Потребности человека, их виды и средства удовлетворения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение потребностей человека. Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность потребностей человека как психологической категории.
2. Изучить основные теории потребностей человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА............................................................................................................5
1.1. Потребность как психологическая категория..........................................5
1.2. Классификация потребностей....................................................................6
1.3. Структура потребностей человека...........................................................15
1.4. Мотивация через потребности.................................................................20
2. ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................22
2.1. Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу..................................25
2.2. Клейтон Алдерфер и теория СВР............................................................27
2.3. Теория потребностей МакКлелланда......................................................29
2.4. Двухфакторная теория Ф.Герцберга.......................................................29
3. СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ..................................31
3.1 Управление потребностями.......................................................................31
3.2. От потребности к деятельности...............................................................32
3.3. Свободное время как средство удовлетворения потребности человека..................................................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....39

Работа содержит 1 файл

потребности человека,их виды и средства удовлетворения..doc

— 229.50 Кб (Скачать)

                 Социальные потребности (потребности принадлежности) включают в себя место в группе или семье, в чувстве, что человека принимают другие, чувстве социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

                 Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений,  компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

                 Потребности самоактуализации — желание человека стать тем, кем он может быть, полностью реализовать свои способности, потенциал личности.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Иерархические уровни потребностей не являются дискретными ступенями, т.е. для того, чтобы следующий, более высокий уровень начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Кроме того, могут иметь место исключения: для некоторых людей, иерархия потребностей может иметь другую структуру.

Руководителю необходимо тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая была результативна один раз, будет эффективна все время.

 

2.2. Клейтон Алдерфер и теория СВР

 

К.Алдерфера, прежде всего, интересовала проблема выделения первичных потребностей человека, т.е. природных потребностей живого организма. Удовлетворение связано с внутренним состоянием индивида, который получил то, к чему стремился.

                 Потребности существования, отражая индивидуальные требования человека к обмену энергией с ее источниками во внешней среде, включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний.

                 Потребности взаимосвязей включают в себя отношения человека с другими индивидами и группами — членами семьи, коллегами, начальниками, подчиненными и т.д. Человек удовлетворяет эти потребности, когда он делится с другими людьми своими мыслями и чувствами, причем процесс этот должен быть обоюдным.

                 Потребности роста побуждают индивида к творчеству или воздействиям по отношению к самому себе или внешней среде.

Таблица 1

Сравнение концепций А.Маслоу и К Алдерфера

Потребности, выделяемые А.Маслоу

Потребности, выделяемые К.Алдерфером

Физиологические

Безопасности — материальные

Существования

Безопасности — межличностные

Любви (принадлежности)

Уважения — межличностные

Взаимосвязей

Уважения — самоутверждения

Самоактуализации

Роста

Основное отличие теории К.Алдерфера от концепции А.Маслоу — отказ от идеи иерархии потребностей. Ученый выдвигает гипотезу, согласно которой в случае неудовлетворения потребностей более высокого уровня на первый план выходят потребности более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела. А.Маслоу же считал, что удовлетворение потребности означает, что она перестает быть мотивом человеческой деятельности.

Основные положения теории СВР К.Алдерфера:

                 чем меньше степень удовлетворения потребностей существования, тем более они настоятельны;

                 чем ниже степень насыщения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности существования;

                 чем выше степень удовлетворения потребностей существования, тем более настоятельны потребности взаимосвязей;

                 чем менее удовлетворены потребности взаимосвязей, тем более они настоятельны;

                 чем ниже степень насыщения потребностей роста, тем более настоятельны потребности взаимосвязей;

                 чем выше степень удовлетворения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности роста;

                 чем выше степень удовлетворения потребностей роста, тем более они настоятельны.

2.3. Теория потребностей МакКлелланда

 

Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей в различных ситуациях, Дэвид МакКлелланд и его коллеги разработали модель мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней и объединили их в три категории: присоединения, власти и достижения.

                 Потребность присоединения (причастности) — потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Мотивация на основании потребности причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

                 Потребность власти — потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий.

                 Потребность достижения (успеха) — потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.

В рамках иерархической структуры Маслоу потребности власти и достижения находятся где-то между потребностями в уважении и самоактуализации.

 

2.4. Двухфакторная теория Ф.Герцберга

 

Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Они выделили следующие факторы, влияющие на отношение человека к работе:

Факторы теории Ф.Герцберга.

«Мотиваторы», вызывающие положительные по отношению к работе эмоции и связанные с деятельностью, которую выполняют индивиды:

«Гигиенические факторы», вызывающие негативные эмоции и имеющие отношение к обстоятельствам, сопутствующим работе:

                  Достижения;

                  Признание;

                  Работа сама по себе;

                  Ответственность;

                  Продвижение по карьерной лестнице.

    Политика компании и администрирование;

    Инспекции и контроль;

    Заработная плата;

    Межличностные отношения;

    Условия работы.

Ф. Герцберг сделал вывод о том, что предопределяющие удовлетворение выполняемой работой факторы могут быть выделены и сгруппированы, поскольку они существенно отличны от факторов неудовлетворенности трудом. «Гигиеническая» внешняя среда и построенная на принципах справедливости политика менеджмента могут предотвратить недовольство и неудовлетворенность, но сами по себе не будут мотивировать работников. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Герцберг считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Маслоу же полагает, что если менеджер дает возможность рабочему удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше.

Таблица 2

Соотношение теорий потребностей А.Маслоу и Ф.Герцберга.

Теория А.Маслоу

Теория Ф.Герцберга

Самоактуализация

Уважение

Мотивирующие факторы

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Гигиенические факторы

Для эффективного использования теории Герцберга руководителю необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

3. Средства удовлетворения потребностей

 

3.1 Управление потребностями

 

Каждый человек, изучающий потребности и их роль в жизни человека, должен быть готов к ответу на вопрос: человек управляет потребностями или потребности управляют человеком?

Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Она особенно остра у тех людей, кто обладает богатством потребностей и наличием возможностей их удовлетворения.

Есть потребности долговременные с прогнозируемыми возможностями их удовлетворения, есть потребности, возникающие в экстремальных условиях, застающие индивида врасплох, есть потребности, требующие для своего удовлетворения определенных биологических ресурсов и мобилизации волевых качеств. Есть потребности, возникающие одновременно и требующие от индивида сознательного выбора: какой из них отдать предпочтение: пойти и на встречу со своим другом или закончить подготовку доклада для выступления на семинаре, истратить деньги на посещение кафе или купить на них учебное пособие.

Если следовать гедонистической этике, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям и избегать страдания, человек будет приобретать репутацию ненадежного партнера по бизнесу или работника не способного преодолевать трудности, везде и во всем опаздывать. Если человек будет строго следовать установленному распорядку, действуя по принципу: «делай не то, что тебе хочется, а то, что надо», он может преуспеть в карьере, продвижению по служебной лестнице, но постепенно терять друзей, а то и оказываться заложником своей дисциплинированности.

Управлять потребностями – значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою потребность получить высшее образование, вы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в вашей жизни.

Если же вы, ссылаясь на обстоятельства, будете пропускать занятия, не сдавать во время зачеты и экзамены, у вас появится такой длинный хвост, что вы перестанете им управлять и ваша потребность в высшем образовании превратиться в красивую, но неосуществимую мечту.

Итак, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человек может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо:

Информация о работе Потребности человека, их виды и средства удовлетворения