Предмет и метод экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является:
- рассмотрение основ развития экономической теории.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать главные направления и школы экономической теории.
Предмет исследования: политические и социально-культурные факторы, воздействующие на экономику.

Работа содержит 1 файл

Предмет и метод экономической теории.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

2.      в России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты;

3.      экономика России полностью адаптировалась к новым рыночным условиям.

Именно эти причины, а также появление новых позитивных тенденций служат идеологической основой для разработки оптимистического сценария долгосрочного развития российской экономики.

Кроме того, существенную роль играет то обстоятельство, что  кардинальным образом изменилась оценка российской экономики на мировой арене - оценки всех сторон экономической жизни, измеренные в ведущих мировых валютах.

Задачи восстановительного подъема в основном решены. Необходимо ставить задачи развития.

Развитие означает, прежде всего, улучшение основных структурных характеристик и характеристик качества экономики. Это в свою очередь предполагает такой уровень инвестиций и обновления капитала, при которых возрастает конкурентоспособность не только продукции, но конкурентоспособность капитала.

Только повышение конкурентоспособности  труда и рост конкурентоспособности  капитала обеспечивают устойчивость развития и гарантируют усиление долгосрочных конкурентных преимуществ на мировых  рынках.

Необходимо подчеркнуть, что индикатором движения по траектории развития служат не столько показатели темпов экономического роста, сколько интенсивность повышение социальной и технологической однородности экономического пространства.

Если россияне не в состоянии целенаправленно снижать дифференциацию уровня жизни по доходным группам и между различными регионами, если не удается сблизить технологический уровень производства в различных отраслях экономики, то в принципе нет никаких оснований для утверждений о реализации стратегии развития.

Важно отметить, что повышение социально-технологической однородности экономики в свою очередь также является фактором ускорения экономического роста и повышения эффективности производства. 

Основной инструмент решения долгосрочных проблем развития – это инвестиции. Только с помощью инвестиций можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических ограничений.

Для ускорения экономической  динамики в перспективе необходимо увеличение нормы накопления до 30-35%.

Важно подчеркнуть, что  применительно к современной  экономической ситуации в России существует не только необходимость, но и возможность существенного увеличения нормы накопления.

Во-первых, норма сбережения в России остается достаточно высокой  – более 30% ВВП. Это означает, что  даже текущая годовая выручка  позволяет профинансировать объем инвестиций на 60-70% больший, чем мы сейчас имеем. В большинстве развитых государств нормы накопления и сбережения примерно одинаковы.

Во-вторых, финансовые накопления государства в виде Стабилизационного  фонда и золотовалютных резервов столь значительны, что позволяют инициировать инвестиционные проекты любого масштаба.

В то же время возникает  вопрос – почему при столь значительной норме сбережения экономика сама не обеспечивает должного уровня накопления основного капитала.

Причины, на мой взгляд, состоят в следующем:

1. отсутствие эффективной  системы перелива капитала;

2. драматическое отставание  проектно-конструкторской базы;

3. дефицит специализированных  строительных мощностей, обусловленный,  в том числе, недостатком квалифицированных строительных кадров;

4. слабость стимулов  к обновлению основных фондов, в частности, к ликвидации физически  и морально устаревшего капитала;

 

           . Рис. 1. Динамика валового внутреннего продукта

 

5. неясность инвестиционных намерений государства;

6. отсутствие явно сформулированной долгосрочной стратегии развития страны.

Чрезвычайно важно поддержать то стремление экономики к росту накопления, которое было продемонстрировано в течение последнего года. Увеличение инвестиций по итогам 2009 года на 13,5% и на 20% по итогам первого квартала 2010 года – хорошие и важные сигналы.

В этих условиях уже задействованные административные меры и меры инициирования национальных проектов следует дополнить мощной финансовой поддержкой государства.

Государство обязано  взять на себя основную часть расходов по финансированию строительства социального  жилья и объектов социальной сферы.

Государство должно обеспечить (в том числе за счет использования  своих финансовых ресурсов) кратное (в 2-3 раза) увеличение дорожного и  инфраструктурного строительства.

