Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:02, реферат
В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений - самостоятельная научная и учебная дисциплина.
Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации.
В системе экономических
наук и экономического образования
история экономических учений - самостоятельная
научная и учебная дисциплина.
Предметом истории
экономических учений является исторический
процесс возникновения, развития, борьбы
и смены экономических идей, их роли в
развитии человеческой цивилизации.
Под учениями понимаются
различные формы теоретического
выражения и фиксации знания, которые
возникают и развиваются по мере
эволюции человеческого общества, а
также теоретические концепции, идеи,
положения и конструкции, в которых исторический
процесс углубления познания социально-экономических
явлений находит свое концентрированное
логико-понятийное выражение.История
экономических учений изучает эволюцию
взглядов на экономические процессы, закономерности
формирования и развития экономических
теорий и школ. Курс не ограничивается
изучением источников, систематизацией
и раскрытием взглядов выдающихся экономистов;
он стремится выявить взаимосвязь и преемственность
идей, трансформацию подходов и выводов.
Историю экономических
учений интересует, под влиянием каких
условий меняются взгляды на экономическую
действительность, как эволюционирует
трактовка базовых категорий, совершенствуются
методы экономических исследований.
Изучая эволюцию
экономических концепций, мы стремимся
уяснить, как разворачивается процесс
формирования и обогащения наших
знаний об экономике, как и почему
многие идеи прошлого и сегодня сохраняют
свою актуальность, каким образом
они влияют на наши современные представления.
История экономических
учений помогает понять общую направленность
эволюции экономической науки, трансформацию
ее генеральных направлений, взаимосвязь
с экономической политикой, принятием
стратегических и оперативных решений.
Таким образом, данная дисциплина постоянно
обращается к различным экономическим
идеям.Экономические идеи разъясняют
сущность социально-экономических явлений,
взаимосвязанных между собой, и возникают
как следствие отражения их в сознании.
Исследование процессов возникновения,
развития явлений и смены социально-экономических
явлений позволяет выделить в них позитивные
и негативные моменты, отразить их прогрессивность
или реакционность.
Обьектом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества. Таким образом предметом истории экономических учений являются история теории экономической мысли, а также история экономической политики и идеологии.
Исторический
процесс развития экономической
мысли отражает прогресс научного знания,
который достигается как в
теоретическом познании социально-экономических
явлений, так и в его методах. В связи с
этим история экономических учений в определенном
смысле является одновременно и историей
развития методов познания социально-экономических
явлений. Это объясняется тем, что теория
и методология образуют внутреннее единство.
Соотношение теоретических и методологических
аспектов находит выражение в том, что
каждая предшествующая теория в силу своей
фундаментальности, научной значимости
обладает потенциалом и функцией метода
для последующих теорий, а это в свою очередь
обусловливает преемственность экономических
теорий.
Плодотворность
научного поиска, степень и глубина
познания реальной действительности во
многом зависят от методов, используемых
исследователями.
Метод - это путь
познания, способ, прием исследования
и получения научных результатов.
Методы связаны
с предметом исследования и также
являются продуктом творческой, интеллектуальной
деятельности.
Английский философ
Ф. Бэкон, определяя роль метода, сравнивал
его с фонарем, освещающим путь ученому,
считая, что даже хромой, идущий с фонарем
по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах
без дороги.
Научная значимость
и познавательная ценность применяемого
метода определяются его эвристическим
потенциалом, способностью обогатить
науку новым знанием об изучаемом
объекте, выявить новые моменты в исследуемых
явлениях и привести их к более содержательному
и глубокому пониманию.
Функциональная
роль метода и методологии как
совокупности методов познания состоит
в том, что метод является способом
построения определенной теории. Он позволяет
выявить принципы и внутреннюю логику
формирования системы теоретического
знания, определить структуру и элементы
данной системы, их взаимосвязь, механизм
функционирования и пр.
Метод можно
использовать как способ интерпретации
и оценки предшествующих экономических
теорий. Он дает возможность не только
раскрыть содержание теории, но и показать,
как она взаимосвязана с другими теоретическими
построениями, какое место занимает в
истории развивающейся экономической
мысли.
Метод также позволяет соотнести теорию и практику.
Классификация
методов исследования
истории экономических
учений.
1. Специально-научные
методы в истории экономических
учений.
1) описательный, который дает возможность исследователю получить разнообразную информацию, сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях;
2) аналитический,
позволяющий раскрыть причинно-следственные
связи явлений и использующий набор конкретных
методик (опрос, наблюдение, анализ документов);
3) формально-логический,
который позволяет исследовать внутреннее
строение явления, выявить источники,
предпосылки его возникновения и эволюции;
4) моделирования,
осуществляющий поиск наиболее эффективных,
оптимальных схем организации экономических
систем, государственного регулирования
и пр.
5) конкретно-социологический,
выявляющий эффективность функционирования,
например, различных механизмов государственного
и рыночного регулирования.
2. Основные
принципы методологии
общественно-экономического
анализа.
1) во-первых, принцип
научной абстракции: становление любой
экономической категории рассматривается
в виде "чистой" модели функционирования,
то есть в рамках механизма внутренних
причинно-следственных связей. Это позволяет
выявить внутреннюю природу экономических
процессов и явлений;
2) во-вторых, принцип
материалистической диалектики: теоретическая
экономика оперирует категориями, отражающими
материальный процесс производства, в
их развитии и модификации в результате
действия внутреннего противоречия и
перехода в иное качественное состояние;
3) в-третьих, принцип
историзма, что определено самим предметом
курса: ведь мы анализируем не только теоретическую
эволюцию представлений об экономическом
базисе, но и историческую составляющую.
Ретроспективный взгляд выявляет не только
особенности экономической истории концепций
в различных странах, но и общий алгоритм
функционирования хозяйственных систем,
несмотря на исторические обстоятельства,
этнографические и правовые особенности,
различность мировоззренческих установок;
4) в-четвертых, принцип
монизма как основополагающий и системообразующий
элемент. Все многообразие мнений, представлений
об экономике в различные эпохи анализируется
через призму одного критерия - всеобщности
развития, поэтому история экономических
учений носит наднациональный характер.
3. Различные
методы исследования
истории экономических
учений
1) экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов; нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике; гипотетико-дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике;
2) статистико-временной
анализ - изучение совокупности массовых
экономических явлений и объектов, однородных
в некотором существенном положении, во
временном периоде;
3) историко-модельный
подход - представление экономических
процессов в виде моделей, которые функционально
повторяют изучаемый процесс, в историческом
контексте;
4) математический
метод - описание изучаемых экономических
явлений при помощи математических знаков
и символов;
5) метод
абстрагирования - исключение явлений,
носящих случайный характер, при исследовании
процессов экономики.
4. Методами
исследования являются:
1) исторический
подход;
2) системный подход, который позволяет установить связи между социальными науками (политика, экономика, культура) и конкретизировать время и место того или иного экономического учения..
На территории
древней Азии образовались крупные
очаги цивилизации, значительного
развития достигло рабовладение, возникли
первые рабовладельческие государства.
Многочисленные исторические памятники
позволяют судить о зарождении и развитии
экономических идей. Об этом даёт представление
история древней Вавилонии. О начале формирования
раннеклассового общества свидетельствуют,
например, законы царя Эшнунны (XX в. до
н.э.). В них толковались хозяйственные
вопросы. Наиболее значительным памятником
Вавилонского царства является кодекс
царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко
отразивший экономические основы общества,
важнейшие тенденции его развития. Свод
законов Хаммурапи даёт представление
о том, что деление общества на рабов и
рабовладельцев признавалось в то время
естественным и вечным, рабы приравнивались
к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи
отразили заботу об укреплении и охране
частной собственности. Покушение на неё
каралось смертной казнью и отдачей в
рабство. Исторический памятник свидетельствует
о том, что основу экономики Вавилонского
царства составляло натуральное хозяйство.
Сохраняла позицию община, хотя разложение
уже основательно коснулось ее. Царская
власть заботилась о защите интересов
общины и мелких производителей. В законах
Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных
отношений, меры, способствовавшие расширению
торговых сделок.
Большое место в истории общественной
мысли древнего Китая рассматриваемого
периода занимает конфуцианство - учение,
созданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем
в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды
Конфуция систематизированы одним из
его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до
н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую
мысль Китая. В экономике страны в бытность
Конфуция происходили существенные сдвиги,
связанные с разложением первобытнообщинного
строя и становлением рабовладения. Пришло
в упадок земледелие, разрушались общинные
связи, нарастала имущественная дифференциация,
укреплялись позиции частных рабовладельческих
хозяйств.
