Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение процесса становления и анализ современного развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, аналитический, системный подход, статистический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
2ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
3 СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
3.1 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь 16
3.2 Показатели развития малого бизнеса в Республике Беларусь 20
3.3 Цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 34

Работа содержит 1 файл

ЭТО ГЛАВНАЯ ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 105.33 Кб (Скачать)

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. 

Согласно официальной  статистике число малых предприятий  на конец 2009 года составило 77402 единиц, что значительно выше, чем в 2000 году (28310 единиц) [21, с.517]. Треть от общего количества малых предприятий концентрируется в городе - Минске (32,2% от общего числа).

Распределение малых предприятий  по экономическим районам очень  неравномерно, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей. Из приложения А видно, что наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Минской области - 11731, в частности в Минске – 29180 предприятий [21, с.529]. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же, эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.

Удельный вес убыточных  предприятий в общем числе малых предприятий, отразивших финансовых результат,  в Беларуси по итогам 2009 года составил 23,4%, при этом в промышленности – 20,9% [21, с.527]. Наибольшее количество убыточных малых предприятий сосредоточено в таких отраслях, как торговля и общественное питание – 27,1%; здравоохранение – 26,4%; финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение – 25,3%; культура и искусство – 25,5%. Удельный вес убыточных малых предприятий в сельском хозяйстве снизился с 8,8% в январе 2008 года до 8,0% в 2009 году. В промышленности за этот период удельный вес убыточных организаций снизился с 21,5% до 20,9%. Эти результаты достигнуты за счет активного финансового оздоровления в предыдущие годы, когда основными механизмами были государственная поддержка убыточных организаций, административное воздействие в разных формах и широкое применение реорганизационных процедур.

Однако в таких отраслях, как строительство, торговля и общественное питание, здравоохранении и социальном обеспечении, удельный вес убыточных малых предприятий значительно возрос: в строительстве – с 17,3% до 20,5%; в торговле и общественном питании – с 24,9% до 27,1%; в здравоохранении и социальном обеспечении – с 24,4% до 26,4% [21, с.527]. К разряду факторов непосредственного  снижения  жизнеспособности  малых предприятий  руководители  относят  неблагоприятный  климат   для   бизнеса, отсутствие правовой защиты  предпринимательства,  несоблюдение  действующего законодательства,  произвол  властей,   высокие   налоги,   некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

За прошедшие 9 лет создана  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

В целом, уровень развития сектора малого бизнеса в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры  рыночной экономики, потребностей переходного  периода в Республике Беларусь.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает  ряд положительных тенденций. В приложении Б приведены данные о количестве малых предприятий по отраслям экономики за период 2000 – 2009 гг. Как показывает официальная статистика, относительно  стабильно  увеличилось  число  субъектов  малого предпринимательства в торговле и общественном питании  –  с  12085 предприятий  в 2000 году до 32501 в 2009 году. Очередные ведущие места, как видно из приложения Б, занимают малые предприятия, задействованные в промышленности и строительстве, в количестве 15394 и 7895 соответственно. В структуре малого бизнеса в период с 2000 по  2009 года сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, на 242 предприятия, что составляет 44,6%.Как видно  из приложения Б, увеличилось количество малых предприятий в транспортной сфере: если в 2000 г. их уровень достиг 1576 предприятий, а в 2008 г. – 5929, то в 2009 г. их количество достигло 6490 предприятий. Это в первую очередь объясняется тем фактом, что за последние 9 лет значительно возросла доля услуг, в том числе и в транспортной сфере, что привлекло большее количество частный предпринимателей и предприятий, желающих развиваться в данной сфере.

Вышеупомянутые факты  позволяет сделать вывод о  том, что малый бизнес Беларуси представляет сегодня достаточно перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. Развитие малого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

 

 

 

 

3.2 Показатели развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие  в  90-егоды за  прошедшее  десятилетие  превратилось  в  самостоятельный  и весьмавлиятельный элемент рыночной экономики.Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место  в хозяйстве страны.

На сегодняшний день в Минске на тысячу жителей насчитывается 13,3 предприятий малого и среднего бизнеса, в Бресте - 8,9, Витебске - 6,6, Гомеле - 5,8, Гродно - 7, Могилеве 6,9. Самый низкий показатель среди областей у Гомельской - 3,7 субъектов предпринимательства на тысячу жителей[17].

Малые предприятия отличаются высокой гибкостью, динамизмом. Данные фирмы, как правило, занимают небольшой  сегмент рынка, находятся ближе  к потребителю. Они оказывают  разнообразные услуги, производят и  продают особый вид товаров, разнообразное производство которого крупные фирмы не готовы освоить и предложить потребителю. Тем самым малые предприятия содействуют ликвидации диспропорций на потребительском рынке, активизируют структурную перестройку экономики, увеличивают экспортный потенциал.

Сегодня сохраняется тенденция увеличения среднесписочной численности работающих на промышленных предприятиях.Списочная численность работников малых предприятий (с внешними совместителями и работающими по договорам гражданско-правового характера) в среднем за 2009 год на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики республики составила 691060 человек, что на 21,2% больше, чем в 2008 году. В 2000 году этот показатель составил 333705 человек [21, с.517].

Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора. Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе.Частный бизнес Беларуси потенциально представляет серьезную социальную и экономическую силу. В нем сегодня работают более 1 млн. человек, то есть 25% всего населения, занятого в экономике страны. Среднестатистический руководитель частного предприятия или организации имеет более чем 9-летний опыт работы. В малом бизнесе получают зарплату и доходы 440 тыс. человек, численность индивидуальных предпринимателей достигла почти 180 тысяч[15, с. 176].Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2009 году повысилась по сравнению с 2008 годом с 682301 бел.руб. до 844052 бел. руб. [21, с. 517].

Однако предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций  частных и иностранных инвесторов. Инвестиции в основной капитал в 2009 г. составили 10368,1млрд. бел.руб., что на 53% превышает инвестиции в 2008 г. (4887,7 млрд. руб.).

Удельный вес добавленной  стоимости малых предприятий в объеме ВВП в 2009 г. равен 11,4 %. Если сравнить этот показатель с показателями малых предприятий в странах ЕС, где он равен 50 — 65 %, то это, главным образом, объясняется недостаточной развитостью рыночной инфраструктуры и отсутствием должной помощи и поддержки предпринимательства и малого бизнеса со стороны государства. Однако нельзя полностью утверждать, что государство не предпринимает никаких мер по стимулированию предпринимательской деятельности. Так, в 2009 г. удельный вес малых предприятий в Республике Беларусь вырос по сравнению с 2008 г. на 2,1% [17].

В сложившихся условиях главной  целью развития предпринимательства  на период до 2010 года являлось обеспечения  развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово  – инвестиционной, научно – инновационной  и управленческой основе, превращение  его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета. 

Вместе с тем общее  число малых предприятий растет, на месте ликвидированных структур возникают новые. В результате происходит постоянное обновление сектора малого бизнеса.О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют определенные данные. Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.В структуре выпуска товаров и услуг за период 2000 – 2009 гг. наблюдается положительная тенденция: в 2000 г. он составил 1561,7 млрд. руб.; в 2005 г. - 10331,5 млрд. руб.; в 2009 г. - 33903,1 млрд. руб.[21, с. 517].

В 2009 г. и первом полугодии 2010 г. произошли изменения в отраслевой структуре предпринимательского сектора экономики. В частности, наблюдается уменьшение количества субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и общественного питания. По состоянию на 2009 г. удельный вес частных малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании, составил 42,0% (в 2008 г. — около 42,5%, в 2007 г. — 40,5%). В промышленности в 2009 г. сосредоточено 19,9% (в 2008 г. — более 21,0%, в 2007 г. — 21,2%), в строительстве — около 10,2%, в транспорте — 8,4% от общего количества частных малых предприятий[17].

Еще одним важным показателем  является розничный товарооборот, включая  общественное питание. Он значительно  увеличился в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом на 42,8%. При этом выручкаот реализации товаров, продукции, работ в 2009 г. составила услуг 99662,0 млрд. руб.

Однакоза предыдущий год темпы роста малого предпринимательства и его эффективности замедлились. Снизился уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услугс 13,5% в 2009 г. до 17,1% в 2008 г. [18]. Это в первую очередь связано с экономическим кризисом, который негативно повлиял на спрос на продукцию, на эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

По экспертным оценкам, произошло  повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном  секторе экономики с 21% в 2009 году до 30% в 2010 году, что значительно улучшило конкурентную среду на отечественном рынке товаров и услуг. При этом,экономическое развитие отечественных производителей происходит в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках. В соответствии со статистическим данными, приведенными в таблице ниже, объем внешней торговли товарами в 2009 г. превысил объем в 2008 г. на 21% [21, с.517].

 

Таблица - Объем внешней торговли товарами (млн. долларов США)

 

 

2008 г.

2009 г.

Объем внешней торговли товарами:

12113,0

15190,9

экспорт

2605,9

7298,0

импорт

9507,1

7892,9

Сальдо

-6901,2

-594,9


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе[16, с. 517].

 

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными. В то же время, несмотря на трудности развития бизнеса и неблагополучный деловой климат в стране, предпринимательская деятельность сохраняет в Беларуси свою привлекательность. Почти 90% населения считают развитие бизнеса полезным для Беларуси, а около 49% работающих в негосударственном секторе экономики, хотят, чтобы их дети занимались предпринимательством[9].

Анализ развития малого предпринимательства  позволяет определить следующие  основные тенденции динамики данного  сектора:

    • рост числа индивидуальных предпринимателей, что обусловлено менее сложной и дорогостоящей процедурой их регистрации в отличие от малых предприятий, меньшей налоговой нагрузкой и более простой системой налогообложения;
    • ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность;
    • неравномерность развития по регионам республики;
    • сохранение доли малого предпринимательства в ВВП республики на уровне 8-9 %.

Всё вышесказанное позволяет сделать заключение, что, несмотря на определенные трудности, значительно улучшились показатели социально-экономического развития городов, создаются новые предприятия, новые рабочие места, люди стабильно получают заработную плату.В этих условиях ожидается значительное расширение круга эффективно работающих малых предприятий, где темпы роста реализованной продукции будут превышать её рост в негосударственном секторе в целом, а рентабельность производства в 1,5-1,7 раза. Указанная тенденция обуславливается спецификой малых организационных форм управления производством, с также развертыванием инфраструктуры их поддержки в приоритетных для государства направлениях.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики