Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение процесса становления и анализ современного развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, аналитический, системный подход, статистический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
2ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
3 СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
3.1 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь 16
3.2 Показатели развития малого бизнеса в Республике Беларусь 20
3.3 Цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 34

Работа содержит 1 файл

ЭТО ГЛАВНАЯ ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 105.33 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Малый бизнес – уязвимый процесс хозяйственной деятельности, требующий особого отношения  со стороны государственных органов. В зависимости от тех условий (административных, экономических, научно-технических, общественных), которые они создают, зависят темпы развития малых  предприятий, индивидуального предпринимательства.

В науке административного  права понятие государственное  регулирование заключается в  установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и приведение их в соответствие с изменяющимися условиями. Его  субъектами являются органы законодательной, исполнительной и в определенной степени судебной власти [5, с.185].

Целью государственного регулирования  предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в  международном разделении труда  и получение от этого оптимальных выгод [16, с.137]. Правительство, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям.

В основе всей национальной правовой системы лежит Конституция  Республики Беларусь. Конституционная  основа предпринимательской деятельности – это система конституционных  норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление  предпринимательской деятельности и обязанностью государства в  социальных целях регулировать эту  деятельность в строго определенных пределах [5, с.60].К законодательным актам кроме Конституции относятся законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Законодательные акты Президента Республики Беларусь имеют большой удельный вес в регулировании предпринимательской деятельности.

Субъекты государственного регулирования предпринимательской  деятельности реализует функции  государства по регулированию предпринимательской  деятельности. Таковыми, в частности, являются:

    • защита экономического правопорядка;
    • распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности;
    • контроль над соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • создание конкурентной среды;
    • обеспечение нормальной занятости населения [5, с.186].

Действия по реализации указанных  функций находят свое внешнее  выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных  способов. В качестве важнейших форм государственного регулирования предпринимательской  деятельности можно назвать следующие:

  1. Прогнозирование – представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки, главные составляющие. В целях реализации положений указанного Закона Постановление Совета Министров от 20 августа 1998 г. № 1321 утверждены «Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь» [6, с.187]. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года утверждены Постановлением Совета Министров от 3 апреля 2000 г. № 445. Официальное закрепление прогнозы находят в планах.
  2. Планирование – это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения экономических, социальных и иных результатов. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах.
  3. Денежная политика – использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.
  4. Антимонопольное регулирование – направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Регулирование все более  направлено на повышение эффективности  производства. Акцент в нем переносится  с регулирования спроса на регулирование  предложения. Существенные изменения  произошли и в механизме регулирования.Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на два вида: административные и экономические методы[5, с.188-189].

Административные методы  представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов  регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые  посредством издания актов как  нормативного, так и ненормативного характера.

Экономические методы - приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги), направленные на достижение желаемого  поведения субъекта регулирования  посредством воздействия на его интересы.

Указанные методы взаимосвязаны  и взаимозависимы, поскольку одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое распоряжение.

Переходный период экономики  Республики Беларусь противоречив –  с одной стороны, сильны позиции  государственного управления экономикой, а с другой – набирают силу рыночные процессы и частное предпринимательство. В силу чего государственным органам  управления необходимо балансировать  между интересами государственного и частного секторов экономики. С  одной стороны, есть цели и программы  развития экономики страны, а с  другой – предпринимательские инициативы, способствующие росту деловой активности малого бизнеса. Их увязка – прямая обязанность административных и  общественных органов управления бизнесом.

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности включает: налогообложение и ценообразование[10, с. 64].

Финансовые отношения  субъектов хозяйствования с государством регулируются налоговыми и неналоговыми платежами.

Налог – это установленный  обязательный платеж, взимаемый с  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц. Неналоговые платежи  – обязательные платежи субъектов  хозяйствования в специальные фонды.

Индивидуальный предприниматель  уплачивает ежеквартально налог  с облагаемого налогом дохода, исчисляемого как разница между  полученной выручкой и всеми расходами, понесенными предпринимателем для ее получения [16, с.138]. Для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей устанавливается твердая ставка налога. Если предприниматель использует наемных работников, то он уплачивает все налоги, начисляемые на заработную плату, (страховые взносы в Фонд Социальной Защиты Населения) и единый платеж (отчисления в Фонд защиты и чернобыльский налог) в бюджет. При использовании транспортных средств индивидуальный предприниматель уплачивает экологический налог.

В Республике Беларусь для  субъектов хозяйствования предусмотрена  возможность применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Причем такая возможность предоставляется  субъектам малого предпринимательства, а именно, предприятиям и предпринимателям, у которых среднемесячная численность  работников – до 15 человек и выручка  от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать 5000 базовых величин  в течение двух кварталов[16, с.138].

В соответствии с законом  Республики Беларусь «О ценообразовании» от 11 мая 1999 года №353-3 государственные  органы, осуществляющие регулирование  ценообразования, в пределах полномочий, предоставляемых им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем  установления:

    • фиксированных цен (тарифов);
    • предельных цен (тарифов);
    • предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
    • предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
    • декларирования цен (тарифов);
    • порядка определения и применения цен (тарифов) [16, с.139].

Выбор конкретного способа  регулирования определяется самим  государственным органом, осуществляющим регулирование исходя из государственных  интересов и складывающейся социально-экономической  ситуации в республике.

По закону, малые предприятия  могут создаваться на основе любых  форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.  Однако на сегодняшний день развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено  с рядом проблем: нестабильное законодательство; высокая стоимость процедуры  регистрации, особенно юридических  лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с  финансированием субъектов; сложность  проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров  и услуг, достаточно высокие налоговые ставки [15, с.511]. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес [4, с. 78]. На данном этапе развития малого бизнеса  в  качествеосновных проблем также выделяют: бюрократизм и коррупцию,  которые  поразили  всю Беларусь; развитие  среди  субъектов  малого бизнеса в основном  торгово-посреднических  фирм; недостаточность и недоработанность правовой базы. 

Для активации малого предпринимательства  необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий  уровень его государственной  поддержки.

Государственная политика в  этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных  условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования  форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активацию  производственной, инновационной и  инвестиционной деятельности данной категории  субъектов хозяйствования и, как  следствие, рост эффективности национальной экономики. Немаловажным является также  вовлечение в предпринимательскую  деятельность широких слоев населения  и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных его категорий, увеличение личных доходов, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Деятельность местных  органов власти и управления в  этой сфере следует направить  на оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства  при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность. 

Наиболее актуальными  задачами развития  малого  предпринимательства  на ближайшую перспективу являются:

  • гарантия упрощённого льготного  налогообложения  для  малых  предприятий, работающих  в  приоритетных  направлениях,  а  также   специализированныхорганизаций, оказывающих кредитные, консультационные,  научно-техническиеи информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;
  • расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование  малыхпредприятий на льготных условиях, таких  как  пониженный  процент,  болеепродолжительный  срок  кредитования,  мягкие  требования   к   залоговомуобеспечению, бесплатное консультирование;
  • активизация     государственной     поддержки     субъектов     малогопредпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для  дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров  и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата приняты  указы 24 марта 2005 года №148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня 2005 года №285 «О некоторых мерах  по регулированию предпринимательской деятельности» [15, с.510]. Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлине при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В Республике Беларусь сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры. Создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, ряде районов и городов работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия в этой области государственных органов, предпринимателей и их объединений. Так, 8 октября 2010 г. Комиссия по поддержке предпринимательства при департаменте по предпринимательству Министерства экономики зарегистрировала три новых центра поддержки предпринимательства. Данный статус получили: ОАО «Агентство экономического развития «Свершение» (Гомельская область, Жлобинский район, г.п.Стрешин); частное торгово-производственное унитарное предприятие «Кадуцей Платинум» (Могилев); частное унитарное предприятие по оказанию услуг «Учебный центр по микрофинансированию» (Минск). Таким образом, на 8 октября 2010 г. В Беларуси зарегистрированы 55 центров поддержки предпринимательства [19]. Они оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан, дают консультацию по вопросам создания и управления бизнесом, помогают в подготовке бизнес-планов и заявок на получение кредитов. Кроме того, работают девять инкубаторов малого предпринимательства. В их задачи входит создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства, начинающих свою деятельность. Инкубаторы предоставляют им на определенное время оборудованные под офисы и производство помещения, обеспечивают возможность коллективного пользования оргтехникой, организуют при необходимости ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, проводят обучение, оказывают консалтинговые, информационные услуги.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики