Предмет и метод экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является:
- рассмотрение основ развития экономической теории.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать главные направления и школы экономической теории.
Предмет исследования: политические и социально-культурные факторы, воздействующие на экономику.

Работа содержит 1 файл

Предмет и метод экономической теории.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической  школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному  фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: «Деньги имеют значение» («Money matters»). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

 

1.2. Основные цели и функции экономики

 

     Наука  экономика связана с практикой  жизни каждого из нас: мы  работаем и создаем определенные  блага; мы учимся – следовательно,  формируем человеческий капитал;  каждый день, бывая на рынке или в магазине, мы сталкиваемся с ценами, которые иногда нас удивляют, а порой радуют. Следовательно, экономика – это наука, в центре которой стоит экономический человек с определенной психологией и отношением к различным товарам и явлениям.

     Каждый из нас совершенно четко дает оценку при покупке товара: выгодно или не стоит заявленной стоимости. Точно также и наука решает основные проблемы рационального использования ресурсов, капиталов, увеличения производства товаров, сокращения затрат, увеличения прибыли, удовлетворения спроса.

     Для  серьезного изучения экономических  вопросов необходимо представить  роль и место экономической  науки в реальной жизни, понять, какие функции выполняет экономика  как наука.

Экономическая теория в  обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.

Познавательная функция  состоит в том, чтобы всесторонне  изучить формы экономических  явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

Прогностическая функция  экономической теории состоит в  определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Изучая и систематизируя факты экономической действительности, раскрывая содержание экономических  категорий, законов, закономерностей, экономическая теория позволяет прогнозировать экономическое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, прогностическая функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей, и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

Практическая (прагматическая) функция состоит в научном  обосновании экономической политики государства, выявлении принципов  и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

Критическая функция  экономической теории позволяет  выявлять достижения и недостатки различных  форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.

Методологическая функция  экономической теории заключается  в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

Воспитательная функция  связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.

Реализация перечисленных функций означает, что экономическая теория должна не только объяснить суть исследуемых явлений и дать прогноз их развития, но и выявить возможности людей влиять на ход событий [2, c.41].

Практическое применение экономических знаний выступает  основой формирования рационального  экономического мышления и, как следствие, значимым фактором конкурентоспособности  в современных рыночных системах. Это делает экономическую теорию чрезвычайно полезной для всех экономических агентов (домашних хозяйств, фирм и государства).

Хотя практическое осуществление экономических решений происходит на различных уровнях хозяйственной жизни, наиболее серьезные последствия неправильно принятых решений заметны именно в макроэкономике. В целях снижения риска наступления масштабных (глобальных) отрицательных хозяйственных последствий для общества на всех уровнях деятельности разрабатывается экономическая политика.

Экономическая политика представляет собой деятельность государства и его институтов (как законодательных, так и исполнительных), определяемая совокупностью обстоятельств (стадия развития общества, уровень познания реалий хозяйственной жизни, качество смешанной экономики, состояние правовой среды, уровень конкурентоспособности, фаза экономического цикла, характеристики человеческого капитала, традиции, опыт и т.д.), направленная на создание благоприятных условий для принятия всеми участниками разнообразных рынков рациональных (оптимальных) хозяйственных решений.

Экономическая политика предполагает необходимость достижения определенных экономических целей  общества. В данном случае цель –  это оценочное суждение, принятое в настоящее время за норму  желаемого состояния какого-либо общехозяйственного процесса. Таким образом, в ходе выработки государственной экономической политики реализуются оценочные

____________________________________________________________________________________

1 Ядгаров Я.С. История экономических учении. ИНФРА-М, 2006.

.

суждения (нормативный  подход). Экономическая политика олицетворяет оценочные суждения людей о том, какой должна быть экономика, какие  цели должны быть достигнуты.

 

1.3. Методы исследования экономической теории

 

     Метод любой науки - это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.

     Рассматривая предмет экономической теории, выявляется, что она изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

     Метод исследования зависит от предмета науки. Вопрос о методе экономики - это сложный вопрос, интересный главным образом для экономистов.

     В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.

     Изучая экономику и используя диалектический метод, экономисты опираются на следующие диалектические принципы:

     - всё развивается, поэтому каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении;

     - внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.

     Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.

     Кроме этого, опираясь на диалектический метод, экономисты изучают экономические явления и процессы с помощью частных методов. Это методы исследования, применяемые в какой-то отдельной науке. В целом группу частных методов исследования в экономической теории можно охарактеризовать как аналитический метод. Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение «при прочих равных условиях», индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.

     Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

     Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности. Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.

     Допущение «при прочих равных условиях» используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

     Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция

_______________________________________________

2 Ядгаров Я.С. История экономических учении. ИНФРА-М, 2006.

 

позволяет на основе фактов делать обобщения.

     Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.

     Единство логического и исторического. Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.

     Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования.

     Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощённой абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка.

     В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы [2, c.24].

     Экономический закон - это устойчивая, повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов.

     Экономические закономерности исследуются и формулируются на разных уровнях экономического анализа, на микроэкономическом уровне, макроэкономическом, на уровне мировой экономики. Можно, например, анализировать, как предприятие принимает решения по поводу того, сколько нанять дополнительных рабочих или какую цену установить на новую продукцию. Другой уровень анализа в том случае, когда изучается функционирование экономики в целом, в частности, сколько денег нужно обществу, чтобы экономика развивалась нормально. А на уровне мировой экономики необходимо знать, как будут изменяться на мировом рынке цены на нефть.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории