Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 07:09, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие основной экономической проблемы: повышения качества продукции.
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции.
Целью данной курсовой работы является раскрытие основной экономической проблемы: повышения качества продукции.
Важнейшим источником
роста эффективности
Для технических систем характерна жесткая
функциональная интеграция всех элементов
,поэтому в них нет второстепенных элементов
, которые могут быть некачественно спроектированы
и изготовлены. Таким образом современный
уровень развития НТП значительно ужесточил
требования к техническому уровню и качеству
изделий в целом и их отдельных элементов
.Системный подход позволяет объективно
выбирать масштабы и направления управления
качеством
,виды продукции , формы и методы производства
, обеспечивающие наибольший эффект усилий
и средств , затраченных на повышение качества
продукции .
Системный подход к улучшению качества
выпускаемой продукции позволяет заложить
научные основы промышленных предприятий
, объединений , планирующих органов .
Для достижения поставленной
цели рассмотрим следующие вопросы :
В I части опишем общие принципы управления
качеством , методы , с помощью которых
происходит управление.
Во II части с помощью диаграммы Исикавы
и диаграммы Парето выберем наиболее важные
причины и факторы для бездефектного производства
закидки люка.
В III части предложим ряд конкретных мероприятий
с помощью общих принципов управления
и рассмотрим влияние нововведений на
улучшение качества изделий.
Современное представление о механизме управления
качеством продукции.
Общая теория управления и управление качеством.
Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:
1) наличие программ
поведения управляемого
2) Неустойчивость
объекта по отношению к
3) наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
4) Наличие возможности
влиять на управляемый объект
с целью устранения
Механизм управления, согласно общей теории управления, выглядит так, как он представлен на схеме ( ).
Рассматривая исходные
условия возможного приложения основных
принципов общей теории управления
и схему механизма управления
к организации работ по качеству,
можно с большой
Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.
Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и техологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.
Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством удовлетворяется.
Обратимся ко второму
условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций.
Прежде всего укажем на то, что отклонение
качества продукции от заданных параметров
происходит, как правило, в худшую сторону
и имеет общие и частные проявления.
К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.
Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они черезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и техноческой природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.
Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.
Есть еще один
фактор, который влияет на неустойчивость
оценок качества
– это неустойчивость и изменчивость
потребностей. Параметры продукции могут
строго соответствовать нормативной и
технической документации, но изменяются
требования потребителей и качество при
неизменных параметрах ухудшается или
теряется вовсе.
Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.
Таким образом, качество
удовлетворяет и второму
В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений , проводится капитальный ремонт.
Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.
При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:
1) Определение потребности
и выработка требований к
(план, программа качества);
2) Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
3) Проверка соответствия
полученного качества
(выявление отклонений) или констатация соответствий;
4) Воздействие для
устранения отклонений
При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее черезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей , связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.
Универсальная схема управления качеством продукции.
Вариантов может быть несколько. Я опишу универсальную схему.
СХЕМА ( )
Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся: станки, машины, другое производственное оборудование; профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся: характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность; климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений; интерьер и производственный дизайн; характер материальных и моральных стимулов; морально–психологический климат в производственном коллективе; формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест; состояние социально материальной среды работающих.
Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?
Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.
При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.
По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.
В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.
Однако, чем выше
уровень концентрации производства,
его специализации и
Категории управления качеством продукции.
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:
Объект управления
– качество продукции. Иногда в качестве
объекта выступает
Цель управления
– уровень и состояние качества продукции
с учетом экономических интересов производителя
и потребителя, а также требований безопасности
и экологичности продукции. Речь идет
о том, какую совокупность свойств и какой
уровень качества следует задать, а потом
достигнуть и обеспечить, чтобы данная
совокупность и данный уровень соответствовали
характеру потребности. При этом возникают
вопросы эффективности производства и
потребления, доступности цены для потребителя,
уровень себестоимости и прибыльности
продукции для её разработчика и производителя.
Нельзя также упускать из виду сроки разработки
продукции, развертывания ее производства
и доведения до потребителя, что напрямую
связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства
управления – способы, которыми органы
управления воздействуют на элементы
производственного процесса, обеспечивая
достижение и поддержание планируемого
состояния и уровня качества продукции.
Управление качеством использует следующие
четыре типа методов:
1) экономические
методы, обеспечивающие создание
экономических условий,
2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции ( к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее не качественности;
3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов , указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
4) воспитательные
методы, оказывающие влияние на
сознание и настроение