Понятие рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Рынок – как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему РЫНОК.doc

— 172.50 Кб (Скачать)


   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок – как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

1. ПОНЯТИЕ  РЫНКА.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Понятие рынка

 

В современной экономической литературе встречается несколько

определений рынка:

Первое и самое обыденное  определение утверждало, что рынок  – это площадь, публичное место  купли-продажи товаров, т.е. благ и  услуг.

Современный рынок – это рынок  новинок, ибо новизна стала важнейшим  свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными.

Рынок – это  институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров  услуг или ресурсов.

Рынок – как экономическая категория  есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рынок – механизм, сводящий вместе покупателей, формирующий  спрос, и продавцов – поставщиков  отдельных товаров и услуг, формирующих  предложение.

         Рынок - это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен.

Рынок – форма взаимоотношений  между самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами, механизм функционирования рыночной экономической  системы.

С научной точки зрения, рынок  это система экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров, опосредуемых через спрос и предложения. Схематически эти отношения представлены на рисунке 1.1[7,346c.].

 

Рынки потребительских товаров и  услуг


 

Покупатели

(потребители)

 

Продавцы

(производители)

Общество, домохозяйства, индивидуальные потребители

производственно-предпринимательская  сфера


предложение    спрос


 

 

Рынки факторов производства

Рисунок 1.1

 

 

    1. Условия и причины возникновения рынка

 

 

Существуют условия, сделавшие рынок объективно необходимым.

Первое условие. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда –  экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют  строго определенные виды работ. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую – стадийную (например, прядильная фабрика).

История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества.

Затем произошло углубление общественного  разделения труда. В настоящее время  существует огромное количество разных видов производств и отраслей, возникают все новые их виды.

Второе условие – экономическая  обособленность производителей, полностью  независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).

Одной из важных причин возникновения рынка является – редкость ресурсов, или ограниченность производственных возможностей, распространяется на любой фактор производства (человек как работник, капитал или земля). Ограничены в обществе производственные возможности человека, земля, техника, сырье. Ограниченность ресурсов преодолевается людьми посредством обмена на рынке одного продукта труда на другой.

Второй причиной возникновения  рынка – является экономическая  обособленность товаропроизводителей, которая исторически обусловлена частной собственностью. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Своего расцвета частная собственность  и рыночные отношения достигли при капитализме. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Третья причина становления  рынка – стремление каждого экономического субъекта  к обеспечению своих  интересов, т.е. свободе конкуренции, свободе хозяйствования.

Рынок предполагает свободу конкурентного  поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя.

 

 

    1. Теоретические  основы  становления  рыночных  отношений

 

 

     При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того,  что понятие  «рынок»  имеет   двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт,  который  осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

    Рыночные отношения включают:

• отношения, связанные с арендой  предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя  субъектами осуществляется на рыночной основе;

• обменные процессы совместных предприятий  с зарубежными фирмами;

• процесс найма и использования  рабочей силы через биржу труда;

• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

     Рынок функционирует при определенных условиях актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая — связана с введением общих условий Хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

• реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;

• демократизация производства при  сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сами по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.

• создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства;  финансовый и рынок.

     Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на  рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием  смешанных предприятия.

 

 

 

 

1.4   Субъекты и объекты рынка

 

 

       Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие физических и юридических лиц, т.е. субъектов. Каждый человек (физическое лицо), домашнее хозяйство могут выступать в качестве субъектов рыночных отношений как покупатели. Потребителями ряда товаров выступают и предприятия, фирмы. Организации, фирмы, объединения, которые обладают обособленным имуществом и могут от своего имени приобретать имущественным и неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и арбитраже, называются юридическими лицами. Они также являются субъектами рыночных отношений как потребители. Объектами рынка являются товары и деньги.

В качестве товаров  выступают не только произведенная  продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и  даже духовные ценности.

В качестве денег –  все финансовые средства. Вместе с тем те же физические и юридические лица постоянно выступают как продавцы (производители) благ и услуг посредством рыночных отношений. Субъектом рынка является государство, фирма, домашнее хозяйство [рис. 1.2].

Экономические субъекты рынка




  


Домашнее

хозяйство

 

Фирма

 

Государство




 

 

 

Рисунок 1.2- Экономические субъекты рынка

 

Фирмы – это экономическая единица, функционирующая с целью получения  дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или  заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве [6,c.245].

Государство – представлено главным  образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью  получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью [6,c.246].

Домашнее хозяйство – это  экономическая единица, функционирующая  в потребительской сфере экономики [6,c.246]. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФУНКЦИИ РЫНКА. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНКА

 

2.1 Функции   рынка

 

        Рынок – наиболее совершенный инструмент саморегулирования товарного производства [13,c.112]. Функции рынка выражают основное назначение рынка, и отражает ее сущность. Функции схематически изображены на рис. 2.1[9,75c.].

 

Функции рынка



Инструмент регулирования  товарного производства



Стимулятор эффективности  производства



Посредническая


 


Источник информации



Ценообразующая



"Санирование" общественного  производства


 


Дифференцирующая


 


Рисунок 2.1- Функции рынка

 

Самая важная регулирующая функция. Регулирующая функция действует через тот  же механизм свободных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают  в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во-вторых – растет.

      Рынок дает ответы на вопросы:                                                         

   1.Что производить?

   2. Для  кого  производить?

   3. Как  производить?

   Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены.

Посредническая функция состоит  в том, что рынок напрямую соединяет  производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение  всех хозяйственных пропорций между  отраслями и регионами. Он как  бы взрывает старую структуру хозяйства  и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность.

Информация о работе Понятие рынка