Предмет истории экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений - самостоятельная научная и учебная дисциплина.
Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации.

Работа содержит 1 файл

Предмет истории экономических учений.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Мужчины, женщины, дети «все потребляют соль»; «если приказать, что с каждого шэна соли взимается  по пол-монеты или по одной монете или две монеты тридцать монет с одного человека в месяц, это составит 30 миллионов монет».

В «Гуаньцзы» и  древнем источнике, именуемом «Ши  хо» (буквально: «Продовольствие и  товары»), содержится описание государственного хозяйства, рассматриваются принципы управления хозяйственной деятельностью. Государство создает и поддерживает системы ирригации, организует борьбу со стихийными бедствиями, ведет строительство оборонительных сооружений.

«Правила поведения», нормы хозяйственных работ детально регламентируются. «Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску».

В древних трактатах, хрониках «Страны внутри морей» встречаются любопытные упоминания о торговле, рыночных отношениях. «Торгуя, обменивали то, что (у кого) было, на то, чего (у него) недоставало, в результате каждый получал то, что ему нужно» («Ши хо»).

«Рынок является регулятором всех вещей. Поэтому если все вещи дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет выровненным» («Гуаньцзы»).

В мозаике экономических  представлений, которые находим  в документах, хрониках, трактатах  китайских мыслителей древности, отражены особенности жизни и быта, специфика  социально-экономического и культурного  развития страны, системы азиатского способа производства. Довольно детально обрисованы система налогового обложения, организация общественных работ, методы денежной политики.

По словам Й. Шумпетера, в Древнем Китае «мы  обнаруживаем высокоразвитое общественное управление, повседневно занимающееся аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами. Эти вопросы затрагиваются в основном с этических позиций в дошедшей до нас китайской классической литературе».

Экономические воззрения мыслителей восточных  цивилизаций Китая, Индии, Ирана - органично  связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений. Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившая прогрессивные сдвиги в развитии производства.

В ранних цивилизациях влияние экономических факторов оказывается скрытым под поверхностью. Их последствия проявляются не через годы, а через поколения; они трудно уловимы. Производственная деятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться от установившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого, кто обрабатывал землю и «он не мог руководствоваться собственными суждениями и мнениями даже в отношении самых заурядных вопросов».

Духом квиетизма (спокойствия, безмятежности) пронизаны  многие восточные религии, «и его  долгое сохранение среди индусов, есть результат идеи покоя, которая насаждается  в их религиозных писаниях».

Особенности государственно-регламентирующей системы хозяйственной организации  стран Востока нашли отражение  в памятниках древности: хрониках, летописях, философских трактатах, юридических  установлениях. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.

    ЭКОHОМИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ ДРЕВHЕГО  КИТАЯ. УЧЕHИЯ КОHФУЦИЯ  И ЛЕГГИСТОВ

    Наиболее  зрелой в истории Древнего Востока  оказалась экономическая мысль Китая. Он оказался родиной многих экономических идей. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводили к целому ряду реформ и даже политических переворотов. Основные проблемы экономической мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), проблема государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства и общины, вопросы финансовой политики, торговли.

    VI-V вв. до н.э. появилась школа  экономической мысли, основателем  которой был Кун Фу-Цзы, или  Кунфуций (551-479 гг. до н.э.), сановник при дворе одного из князей. Он изложил свое учение в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"), защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати. По его мнению каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои обязан-ости в отношении семьи, государства, человечества. Идеализируя старину, он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению общинно-патриархальных отношений. Но им не осуждалось и рабство.

    Конфуций  утверждал, что середина во всем и составляет добродетель. Его взгляды были достаточно противоречивы, но очень характерны для периода разложения общинного строя и формирования рабовладельческого государства. Конфуций спорит о первом и боится последнего, но он связан с аристократией, которая заинтересована в рабовладении и поэтому он призывает к покорности судьбе, смирению, выполнению долга, чинопочитанию.

    В общине все равны имущественно. Конфуций допускал накопление богатства, но не в ущерб основной массе населения  и в рамках устойчивого порядка. Им осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалась умеренность потребления, относительная равномерность распределения богатства, хотя он и не был сторонником равенства. Задача князя усматривалась в обогащении народа, так как это будет означать обогащение государя. Во главу всего ставилась добродетель и подчеркивался неустойчивый характер богатств, присвоенных нечестными методами. В одном из сочинений приписываемых Конфуцию ("Ли-цзи"- "Книга о ритуале") развивалась идея "великого пути", ведущего к водворению правды, мира, всеобщего благополучия, исчезновению эгоизма, воровства, разбоя. В таких условиях люди не будут запирать ворота, прятать имущество и будут работать только на себя. Огромное значение он придавал росту населения в увеличении материального богатства. Конфуцию приписывается изречение, что если будет население, то будет земля и появится богатство. Значит в экономических воззрениях Конфуция имелись элементы социальных утопий. Он мечтал о наступлении эры всеобщего благоденствия, когда частная собственность не будет кумиром, порождающим бедствия всякого рода (общинные иллюзии крестьянства).

    Уже в IV в. до н.э. идет острая полемика о  судьбах общины, ее экономических  возможностях и недостатках.

    Развивая  конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.). Основные цели - ограничить произвол богачей, уравнять крестьян, урегулировать землепользование. Он предлагает возродить так называемую "колодезную систему" при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свои наделы, но и надел, урожай с которого шел в пользу государства - речь о реставрации общественного строя. Мен-цзы ставил на первое место народ, а государей на последнее, выступал против тяжелых налогов и квалифицировал государство, как убийцу народа, если такие налоги доводили население до нищеты, голода и смерти. Он защищал даже право народа на восстание. По мнению этого ревностного конфуцианца, недопустимо слишком широкое вмешательство государства в экономическую жизнь, торговля должна быть свободной, сбор пошлины должен быть ликвидирован, государству достаточно десятины (общинные иллюзии).

    Но  вместе с тем он рекомендовал наделять сановников землей по более высоким  нормам (а взять ее можно было только у крестьянской общины), и практически мирился с иерархией землевладения. (Переходный период порождает противоречия экономических теорий).

    Теоретическими  противниками (выступающими проводниками реформ) были леггисты, тесно связанные  с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков.

    Крестьянские семьи обязывались делиться под угрозой взимания двойного налога, если в них оказывалось двое и более мужчин. Отменялась отработочная форма налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие военных заслуг, исключались из списков знати. Люди, которые якобы "беднеют от лени", подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос- быть общине или рабству, и решили его в пользу последнего.

      Основные идеи леггистов:

    1. Сильное государство, накопление  богатства только в государственной  казне (обогащение частных лиц  угрожает узурпацией власти).

    2. Ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и торговле, считая правомерными лишь земледелие и военное дело. (Страх перед торговлей, потому что она подрывает устои натурального хозяйства, отсюда- воспевание земледелия).

    3. Народ противопоставлен государству, слабость народа- сила государства.

    В 81 г. до н.э. император созвал в столицу  ученых и сановников для обсуждения государственных дел. Этот съезд  ученых мужей получил название "Спор об управлении соли и железа". Торговля солью и железом находилась под  прямым контролем государства. Ученые конфуцианцы требовали отмены государственных монополий на соль и железо, аргументируя это требование тем, что основным принципом государства должно быть поощрение добродетели и подавление порока, но это невозможно, когда государство начинает заниматься хозяйственными делами.

    Леггисты: монополия государства - укрепление финансов, внутреннее спокойствие государства, преодоление власти торговцев.

Информация о работе Предмет истории экономических учений