Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:27, реферат
В силу целого ряда исторических, политических и экономических причин в России сформировалась и действует система государственного регулирования регионального рынка алкогольной продукции, предполагающая использование экономических и административных методов.
При этом регулирующее воздействие распространяется на деятельность и возникающие при этом отношения субъектов производства, хранения, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции - практически всех участников рынка алкогольной продукции.
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В силу целого ряда исторических,
политических и экономических причин
в России сформировалась и действует
система государственного регулирования
регионального рынка алкогольной продукции,
предполагающая использование экономических
и административных методов.
При этом регулирующее
воздействие распространяется на деятельность
и возникающие при этом отношения субъектов
производства, хранения, оптовой и розничной
реализации алкогольной продукции - практически
всех участников рынка алкогольной продукции.
Для воздействия на материальные интересы субъектов предпринимательской деятельности этой сферы применяются экономические методы, имеющие косвенное воздействие: налоги, цены, система льгот и санкций и др1.
К прямым внеэкономическим или административным методам относятся различные методы государственного контроля за соблюдением законодательства, качеством, объемами производства и оборота спирта, алкогольной продукции посредством введения специальных защитных мер, прежде всего, маркирования.
Анализ состояния существующей в настоящее время в России системы государственного регулирования свидетельствует, что по основным направлениям деятельности субъектов алкогольного рынка практически введена государственная монополия:
- для занятия всеми видами деятельности в сфере производства и оборота спирта и алкогольной продукции введен разрешительный порядок – лицензирование;
- оптовые поставки алкогольной продукции предприятиям розничной торговли осуществляются только аккредитованными организациями;
- сведения о производимых объемах спирта и алкогольной продукции подлежат обязательному декларированию;
- вся производимая продукция подлежит обязательной сертификации;
- установлены государственные стандарты и технические условия на спирт и алкогольную продукцию;
- регулируются цены на этиловый спирт и алкогольную продукцию (в форме установления минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков);
- квотируются закупки этилового спирта, необходимого для обеспечения нужд производителей алкогольной продукции субъектов РФ;
- введены государственный контроль и учет за производством, оборотом и движением производимой в России алкогольной продукции;
- введено регулирование эскпорта и импорта2.
Действующее в настоящее
время законодательство о государственном
регулировании производства и оборота
спирта и алкогольной продукции,
включающее только федеральные законы,
Указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ и иные нормативные
правовые акты федерального уровня, вмещает
в себя более тысячи документов.
При этом ключевую роль в системе федерального
законодательства, регламентирующего
деятельность субъектов рынка алкогольной
продукции, играет Федеральный Закон «О
государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции» (в редакции
от 7 января 1999 года №18 ФЗ)3.
Целью его реализации является защита экономических интересов России, обеспечение потребителей качественной алкогольной продукцией, а также проведение контроля за соблюдением всеми участниками рынка установленных действующим законодательством норм и правил оборота алкогольной продукции.
Кроме того, каждым из субъектов РФ, в том числе и Белгородская область с учетом местных условий и состояния этой социально и экономически значимой отрасли, принимаются собственные нормативные акты. На территории области до настоящего времени действует Распоряжение Правительства Белгородской области № 695 – рп «Об определении уполномоченного регулирующего органа в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции от 19 декабря 2011 года).
На федеральном уровне была образована «Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка» (Росалкогольрегулирование) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Росалкогольрегулирование подведомственно Правительству РФ.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка была создана на основании Указа Президента РФ от 31 декабря 2008 года № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка»4.
Организационная система государственного регулирования
(контроля) деятельности субъектов рынка
алкогольной продукции представлена контрольно-надзорными
органами, преимущественно федерального
уровня.
Все это свидетельствует о наличии достаточно
жесткого государственного контроля и
регламентации деятельности всех участников
алкогольного рынка.
В Белгородской области в соответствии с Распоряжением правительства области № 695 – рп «Об определении уполномоченного регулирующего органа в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции от 19 декабря 2011 года) был создан «Отдел лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции», входящий в «Департамент экономического развитии». Данный отдел входит в структуру «Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» в его задачи входит:
В Белгородской области регуляр
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, в 2010 г. населению Белгородской области было продано 544,6 тыс. дкл алкогольных напитков и пива (в абсолютном алкоголе), в 2009 г. — 584 тыс. дкл, в 2008 г. — 543 тыс. дкл, в расчете на душу населения это составило соответственно 6,5; 6,9 и 6,3 л. В 2010 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост продажи в розничной торговле вина на 1,3 %, пива— на 2,1 %, шампанского — на 69,4 %, коньяка — почти в 2 раза, тогда как продажа водки и ликероводочных изделий уменьшилась на 13,9 %5.
В структуре продажи алкогольных напитков и пива (в пересчете на абсолютный алкоголь) наибольший удельный вес занимали водка и ликероводочные изделия. Однако в последние годы как положительную тенденцию необходимо отметить постепенное снижение в структуре оборота алкогольных напитков, доли крепких напитков (в частности, водки и ликероводочных изделий). Эффективное развитие потребительского рынка в местных условиях становится одной из наиболее важных проблем рыночной экономики. Главными средствами воздействия органов государственной власти на субъекты хозяйственной деятельности и управления ими в сфере потребительского рынка в настоящее время являются методы правового, экономического, социального регулирования и саморегулирования участников экономических отношений. Вместе с тем состояние и тенденции развития этого сектора хозяйства свидетельствуют о наличии ряда проблем, снижающих социальную и экономическую эффективность функционирования потребительского рынка и требующих решения.
В регионе алкогольная продукция населению доступна. Это связано с тем, что потребительские цены на алкогольные напитки растут медленнее, чем на продовольственные товары. Обеспечение ценовой доступности товаров (в том числе и алкогольной продукции) для большей части социальных групп населения России и ее регионов является одной из главных проблем развития потребительского рынка6.
Другой проблемой является качество поступающей на потребительский рынок области алкогольной продукции. Об этом свидетельствуют данные Отдела лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции в Белгородской области. За 2010 г. Управлением организовано и проведено 65 проверок со стояния торговли алкогольной продукцией и ее качества. В результате выявлены 24 административных правонарушения и наложены штрафные санкции за нарушение правил продажи алкогольной продукции на сумму 77 тыс. руб. Основными нарушениями были несоответствие сертифицированного товара требованиям стандарта (техническим регламентам), нарушение правил маркировки, отсутствие сопроводительных документов7.
Остается актуальной проблема высокой смертности среди лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Число умерших от причин, связанных с употреблением алкоголя, на конец 2010 г. по сравнению с предыдущим годом несколько снизилось и составило 277 чел. (32,8 чел. на 100 тыс. чел. населения), в 2009 г. — 301 чел. (23,6 чел. на 100 тыс. чел. населения). На конец 2010 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояли 12 765 чел. больных алкоголизмом и алкогольными психозами (1 518,9 чел. на 100 тыс. чел. населения). На профилактическом учете в связи со злоупотреблением алкоголем находился 1 941 больной (231 чел. на 100 тыс. чел. населения). В 2010 г. зарегистрированы 9 384 больных хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами, что на 0,9 % больше, чем в 2009 г.; 1 454 чел. впервые в жизни был поставлен диагноз хронического алкоголизма или алкогольного психоза, что на 3,3 % меньше предыдущего года8.
Функционирование и развитие локальных рынков алкогольной продукции свидетельствует об их неоднородности. Общие признаки неоднородности регионов обусловлены мерой межрегиональных различий общих уровней экономического развития и уровня (качества) жизни в субъектах федерации. Частные свойства неоднородности региональных рынков алкогольной продукции определяются противоположными тенденциями потребления различных видов алкогольной продукции.
Необходимо также отметить, что специфика функционирования алкогольного рынка в регионе связана с решением задач по наполнению доходов местных бюджетов и социальной защиты здоровья населения. Региональные власти заинтересованы в сохранении позитивных тенденций в развитии алкогольного сектора региональной экономики. Алкогольные доходы — важнейшая статья бюджета. Доходы от сырьевых отраслей и алкоголя для федерального уровня не сопоставимы, что делает возможным для федеральной власти неэкономическое регулирование алкогольного рынка. Для регионов важнее сохранить у себя акцизы и создать собственную алкогольную производственную инфраструктуру9.
Региональное производство и торговля алкогольной продукцией в Белгородской области являются одним из основных источников бюджетных поступлений. В регионе в 2007 г. был введен механизм межбюджетных отношений, позволяющий регулировать динамику объемов розничных продаж алкогольной продукции на территории области. Повышение заинтересованности со стороны администраций муниципальных образований в увеличении объемов продаж алкогольной продукции местного производства реализовывалось через передачу на места налоговой базы и получение дотаций на выравнивание развития территорий. От реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 % в бюджеты муниципальных образований в 2009 г. были направлены субсидии в размере 240,4 млн руб., в 2010 г. — 254,2 млн руб. Исходя из оценки реализации алкогольной продукции местного производства в 2011 г. в размере 510,3 тыс. дкл в бюджеты муниципальных образований было направлено субсидий в размере 255,1 млн. руб.10.
Следует отметить, что существует ряд проблем мешающих эффективно регулировать алкогольный рынок области, а именно:
Кроме того, необходимо
внести изменения в действующее
федеральное законодательство, более
четко устанавливающие
Меры по усилению контроля за оборотом алкогольной продукции, принимаемые органами власти субъектов РФ, в большинстве случаев приводят к монополизации рынка местными поставщиками с обычными в этих ситуациях негативными последствиями в виде удорожания продукции, ограничения ассортимента и т.д. и ничего общего не имеют с введением государственной монополии.
Подводя выводы можно отметить что, от решений Правительства, устанавливающих ставки акцизного сбора, налоги на добавленную стоимость, вводящих условия квотирования объемов продукции, лицензирования и аккредитации предприятий, зависит состояние отрасли и алкогольного рынка.
Несмотря на радикальные меры, которые приняты в последние годы, негативные тенденции в производстве и обороте спирта и алкогольной продукции продолжают сохраняться. По оценкам органов статистики и правоохранительных органов в Белгородской области, нелегальный оборот алкоголя, то есть сокрытый от налогообложения, составляет не менее трети от легального12.