Конфуций одним из первых создал учение
о естественном праве, на котором базировалась
его философская и социально-экономическая
концепция. Он исходил из того, что в основе
общественного устройства лежит божественное
начало. Оно определяет судьбу человека
и общественный порядок. Деление общества
на "благородных", составляющих высшее
сословие, и "простолюдинов" ("низких"),
уделом которых является физический труд,
Конфуций считал естественным. Отношения
между рабовладельцами и рабами он не
сводил только к принуждению. Конфуций
призывал воспитывать "доверие" рабов
к эксплуататорам, советовал "благородным"
добиваться верности рабов.
Учение Конфуция нацелено на обеспечение
стабильности формировавшегося рабовладельческого
строя, укрепление авторитета государства,
широкое использование в этих целях традиционных
форм и обрядов. Он ратовал за укрепление
власти верховного правителя Китая.
Экономические воззрения Конфуция, являясь
продуктом своей эпохи, были противоречивы.
Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных
отношений уживались у него с разработкой
правил, регулирующих взаимоотношения
рабов и рабовладельцев. Он представлял
прежде всего позиции потомственной рабовладельческой
аристократии, а также низшего, служилого
слоя рабовладельцев. Рабовладение у него
совмещалось с сохранением старых патриархальных
порядков, отношений кровного родства.
В условиях обострявшихся социальных
противоречий Конфуций искал пути достижения
социального "равенства" при сохранении
рабовладельческих порядков, сглаживания
классовых конфликтов. Конфуцианство
обосновывало консерватизм общественного
устройства, утвердившийся на долгие годы
в китайском обществе.
Конфуцианство нашло своё развитие во
взглядах Мэн-цзы, связывавшего социальное
неравенство с "небесной волей", оправдывавшего
противоположность между умственным и
физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы
был против ужесточения рабовладельческого
гнета, ратовал за восстановление общинного
землевладения, выступал в защиту общины,
экономических интересов крестьян. Противоречивость,
свойственная социально-экономической
концепции конфуцианства, получила у Мэн-цзы
дальнейшее углубление.
С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы
и его сторонники (моисты). Они проповедовали
природное равенство людей, отрицали сословность,
привилегии знати. Моисты обосновывали
необходимость всемерного развития производства
для удовлетворения потребностей всего
населения, всеобщее участие людей в физическом
труде, развитие свободной инициативы
мелких производителей. Противопоставляя
конфуцианству идею "всеобщей взаимной
любви", моисты не понимали ее иллюзорности.
Одним из знаменательных памятников истории
экономических идей в Китае является трактат
"Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных
авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя
заботу о крестьянстве, авторы предлагали
ограничить их обязательную трудовую
повинность, оградить от спекулянтов и
ростовщиков. В целях укрепления экономического
положения крестьян авторы трактата предлагали
изменить систему налогов, повысить цены
на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния
народа они возлагали на государство,
которому надлежало активно вмешиваться
в экономические дела, устранять причины,
мешающие благополучию народа, создавать
запасы зерна для стабилизации цен, принимать
меры по преодолению неблагоприятных
природных условий и т.д.
Столкновение двух тенденций в социально-экономической
жизни: стремление сохранить патриархально-общинные
начала, с одной стороны, рост и укрепление
позиций рабовладения - с другой, борьба
стоявших за ними классов длительное время
определяли важнейшую проблематику экономической
мысли древнего Китая. Большой остроты
достигала проблема взаимоотношения натурального
и товарного хозяйства.
Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
Экономическая
мысль Китая складывалась под
влиянием идей Конфуция (551-479 до н.э.), его
последователя Мэн-цзы (372-289 до н.э.),
философские и этико-
О социальных принципах
деления общества говорится в
политико-экономическом
Крестьяне «приготовляют орудия для полевых работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холоде удаляют сухие колосья в ожидании пахоты ... Когда приходит период дождей - они берут мотыги и очищают поле от сорняков». «Князья в государствах в тысячу или десять тысяч колесниц ... ведут бойцов нападать друг на друга».
Отвечая на вопрос, как закрепить оседлость, организовать труд народа, Гуаньцзы - министр в княжестве Ци (VI в. до н.э., записи его высказываний были сделаны позже) говорил: « ... ученым, крестьянам, ремесленникам и торговцам, четырем группам народа, представляющим основу страны, нельзя давать жить вперемежку. Если они будут жить вперемежку, возникнет путаница в речах и неустойчивость в делах».
Были обоснованы принципы и организация налогового обложения, различных повинностей (трудовой повинности, промысловой подати), установлен принцип подворного обложения. Крестьяне не только платили налоги, но и определенное число дней участвовали в строительстве укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.
С древних времен
сложилась государственная