Государство обязано  выступить в качестве стратегического  инвестора в части финансирования ключевых объектов энергетического строительства в атомной и гидроэнергетике.

Поддержание темпов роста  накопления на уровне 13-16% годовых даже за счет преимущественно жилищного  и инфраструктурного строительства  позволит уже через 3-4 года иметь строительные мощности, способные решать практически любые строительные задачи. Одновременно в течение этих нескольких лет могут быть решены проблемы специализированных кадров как в самом строительстве, так и в проектно-конструкторской сфере. Это даст возможность в дальнейшем развернуть инвестиционный процесс по всем отраслям экономики и довести норму накопления до 30-33%. 

Важнейшим механизмом, обеспечивающим наращивание внутренних инвестиций, должен стать фондовый рынок. Для  этого необходимо, чтобы государство, используя потенциал своих финансовых накоплений, поддерживало бы своими гарантиями минимальную   доходность по акциям новых компаний, призванных стать локомотивами роста.

Финансовые условия  «стартового прорыва» должны быть обеспечены устойчивой банковской системой, включающей сеть специализированных финансовых посредников (инвестиционной направленности, банков проектного финансирования, ипотечных и строительных банков и т.п.).

Импульса роста, порождаемого строительством и инвестиционной сферой, еще недостаточно для того, чтобы гарантировать стабильность экономического роста. Помимо инвестиционного чрезвычайно важен потребительский спрос. Может быть, еще более важным, с точки зрения долгосрочного развития, является создание мотивов и условий для распространения инноваций.

И потребительский спрос  и мотивы для инноваций в решающей степени определяются реформой оплаты труда в производственной сфере.

Фактически речь должна идти о введении рыночных принципов  формирования зарплаты. Главное здесь состоит в том, чтобы зарплата как минимум обеспечивала нормальное воспроизводство рабочей силы. Только в этом случае она сможет играть стимулирующую роль для работника и становиться значимым направлением расходования средств для работодателя и соответственно важным источником снижения издержек. Лишь при достаточно высокой, рыночной зарплате возможно нормальное функционирование рынка труда. Кроме того, повышение зарплаты – необходимое условие уменьшения налогового бремени, поскольку в этом случае за счет большей мотивации и повышения интенсивности труда возникает основа для эффективного размена налогов на зарплату.

Чрезвычайно мощным инструментом, способным как подержать, так  и обрушить экономический рост, является внешнеэкономическая политика.

Резкое замедление динамики экспорта продукции сырьевых отраслей, наблюдаемое в последние годы, может и должно быть компенсировано ростом экспорта продукции обрабатывающих отраслей и сферы услуг. В действительности главная проблема экспорта этих секторов экономики – не столько отсутствие конкурентоспособных продукции и услуг, сколько недостаточное развитие инфраструктуры сопровождения экспорта и отсутствие должной поддержки государства. Там, где эта инфраструктура создана и работает например «Рособоронэкспорт», экспорт демонстрирует устойчивую динамику.

При этом необходимо иметь  в виду, что возможности выхода России на внешние рынки с относительно несложными, массовыми трудоемкими  видами продукции как минимум  весьма ограничены, если не утрачены вовсе. Следовательно, необходимо развивать и стимулировать производство тех видов продукции, которые отличаются более высоким технологическим и научным уровнем, т.е. имеют конкурентные преимущества за счет высокого «качества», а не низкой «цены», преимущества, обусловленные не дешевизной рабочей силы, а ее высокой квалификацией.

Применительно к проблеме растущего все ускоряющимся темпом импорта следует признать, что  экономика России достигла предела  уровня открытости и исчерпала запас  ценовой конкурентоспособности  в том смысле, что дальше без специальных мер государственной поддержки обрабатывающая промышленность России в целом (а не только отдельные малопродуктивные ее сегменты) не в состоянии эффективно противостоять последствиям быстрого укрепления рубля. Либо реальный курс рубля будет укрепляться не более чем на 2-3% в год, либо необходима реализация комплекса мер по сдерживанию импорта. В этой связи необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени в России практически не проводилось масштабной протекционистской политики. И если в прошлом это было оправданно, поскольку экономика была защищена относительно низким курсом рубля, то сейчас такого рода политику необходимо формировать и проводить осознанно.

В качестве обобщения  аналитических исследований факторов и механизмов экономического роста как со стороны конечного спроса, так и со стороны механизмов воспроизводства можно предложить следующие результаты, полученные по результатам расчетов с использованием спросовых и инвестиционных макромоделей.

Одновременно не использование факторов, действующих в сторону повышения экономической динамики, чревато угрозой соскальзывания на траекторию инерционного развития. Причем, как уже отмечалось, диапазон инерционного роста также достаточно широк. Тем не менее, двигаясь даже по верхнему диапазону инерции (с темпом роста, превосходящим ожидаемую динамику мировой экономики), вряд ли следует рассчитывать на успешное решение актуальных социально-экономических проблем.

Если вернуться к  проблеме ликвидации разрыва в уровне экономического развития, образовавшимся между Россией и экономиками других стран в период экономического кризиса и спада производства в 1991-1998 гг., то можно отметить, что реализация инвестиционного сценария позволяет ликвидировать этот разрыв до 2020 г. Что касается инерционного сценария, то двигаясь даже по верхнему диапазону инерции в рассматриваемой перспективе этот разрыв элиминировать практически не удается.

 

Рис. 2. Зависимость ВВП от конечного спроса

 

 

В этом смысле только возможность  реализации инвестиционного сценария развития может служить оправданием  материальных потерь, понесенных в  период хаотичной трансформации российской экономики.  

2030 год – слишком отдаленная  перспектива, чтобы полагать, что  те или иные прогнозные количественные  оценки дают достаточно полное  представление как об абсолютном, так и тем более об относительном  уровне экономического развития.

Пример СССР, который  развивался в 1,5 – 2,0 раза быстрее своих  основных конкурентов, но так и не приблизился к ним по уровню экономического развития, показывает важность качества экономического роста.

При этом наиболее существенной характеристикой качества роста является изменение пропорций обмена.

 

Рис. 3. Динамика развития Российской экономики

 

Если одно и то же количество российской продукции в силу возросших  его качественных характеристик  со временем может быть обменено на мировом рынке на большее количество продукции других стран, то есть основания  говорить об улучшении пропорций  обмена для российской экономики. В этом случае итоговые результаты развития могут оказаться существенно более значимыми, чем то, что мы получаем в результате традиционных прогнозных расчетов.

Применительно к рассматриваемым  сценариям наше экспертное суждение, основанное в том числе и на количественных расчетах, состоит в том, что в инвестиционном сценарии развития российская экономика гарантированно улучшает пропорции обмена для своей продукции и услуг. В результате, к 2030 г. Россия по паритету покупательной способности валют может рассчитывать на достижение уровня душевого ВВП и потребления домашних хозяйств, более высокого, чем будет иметь большинство стран Европы.

В инерционном сценарии улучшения пропорций обмена для  российской экономики не ожидается. Это означает, что фактические результаты развития по рассматриваемым вариантам различаются в 2030 г. не в 1,8 раза, а по крайней мере, в 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Преобразования, произошедшие в российском обществе за последние десять лет, коренным образом изменили экономическую систему страны. Экономика стала многоукладной, во многих отраслях государственный сектор перестал быть доминирующим, разгосударствление коснулось большинства хозяйствующих субъектов. Однако состояние ряда важнейших макроэкономических показателей показывает, что экономика России к началу 2000 года, несмотря на некоторое оживление реального сектора, еще не вышла из кризиса: уровень жизни большей части населения страны остается крайне низким, а в технологическом укладе мы все больше отстаем от передовых стран мира.

     В соответствии с формированием новых экономических реалий становится актуальной необходимость выработки долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, ориентированной на инновационный путь развития и переход к принципиально иной государственной научно-технической и промышленной политике.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории