Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………...3
1. Сущность предпринимательства……………………………….………...5
1.1 Этапы развития предпринимательства в России………………........6
1.2 Экономические и социологические теории предпринимательства...9
2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.…..12
2.1 Виды предпринимательства…………………………………….……..14
2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства………....21
3. Проблемы и перспективы развития…………………………..………….27
3.1 Причины возникновения проблем………………………….…………29
3.2 Пути решения проблем предпринимательства…………..…………..32
4. Заключение…………………………………………………………..………36
5. Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.96 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     УДМУРТСИКЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

     КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  экономической теории

     На  тему: Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил:                                                                   В.А.Сергеев

     студент гр.                                                                ФЗН(мж)-080502-31(к) 

     Научный руководитель: 
 

     Содержание

                                                                                                              Стр.

Введение…………………………………………………………….………...3

1. Сущность  предпринимательства……………………………….………...5

   1.1 Этапы развития предпринимательства в России………………........6

   1.2 Экономические и социологические теории предпринимательства...9

2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.…..12

  2.1 Виды предпринимательства…………………………………….……..14

  2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства………....21

3. Проблемы  и перспективы развития…………………………..………….27

  3.1 Причины возникновения проблем………………………….…………29

  3.2 Пути решения проблем предпринимательства…………..…………..32

4. Заключение…………………………………………………………..………36

5. Список использованной  литературы………………………………………37 
Введение
 

     Переход к рыночным отношениям в отечественной  экономике определяет необходимость  организационно-экономических новаций  во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений  экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка  товарами и услугами, созданию новых  рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

     Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и  эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

     Предпринимательство занимает свое особое место в экономических  отношениях, внедряя в них, прежде всего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

     Таким образом, предпринимательство выполняет  не только экономические функции, оно  теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности  общества. Знание состояния и тенденций  развития предпринимательства, выявление  его связей и зависимостей с другими  структурными элементами общества, позволяет  более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

     Основная  цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство  в России на современном этапе  его развития, выявить его специфические  особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

 

      Глава 1.Сущность предпринимательства 

     Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики  предпринимательство получило широкое  распространение и составляет подавляющую  часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с  приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное  владение. Основную часть российского  предпринимательства составляет малый  и средний бизнес.

     Главной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования  ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном  риске, а также ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства  означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать  присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий  составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая  свобода является определяющим признаком  предпринимательской среды. Для  предпринимателя наличие экономической  свободы - это не только возможность  заниматься тем или иным видом  деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая  санкционированность предпринимательской  деятельности.

     Личная  заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому  обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и  накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

 

      1.1 Этапы развития предпринимательства в России 

     Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для  российского предпринимательства.

     В рассматриваемый период, особенно в  первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности  государство впервые признает ее равноправие со всеми другими  формами собственности и декларирует  свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных  актов, закладывающих основы новой  смешанной экономики, для которой  характерен плюрализм форм собственности  и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

     Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки  новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего, отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).

     В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности  на средства производства в целях  создания эффективной, социальной ориентированной  рыночной экономики.

     Приняты также законы "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", "Об ограничении  монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" и многие другие.

     Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и  других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ  и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных  коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

     Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой  мысли о возможностях создания бирж.

     1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость.

     19 мая 1990г. была зарегистрирована  первая в стране Московская  товарная биржа (МТБ) - рынок, на  котором осуществляется оптовая  торговля товарами по образцам  и стандартам. Сделки на товарных  биржах осуществляются только  массово - однородные товары, как  зерно, хлопок, металл, сахар и  т.п. Это объясняется тем, что  на бирже продавец может вступать  без реального товара, а покупатель - без наличных денег. 

     Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и  Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок  ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи  по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.

     Однако  надо отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в  их классическом виде. Предстояла большая  работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.

     В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в  основном централизованно-фондовая система  распределения ресурсов. Решение  этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной  собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.

     Освобождение  цен в условиях сохранявшейся  предельной монополизации производства сразу же привело к резкому  взлету всех без исключения цен. Поскольку  либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без  того скудные сбережения оказались  фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно  получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось  вкладывать в акции некоторых  предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более  раз ниже официальной стоимости  в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.  
 
 
 
 
 

     1.2 Экономические и социологические теории предпринимательства 

     Первым, кто стал изучать предпринимателя  как ключевую фигуру социально-экономической  системы, является Р. Кантильон, который  фактически положил начало научному исследованию предпринимательской  тематики и заложил фундаментальные  основы для последующих теоретических  исследований в этом направлении.

     Важное  место в создании теории предпринимательства  сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая  система является самодостаточным  организмом, способным к саморегуляции  и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная  конкуренция, а предприниматели  являются ключевыми фигурами такой  конкуренции.

     Следующей крупной фигурой в процессе изучения предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель - промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный  земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах  по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут  производство и господствуют в области  распределения богатств.

     С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя  и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает  в производственном процессе. Предприниматель  одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим  функцию эксплуатации рабочих, и  субъектом организации и управления предприятием.

     Социологические подходы к пониманию предпринимательства  берут свое начало от работ М. Вебера и В. Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип».

Информация о работе Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития