Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность предпринимательства

1.1 Этапы развития предпринимательства в России

1.2 Экономические и социологические теории предпринимательства

Глава 2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.

2.1 Виды предпринимательства

2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства

Глава 3. Проблемы и перспективы развития

3.1 Причины возникновения проблем

3.2 Пути решения проблем предпринимательства

Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 45.43 Кб (Скачать)

Курсовая работа 
 

 Тема: Предпринимательство  в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы,  проблемы и перспективы развития 
 

 Нижний Новгород 

2008 г. 

Содержание 
 

 Введение 

 Глава 1. Сущность  предпринимательства 

1.1 Этапы развития  предпринимательства в России 

1.2 Экономические  и социологические теории предпринимательства 

 Глава 2. Виды  и организационно-правовые формы  предпринимательства. 

2.1 Виды предпринимательства 

2.2 Организационно-правовые  формы предпринимательства 

 Глава 3. Проблемы  и перспективы развития 

3.1 Причины возникновения  проблем 

3.2 Пути решения  проблем предпринимательства 

 Заключение 

Введение 
 

 Переход к рыночным  отношениям в отечественной экономике  определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной  деятельности. Одним из важнейших  направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной  рыночной среды, наполнению потребительского  рынка товарами и услугами, созданию  новых рабочих мест, формирование  широкого круга собственников  является развитие малых форм  производства.  

 Опыт ведущих  стран современного мира со  всей очевидностью доказывает  необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского  сектора. Поэтому возрождение  России невозможно осуществить  без соответствующего этому развитию  данного сектора экономики, так  как именно он является тем  элементом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие. 

 Предпринимательство  занимает свое особое место  в экономических отношениях, внедряя  в них, прежде всего, нестандартные  и инновационные подходы и  решения. Наряду с этим оно  способствует формированию и  укреплению среднего класса. Есть  свои особые связи и направления  взаимодействия предпринимательства  и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской  деятельности на формирование  ряда позитивных черт и ценностных  ориентаций личности, особенно молодого  поколения.  

 Таким образом,  предпринимательство выполняет  не только экономические функции,  оно теснейшим образом связано  со всеми сферами жизнедеятельности  общества. Знание состояния и  тенденций развития предпринимательства,  выявление его связей и зависимостей  с другими структурными элементами  общества, позволяет более четко  и конкретно видеть основные  проблемы и пути становления  гражданского общества в России.  

 Основная цель  данной работы состоит в том,  чтобы охарактеризовать малое  предпринимательство в России  на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности  и обозначить наиболее острые  проблемы, стоящие перед отечественным  малым бизнесом. 

Глава 1.Сущность предпринимательства 
 

 Предпринимательство  - одна из важнейших составляющих  экономики. В странах рыночной  экономики предпринимательство  получило широкое распространение  и составляет подавляющую часть  среди всех форм организаций.  За последние десять лет в  России появились миллионы предпринимателей  и собственников. В связи с  приватизацией за государством  осталась лишь часть организаций  и предприятий, а остальные  перешли в частное владение. Основную  часть российского предпринимательства  составляет малый и средний  бизнес.  

 Главной задачей  предпринимателя является управление  предприятием, которое включает  в себя рациональное использования  ресурсов, организацию процесса  на инновационной основе и  хозяйственном риске, а также  ответственность за конечные  результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства  означает не только деятельность  участвующих в нем агентов,  но и наличие в общественном  хозяйстве определённых условий  позволяющие реализовать присущие  предпринимательству функциональные  признаки. Совокупность таких условий  составляет среду предпринимательства,  важнейшими элементами которой  являются экономическая свобода  и личная заинтересованность. Экономическая  свобода является определяющим  признаком предпринимательской  среды. Для предпринимателя наличие  экономической свободы - это не  только возможность заниматься  тем или иным видом деятельности  и иметь равный доступ к  ресурсам и рынкам, но и морально-этическая  санкционированность предпринимательской деятельности. 

 Личная заинтересованность  выступает движущим мотивом предпринимательства,  поэтому обеспечение условий  для присвоения полученных результатов,  извлечения и накопления дохода  является определяющим условием  предпринимательской среды. 

1.1 Этапы развития  предпринимательства в России 
 

 Современный этап  российского предпринимательского  движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.  

 В рассматриваемый  период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.  

 Верховный Совет  СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки  новых законов и постановлений,  затрагивающих проблемы предпринимательства.  Прежде всего, отметим принятие  в декабре 1990 г. закона "Особенности  в РСФСР". Впервые этим законом  частная собственность была признана  равноправной наряду с государственной,  муниципальной и собственностью  общественных организаций (объединений).  

 В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших  не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования  российского предпринимательства.  К ним относятся закон "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР" установивший организационно-правовые  основы преобразования отношений  собственности на средства производства  в целях создания эффективной,  социальной ориентированной рыночной  экономики.  

 Приняты также  законы "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об ограничении монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.  

 Таким образом,  была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой  сфере повысили активность в  деле создания акционерных обществ  и других видов предприятий.  К маю 1991 года в Государственный  реестр стран внесено 700 акционерных  обществ и обществ с ограниченной  ответственностью (223 АО и 477 обществ  с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков  в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать  о товарных и фондовых биржах.  

 Еще недавно  вопрос о биржах вызывал в  страхе ожесточенные споры. Значительная  часть общества категорически  отрицала их надобность, не допускала  самой мысли о возможностях  создания бирж.  

1990 год принес  революционные изменения в этой  области. Вопрос о биржах вышел  за рамки теоретических дискуссий  и приобрел практическую значимость.  

19 мая 1990г. была  зарегистрирована первая в стране  Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется  оптовая торговля товарами по  образцам и стандартам. Сделки  на товарных биржах осуществляются  только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар  и т.п. Это объясняется тем,  что на бирже продавец может  вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.  

 Через несколько  месяцев возникла Московская  товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В  ноябре 1990 года было объявлено  о создании в Москве двух  фондовых бирж - Московской центральной  фондовой биржи (МЦФБ) и Московской  международной фондовой биржи  (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок  ценных бумаг: акций и облигаций,  которые являются предметами  купли-продажи по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже.  На 29 ноября 1991г. общее число бирж  составляло 520, а в апреле 1992 г.  газеты оповестили о 800 биржах  в пределах бывшего Союза. Только  в одной Москве о своем существовании  заявили 80 бирж.  

 Однако надо  отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами  в их классическом виде. Предстояла  большая работа по совершенствованию  деятельности и организации бирж.  

 В январе 1992 года  был сделан первый реальный  шаг на пути к рыночной экономике  - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена  в основном централизованно-фондовая  система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось  одновременно с приватизацией  государственной собственности  в промышленности, торговле, сфере  услуг и др.  

 Освобождение  цен в условиях сохранявшейся  предельной монополизации производства  сразу же привело к резкому  взлету всех без исключения  цен. Поскольку либерализация  цен на практике далеко оторвалась  от приватизации, то абсолютное  большинство граждан, чьи и  без того скудные сбережения  оказались фактически конфискованными  государством, устранялись из процесса  приватизации. В качестве компенсации  они бесплатно получили приватизационные  чеки (ваучеры), которые с весны  1993 года разрешалось вкладывать  в акции некоторых предприятий.  В стране сразу же началась  неконтролируемая властями скупка  ваучеров у населения (по ценам  в 2 и более раз ниже официальной  стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными  людьми, частными банками, мафиозными  группами, иностранцами.  
 

1.2 Экономические  и социологические теории предпринимательства 
 

 Первым, кто стал  изучать предпринимателя как  ключевую фигуру социально-экономической  системы, является Р. Кантильон, который фактически положил начало научному исследованию предпринимательской тематики и заложил фундаментальные основы для последующих теоретических исследований в этом направлении.  

 Важное место  в создании теории предпринимательства  сыграл Адам Смит, который полагал,  что сбалансированная экономическая  система является самодостаточным  организмом, способным к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурами такой конкуренции.  

 Следующей крупной  фигурой в процессе изучения  предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель - промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.  

 С точки зрения  К. Маркса, необходимо противопоставлять  не предпринимателя и инвестора,  а различные роли, в которых  капиталист выступает в производственном  процессе. Предприниматель одновременно  является субъектом присвоения  прибавочной стоимости, т.е. реализующим  функцию эксплуатации рабочих,  и субъектом организации и  управления предприятием. 

Информация о работе Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития