Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение потребностей человека. Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность потребностей человека как психологической категории.
2. Изучить основные теории потребностей человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА............................................................................................................5
1.1. Потребность как психологическая категория..........................................5
1.2. Классификация потребностей....................................................................6
1.3. Структура потребностей человека...........................................................15
1.4. Мотивация через потребности.................................................................20
2. ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................22
2.1. Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу..................................25
2.2. Клейтон Алдерфер и теория СВР............................................................27
2.3. Теория потребностей МакКлелланда......................................................29
2.4. Двухфакторная теория Ф.Герцберга.......................................................29
3. СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ..................................31
3.1 Управление потребностями.......................................................................31
3.2. От потребности к деятельности...............................................................32
3.3. Свободное время как средство удовлетворения потребности человека..................................................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....39
- обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни. Все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни;
- постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения высшей и временной цели;
- каждое действие по удовлетворению потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков;
- формировать разумную волю, чтобы быть способным устоять от соблазнов, подвохов и следовать своей дорогой.
3.2. От потребности к деятельности
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.
Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека.Они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты.
Есть желание быть раскрепощенным от норм морали и права, но это желание противоречит потребности социальной сущности человека. Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах и опосредованиях.
Переход от потребности к деятельности есть процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект переходит из состояния бытия в себя-бытия в бытие для себя бытия. Механизм этого перехода включает несколько моментов. Первый: выбор и мотивация предмета потребности. Мотивация - обоснование предмета для удовлетворения потребности. Например, вам надо приобрести летнее платье. Во-первых, платье должно быть не настолько длинным, чтобы быть привлекательным и не настолько коротким, чтобы быть респектабельным: во-вторых, расцветка платья должна гармонировать с цветом ваших волос, глаз, с цветом вашего лица; в-третьих, платье должно выпячивать выигрышные места вашего тела и скрывать невыигрышные (сутуловатость, очень короткие или узловатые ноги); в-четвертых, наличие в кошельке денег и др. Только после этого вы покупаете платье. Не допускайте немотивированных действий. Второе. При переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес, которые можно кратко обозначить как осознанную потребность. "Интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета, - писал Гельвеций К. (К. А. Гельваций. Об уме. М. 1938, с. 34).
Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль". Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.
Марксизм выделяет в интересе объективный и субъективный аспект, рассматривая их в единстве. Объективным в интересе является положение человека в обществе, его вхождение в класс или социальную группу, его имущественное состояние. У чистильщика сапог не возникает интереса стать президентом страны, у современного нувориша, киллера нет интереса выходить на демонстрации, митинги, голосовать за коммунистов на выборах. Нет такого интереса и у процветающего банкира или коммерсанта. У молодой девушки не может быть интереса выйти замуж за престарелого мужчину, а если и появится, то лишь с субъективным корыстным мотивом.
Субъективное в интересе - все то, что мотивировано личностным пристрастием - пылкая любовь, оригинальный вкус, индивидуальная склонность к предмету потребности. Интерес - явление общественное, он - тот стержень, который консолидирует людей в большие социальные группы, классы и побуждает людей к массовым действиям. Когда говорят о среднем классе как группе людей, объединенных одинаковыми доходами, то это блеф, потому что не может быть единства интересов бизнесмена и рабочего, получающих примерно одинаковый доход. Не может быть у них и единого действия, а именно этого хотят добиться те, кто разглагольствуют о среднем классе.
Классовый интерес лежит в основе любой идеологии. "Идея" неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от "интереса".
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями спешного осуществления определенного рода деятельности. Как некоторая данность, присущая индивиду реально, а не как желание, способность в структуре деятельности представлено как средство, служащее достижению цели. Способности - не изначально данная индивиду по наследству привилегия. Они прижизненно формируются индивидом напряженным трудом над собой и, прежде всего, обучением, ориентированным на избранный вид деятельности. Способности - главная черта любого профессионализма.
Качественный уровень развития способностей выражается в понятиях таланта и гениальности. Талант - такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Развитие способностей - неотъемлемое условие всестороннего развития личности. Но даже многостороннее развитие способностей не может быть гарантией гармоничного развития личности, если индивид не достиг совершенства в какой-либо одной, определяющей сфере деятельности.
3.3. Свободное время как средство удовлетворения потребности человека
Свободное время - та часть нерабочего времени, которая используется человеком по своему усмотрению, свободно. Это значит, что суточный бюджет работающего (обучающегося) человека включает время необходимого руда, внерабочее время, которое в свою очередь подразделяется на время пассивного отдыха (сон, лежание на диване и т. п.), время удовлетворения естественных потребностей (еда, отправление естественных надобностей и др.) и свободное время.
Использование свободного времени объективно показывает, что означает свобода личности: используется оно для разгульной жизни и участия в сомнительных кампаниях (алкоголиков, наркоманов, гомосексуалистов) или же оно используется для занятий спортом, чтения литературы, посещения музеев, туристических походов и т. п. В первом случае, это будет время безнадежно потерянное для человека, время деградации личности, во втором случае это будет время интеллектуального, физического и духовного развития, т. е. время подлинно свободное.
Повышение культуры проведение свободного времени, рост прогрессивных видов деятельности в свободное время, исчезновение многих способов проведения досуга, ведущих к деградации личности (игра в карты, азартные игры в казино, наркомания и пьянство) - верный показатель роста подлинного богатства общества и каждого его члена. Свободное время общества - количественный показатель этого богатства.
В настоящее время в России политическим образованием занимаются только в дни предвыборных кампаний. Наиболее распространенный способ проведения досуга, активно пропагандируемый средствами массовой информации - это копание на дачах, дружеские попойки, строительство домов и коттеджей, посещение казино и ночных клубов, т. е. всех тех занятий, которые формируют обывателя, человека-потребителя.
Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Он включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физкультурой и спортом.
Здоровый образ жизни - залог формирования и удовлетворения разумных потребностей. Уклонение от здорового образа жизни - увлечение алкоголем, участие в сомнительных антиобщественных группировках - вытесняет из образа жизни накопленный потенциал гуманного развития, укрепляет в нем приоритет неразумных потребностей, ведет, в конечном счете, к деградации личности.
Заключение
Мотивация персонала на основе потребностей личности — очень тонкая и сложная работа, требующая от руководителя большого объема соответствующих знаний и навыков. Для правильной мотивации работников руководитель должен иметь четкое представление о различных категориях потребностей и их взаимосвязи. Мотивация через потребности — процесс творческий, носящий вероятностный и индивидуальный характер, изменяющийся со временем и во многом зависящий от конкретной ситуации.
Грамотное применение теоретических знаний в этой области на практике позволит руководителю через эффективную мотивацию быстро и рационально достичь целей, стоящих перед организацией, и, при прочих равных условиях, обеспечить ей конкурентное преимущество.
Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.
Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.
В зависимости от способов формирования потребностей среди множества людей можно выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса.
Другая часть людей выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяют горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий и стремись к удовольствиям - эта линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного мира.
Человек XXI века - это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей, с преобладанием биологически потребностей эрзац-культуры и мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности. Это - бесхарактерный безвольный человек, легко поддающийся соблазнам низкопробным увлечениям наркотиками, человек без патриотизма, космополит, "гражданин мира". Единственный способ уберечь человека от падения в пропасть инстинктивной, животно-образной жизни - возрождение основных элементов духовной и нравственной системы ценностей.
Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В не меньшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авчиренко Л.К. Управление общением – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
2. Бережной Н.М. Человек и его потребности. М.: ФОРУМ 2000.
Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 2001.
3. Горев В.П., Сергеев С.В. Экономическая теория: курс лекций. Ч.1. Иркутск: ИГЭА, 2000.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: Юристъ, 2000.- 861 с.
6. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 2002.
7. Кравченко А.И. Социология – М.: “Академический проект”. Издательская корпорация “Логос”, 2002.
8. Менеджмент: теория, практика и искусство управления: Методические указания для организации семинарских занятий по дисциплине «Менеджмент» для студентов специальности 061400 «Коммерция»/ Сост. В.Н.Немцев, Н.И.Мельник, Н.Т.Баскакова, Л.А.Алексеева, Т.С.Близнюк. Магнитогорск: МГТУ, 2000.
9. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА·М, 2000. - 82 с.
10. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 2000.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубце-ва Е.Б. Современный экономический словарь – М.: Инфра-М, 2001.
12. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. — М.: Агентство «ФАИР», 2004.
13. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.
[1] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.
[2] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.
[3] А.А.Радугин Основы менеджмента М «Центр» 1998 стр 286.
[4] Г.Десслер Управление персоналом М «БИНОМ» 1997г. стр 14.
[5] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 2000.
Информация о работе Потребности человека, их виды и средства удовлетворения