Предприятие, как основа производства и субъект экономической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Содержание

Введение
Сущность производства
Субъекты экономической системы общества.
Предприятие как хозяйствующий субъект.
Вывод

Работа содержит 1 файл

1 вопрос.docx

— 29.28 Кб (Скачать)

Представьте развернутый ответ на вопрос: предприятие, как основа производства и субъект  экономической системы общества.

План

Введение

    1. Сущность производства
    2. Субъекты экономической системы общества.
    3. Предприятие как хозяйствующий субъект.

Вывод

 

Введение

В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному  звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Сущность  производства

Для того, чтобы существовать, человечество должно развивать общественное производство. Производство представляет собою процесс взаимодействия людей с природой с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования человека и развития общества.

Производство  включает в себя ряд основополагающих элементов, образующих его структуру. В качестве таких основных элементов  выступают: труд как сознательная, целенаправленная деятельность; предметы труда, прежде всего их активная часть – орудия труда.

Производство  имеет две взаимосвязанные стороны  – отношение людей к природе  и взаимоотношения людей в  процессе производства, при этом первая отражает материальное содержание процесса труда, а вторая – его общественную форму. Люди участвуют в производстве не в одиночку, а коллективно, сообща, в силу чего производство всегда является общественным.

В процессе производства материальных благ люди вступают в определенные экономические  отношения, характер которых зависит  от той формы собственности, в  пределах которой они развиваются. Совокупность этих экономических отношений  образует тот экономический базис  общества, который является основой  общественного сознания. [2,c.72]

Под производством  в рыночной экономике подразумеваются  любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального  производства или в сфере услуг. Основной формой организации производства является предприятие.

Любое предприятие, прежде всего, предстает  как место соединения факторов производства. Эти факторы соединяются таким  образом, что можно говорить о  наличии на предприятии производственной кооперации, при которой личные и  вещественные факторы производства обеспечивают общий процесс производства. Факторы производства, их специализация  и производственная кооперация характеризуют  производительные силы общества, тем  самым каждое предприятие предстает  как составная часть производительных сил. В качестве такового оно занимает определенное место в системе  общественного разделения труда, специализируясь  на производстве определенного продукта. [4, - c.11]

Субъекты  экономической системы общества.

Экономическая система не существует вне человеческого  общества, поэтому в ней действует  множество субъектов.

Субъектами  экономической системы являются участники, которые функционируют  в этой системе, чьи потребности, интересы и цели в ней реализуются.

Поскольку субъектов  много и определенные из них имеют  близкие либо однозначные функции  в экономической системе или  же имеют совпадающие интересы и  цели, то все множество субъектов  делят на большие группы. Основными  в современной теории считают  три субъекта: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство. При этом все  группы субъектов экономической  системы находятся в состоянии  постоянного взаимодействия.

Предприятие (фирма) – это то звено экономики, где осуществляется соединение рабочей  силы со средствами производства, и  создаются на этой основе продукты или услуги.

Домашние  хозяйства в экономической системе  рассматриваются как производители  и продавцы рабочей силы.

Государство выполняет важные функции по производству определенных товаров и услуг, а  также сложные функции по регулированию  экономики.

Таким образом, экономическая система – это  неотъемлемая часть общества, которая  помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и другие отношения.[2, c.27-28]

Предприятие как хозяйствующий субъект.

Хозяйствование  представляет собой систему отношений  по поводу организации производственной деятельности, которая способствует достижению определенных целей. Носителем  же хозяйственно-практической деятельности, то есть экономическим лицом, которое  организует процесс производства и  реализации продукции, несет полный экономический риск, ставит свое благополучие в непосредственную зависимость  от конечных результатов деятельности, является хозяйствующий субъект. В  качестве последнего может выступать индивид лил их ассоциации. В первом случае речь идет об индивидуальной деятельности, которая реализуется в рамках домашнего хозяйства. Во втором случае имеется в виду совместная деятельность предприятий. [2, c.204]

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая: самостоятельно принимает решения; реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; стремится к получению дохода и реализации других целей.

   Предприятие есть:   комплекс средств производства, обладающих технологическим единством, приспособленный для изготовления определенного продукта или оказания услуг;   коллектив людей, связанный определенными социально - экономическими отношениями и интересами;   целостная микроэкономическая система с завершенным воспроизводственным процессом на основе обособления ресурсов и их полном самостоятельном обороте. [1]

      Предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду  и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности  капитала и контролю над ним,  правовому положению и другим  признакам.

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга  отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и  непроизводственной сферы, далее –  по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и  т.п.).

Можно утверждать, что предприятие представляет собой единство двух сторон – социально-экономической  и технико-экономической. Первая является ведущей по отношению к другой; аналогично тому, как соотносятся между собой производственные отношения и производительные силы.

Вывод

Предприятие является основным звеном производства и субъектом экономической системы  общества, так как представляет собой  производственный объект, где создаются  материальные блага. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, на нем происходит непосредственная связь работника со средствами производства и предметами труда, что и обеспечивает создание продукции. Предприятие – основное звено экономики

2 Раскрыть понятие: «спрос и его изменение». Факторы, влияющие на спрос.

План

Введение

Сущность спроса и факторы, его определяющие

Эластичность спроса, ее виды и факторы

Вывод

Введение

Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Залогом успеха деятельности любой компании является наличие информации по потребителям. Именно эти данные играют важную роль при разработке маркетинговой стратегии. Для того чтобы ее разработать необходимо понять потребности основных потребителей, то есть спрос. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.

Сущность спроса и факторы, его определяющие

На рынок  поступают товары разного ассортимента, в различном количестве, с неодинаковыми  ценами. Зависимость между поступлением товаров на рынок и возможностью рынка их реализовать выражается теорией спроса и предложения. Спрос  представляет собою то количество продукта, которое потребитель в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. [3, - c.139]

Спрос на товар  может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны  отдельных субъектов экономики, во втором - спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм.

 Спрос отражает не только  нужность товара для покупателя, но и способность последнего  его оплатить. Тем самым спрос  отражает покупательную способность  субъекта спроса.

 В понятии «спрос» еще  не заключен факт покупки товара, так как спрос на товар может  быть и при отсутствии самого  товара.

Спрос предъявляется на определенном рынке . локальном, региональном, национальном, международном. [4, - c.61]

 Спрос имеет временную характеристику, он может быть на данный момент, день, неделю, месяц и так далее. Так что можно говорить об определенной динамике спроса на какой-то товара, если брать его за относительно продолжительный период.

Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью  различных факторов. Можно сказать, что спрос на товар (D) есть функция  ряда факторов:

D = f (а, б, в, г, д, е).

Под буквами в данной формуле  понимаются следующие факторы:\

а. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса.  [4, -c.62]

Закон спроса также отражает действие эффекта дохода, уменьшение цены означает рост реального содержания той части дохода покупателя, которую он намерен использовать для приобретения данного товара. Если цена на товар уменьшилась в два раза, то на прежнюю сумму можно купить в два раза больше данного товара.

Рост спроса на товар при понижении цены может быть обусловлен и тем, что к покупателям данного товара присоединяются и те, кто вследствие высокой для них цены этот товар прежде не покупал.

Очевидно, что закон спроса отражает также и эффект замещения, при  котором повышение цены на товар  ведет к тому, что вместо него покупатели начинают предъявлять спрос  на другой, способный заменить его, товар.

Закон спроса действует при прочих неизменных условиях. Изменение условий  может модифицировать или даже нарушить его действие. Например, повышение  цены какого-то товара способно увеличить, а не сократить спрос, если у покупателей  возникает ожидание последующего повышения  цен и стремление успеть купить товар  по повысившимся ценам до того, как  цены еще больше возрастут. По существу, в этом поведении покупателей также проявляется закон спроса, так как спрос здесь отражает более низкий уровень цены по сравнению с ожидаемой, при которой спрос наверняка упадет.

При понижении цены некоторых товаров  спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.

б. Потребность в товаре и то, через что она проявляется . вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.   [4, -c.63]

в. Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.

г. Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары . менее качественные и престижные . спрос может наоборот снижаться.

д. Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.

е. Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него. Ожидание возможного понижения цены на товар способно привести к уменьшению спроса на него.

Таким образом, мы видим, что все  факторы спроса можно разделить  на ценовые и неценовые. Изменение цены на товар ведет к изменению величины спроса в соответствии с действием закона спроса. Изменение неценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Знание спроса и его факторов необходимо предприятиям, для того чтобы правильней решать вопросы: что, для кого и сколько производить.

6.2. Эластичность спроса, ее  виды и факторы

Спрос на разные товары по-разному реагирует на изменение его факторов. В этой связи говорят о разной эластичности спроса. Эластичность спроса есть реакция спроса на изменение его факторов. Деление факторов спроса на ценовые и неценовые определяет два вида эластичности спроса: ценовую и неценовую эластичность.

Ценовая эластичность спроса характеризует  реакцию спроса на изменение цены товара. Эта реакция в отношении  разных товаров может быть разной при одном и том же изменении  цены, характеризуя разную ценовую  эластичность спроса. [4, -c.65]

Ценовая эластичность спроса на различные  товары варьируется между двумя  крайними вариантами: бесконечной и  нулевой эластичностью.

Информация о работе Предприятие, как основа производства и субъект экономической системы общества