала) и непосредственного организатора  предприятия (администратора, менеджера). При этом конкретное физическое  лицо или группа лиц, являющихся  собственниками имущества (капитала), сами определяют сферу приложения  собственного капитала, организуют  свое дело и управляют им, начиная  от производства продукции (услуг)  и кончая их реализацией.

2. Осуществляется индивидом на  правах хозяйственного ведения.  Это означает, что предприниматель  не может продавать принадлежащее  ему на праве хозяйственного  ведения недвижимое имущество,  сдавать его в аренду, отдавать  его в залог, вносить в качестве  вклада в уставный капитал  хозяйственных обществ и товариществ  или иным способом распоряжаться  им без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим  предприятию, он распоряжается  самостоятельно, за исключением  случаев, определенных законом  или иными правовыми актами. Здесь  предполагается, что предприниматель  не является собственником, хотя  и получает (на основе заключенного  с собственником договора) определенные  права по использованию данного  имущества.

Способ  использования вышеуказанных факторов определяют степень эффективности  функционирования самого предприятия. Для эффективного функционирования предприятия следует рассмотреть  его стратегическое планирование.

Планирование - это один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

В условиях рыночной экономики предприятие  постоянно стоит перед выбором  из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения  цен на продукцию, объема выпускаемой  продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность  деятельности предприятия. В то же время  даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.

Формулировка  стратегических, тактических и текущих  целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей -- все это составляет содержание процесса планирования.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное  и краткосрочное планирование.

Долгосрочное  планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит  от размеров предприятия и может  составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет -- для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его выживание.

Информация о работе Предприятие в системе рыночных отношений