Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:06, курсовая работа
Рынок – как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда
Устойчивость социально-экономического развития страны во многом зависит от их оптимального взаимодополнения, предполагая не просто сосуществование, а в первую очередь взаимодействие рыночных и административных начал.
Объективная необходимость государственного регулирования экономики определяется функциями государства, важнейшие из которых: поддержание баланса экономических интересов в стране, обеспечивающего
условия для устойчивого гармоничного развития общества; разработка и реализация стратегии социально-экономического развития, корректировка,
возникающих в процессе воспроизводства диспропорций и отклонений, создание действенных механизмов их предотвращения; развитие институциональной среды, формирование производственной, социальной и экологической инфраструктуры, обеспечивающей условия для роста экономики и улучшения жизнеобеспечения населения.
Таким образом, роль государства в управлении разнообразна и многопланова. Общественное развитие показало, что нельзя уповать только на рынок при решении многих экономических и тем более социальных проблем.
В ряде случаев он по своей природе не в состоянии удовлетворить те или иные потребности общества. Тогда вмешательство государства становится необходимым и неизбежным.
Образно говоря, государство, дополняя рынок, выправляя отдельные его «провалы», работает с ним в одной упряжке. Именно этот симбиоз обеспечил в целом успешное развитие передовых стран, способствовал научно-техническому прогрессу, росту уровня благосостояния. В связи с этим следует различать такие понятия, как рыночная экономика, централизованно-плановая и смешанная.
Суть рыночной экономики состоит в сохранении постоянного равновесия между спросом и предложением. Именно его нарушение лежало в основе периодических кризисов капиталистической экономики.
Классические экономические теории, в том числе и неоклассическая, исходят из убеждения в том, что производство само создает достаточный для себя спрос и потому рыночная экономика не я сдается в государственном вмешательстве. Более того, оно, по мнению адептов этих теорий, категорически противопоказано. Конечным звеном в цепи этих рассуждений является утверждение, что в рыночной экономике экономическая деятельность служит, прежде всего, реализации целей индивидуальных хозяйствующих субъектов и в меньшей степени — государства.
Что же касается централизованно-плановой экономики, то здесь хозяйствующие субъекты обладают той степенью экономической свободы, которую считают приемлемой лапа и государственные учреждения, принимающие политические решения.
Среднее положение между этими двумя крайними полюсами занимает так называемая смешанная экономика, сочетающая различные формы собственности, а такие рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования.
Суть такого типа экономики сводится к сосуществованию в ее рамках разных, на первый взгляд конфликтующих и даже несовместимых, институтов, принципов и отношений. Это, во-первых, рыночная свободная конкуренции, с одной стороны, и государственное регулирование — с другой, и, во-вторых, различные формы собственности и хозяйствования: частная, коллективная и государственная.
Важнейшие характеристики смешанной экономики по сравнению с рыночной — не только сосуществование различных форм собственности предпринимательской деятельности, в том числе и государственной, но и государственное регулирование социально-экономических процессов. Как отмечали знаменитые экономисты П.Самуэльсон и В.Нордхауз «смешанная экономика полагается в первую очередь на ценовую систему для своей организации, однако использует и многообразие правительственного вмешательства для того, чтобы справиться с макроэкономической нестабильностью и с недостатками рынка» [15,c.20].
Иначе говоря, смешанность следует понимать в смысле дополнения механизма рыночного саморегулирования активным государственным воздействием на те сферы жизнедеятельности общества, где рынок неэффективен, дает «осечки». Поэтому задача государства — свести на нет эти «осечки», не подменяя, а, наоборот, укрепляя рыночный механизм.
Экономически развитые государства, базируясь на рыночном характере своей экономики, широко пользуются разнообразными методами и механизмами ее регулирования.
Экономическое положение в Республики Беларусь к началу XXI века в основном удалось стабилизировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств.
Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда.
В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены.
В экономической
теории различают различные
Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен.
Таким образом, можно сделать вывод для благоприятного развития экономики страны: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.