Предмет и функции экономической теории.Разделы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

Во всех воззрениях экономистов – от древних мыслителей до современных ученых предметом их интереса всегда остается исследование путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту благосостояния.

Экономическая теория как наука возникла на рубеже 16-17 вв. при переходе к капитализму под названием политэкономия (А.Монкретьен) 1615 г.

Работа содержит 1 файл

Лекции по экономической теории.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

      2. В рыночной экономике имеется целая группа товаров и услуг, производство которых не может быть монополизировано. Они называются «общественными благами». К ним относятся освещение городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство.

      3. Рынок самостоятельно не может  защищать производителей и потребителей  от недобросовестной деловой  практики: выпуска некачественных  товаров, недобросовестной конкуренции, установления необоснованно высоких цен и т.д. Это делает государство.

      4. Рынок сам по себе не способен  рационально использовать ресурсы  в интересах всего общества. Это берет на себя государство.

      5. Рынок самостоятельно не может  бороться с инфляцией, безработицей  и т.д. Это может сделать  только государство (правительство).

      Эти и другие принципы приводят к необходимости  регулирования рфночной экономики.

      Регулируемая  рыночная экономика – это такая  экономика, в которой создаются экономические предпосылки для рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды, для ускорения научно-технического прогресса, для удовлетворения потребностей всех субъектов рыночной экономики.

      Государственное вмешательство в экономику осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • государство должно ориентировано на социально значимые отрасли, не привлекательные для частного бизнеса;
  • государственное предпринимательство должно помогать развитию частного бизнеса;
  • государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  • государственное вмешательство тем эффективнее, чем более «рыночные» формы оно имеет;
  • особую значимость госрегулирование приобретает в период кризиса.

      Обычно  выделяют следующие функции государства  по регулированию экономики:

  1. Установление и регулирование рыночной среды и создание условий для свободы выбора экономической деятельности, свободы конкуренции и т.д.
  2. Определение положения и судьбы предприятий-монополистов.
  3. Обеспечение социально-экономической справедливости путем перераспределения доходов.
  4. Стабилизация экономики, сдерживание безработицы и инфляции, поддержание обороноспособности, экономического и политического порядка.
  5. Ограничение или запрет нежелательных с точки зрения общества видов экономической деятельности.
  6. Поддержка некоторых форм предпринимательства и т.д.
 

 

       14. СПРОС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И  ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. 

  Понятия спроса и предложения впервые исследовал А.Маршалл.

СПРОС (DEMAND)это платежеспособная потребность в каких-либо товарах.

      Цена  спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Функция спроса - это зависимость объема спроса на определенный товар от соответствующих факторов.

QDx = f(Px, Py,... Pz, I, T,W, ...∑N)

Функцию спроса от цены можно представить: математической формулой, табличным  и графическим способами.

Кривая  спроса имеет отрицательный наклон и отражает закон спроса (Рис.1.).

     Закон спроса – отражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса на блага  в течение определенного периода времени.

В основе закона спроса лежит ценовой барьер,  принцип убывающей предельной полезности,  также его можно объяснить эффектом дохода и замещения.

Индивидуальный  спрос – это спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями.

Спрос проявляется в объеме спроса, который означает то количество блага, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

      Изменения в спросе. Кривая спроса изменяется по-разному. Это зависит от факторов, влияющих на спрос. При изменении ценового фактора (это цена данного блага) происходит изменение в объеме (величине) спроса, поэтому кривая спроса не сдвигается. Движение происходит вдоль линии спроса(Рис.1). Если же изменяются неценовые факторы (это доходы потребителей, цены на товары субституты и комплементарные товары, сбережения, вкусы или предпочтения потребителей и др.), то происходит  сдвиг кривой спроса, причем, при увеличении спроса кривая сдвигается вправо, а при уменьшении  влево (Рис.2.).

 Р         Р 

     

       

     

                                                                       D2

                         D            D

                      D1

          Q             Q

      Рис.1. Кривая спроса.    Рис. 2. Функция спроса. 
 

 

15. ПРЕДЛОЖЕНИЕ:  ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ  И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.  

      ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) – это   готовность   производителей продать определенное количество блага по определенной цене за определенный период времени.

      Цена  предложения – это  минимальная  цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

      Объем предложения – это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец в единицу времени при определенных условиях.

          Зависимость между  объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.

    ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.

    КРИВАЯ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ представляет собой графическое выражение взаимосвязи между ценой и количеством предлагаемого товара, и имеет положительный наклон (Рис. 1.).

    Детерминанты  предложения:  цена  на данный товар (ценовой фактор предложения); цены на товары субституты и комплементарные товары, цены на ресурсы, количество производителей, количество покупателей данного товара, налоги и субсидии, технология производства, государственная политика и другие особые неценовые факторы. Зависимость  предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

    Qsa = f (Pa, Pb,... Pz, L, T, S.....∑N)

    Если  все факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то

    Qsa = f (Pa)

     ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены на конкретный данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения блага (Рис.1.) Сдвиг всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое связано с изменением неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево его сокращение (Рис. 2).

 Р              Р           S1

                       S

                              S        S2

     

     

       

                                    

                     

          Q             Q

      Рис.1. Кривая предложения.      Рис. 2. Функция предложения. 

 

16. ОТРАСЛЕВОЕ РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ.

ТОВАРНЫЙ  ДЕФИЦИТ И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ. 

    Каждый  акт купли-продажи товара совершается в результате обоюдного соглашения покупателя с продавцом о величине  цены блага, причем  каждая из сторон обмена стремится извлечь максимальную выгоду для себя.

    Совмещая  на одном графике кривые спроса и  предложения можно получить точку пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Е).

     

        P         D    Излишек          S   Излишек:

                Q1s>Q1d

      P2

                                                                 Дефицит:

                               E

      PE         Q2s<Q2d 

      P1

           S D

                                  Дефицит

         Q1d   Q2s Q Q2d        Q1s

                                                                Q 

       Рис. 1. Цена равновесия и отклонения  от нее. 

     В точке равновесия PE = PD = PS ,

     где РЕ — равновесная цена;

     РS — цена предложения;

     РD — цена спроса.

     Это означает, что QE = QD = QS,

     где QE — равновесный объем;

     QS — объем предложения;

     QD — объем спроса. 

     Равновесная цена (РЕ), или цена рыночного клиринга — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Если цена выше равновесной (Р2), то наблюдается излишек товара на рынке; если же цена ниже равновесной (Р1) -   наблюдается дефицит товара.

     Общество  не всегда довольно существующими равновесными ценами. Именно это и вызывает необходимость  государственного вмешательства в  рыночное ценообразование. Если установленная государством максимальная цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если выше равновесного уровня), то образуется излишек (см. рис. 1). 

 

      17. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА:  
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

     Понятие «эластичность» ввел в экономическую  литературу А. Маршалл.

     Эластичностьэто степень реакции изменения объема спроса   в ответ на изменение цены  и других факторов влияния. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, который показывает на сколько процентов меняется объем спроса  на товар в результате изменения его цены на 1%.

     ED = ΔQD% / ΔР%.

     Формы эластичности спроса - эластичность может изменяться от нуля до бесконечности:

     ۰Эластичный спрос (ED>1) - изменение величины спроса в большей степени, чем цены (Рис. 1). Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки.

     ۰Неэластичный спрос (ED<1) - величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (Рис. 1). Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении.

     ۰Единичная  эластичность спроса (ED=1). Изменение цены на 1%  вызывает изменение спроса также на 1% (Рис. 1). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.

Информация о работе Предмет и функции экономической теории.Разделы экономической теории