Понятие рынка. Сущность рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За

производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому

достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником

произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании

социальных отношений между людьми, в определении материального положения

различных слоев общества.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность рынка

1.Понятие рынка
2.Структура рынка
3.Функции рынка
4.Несовершенства и преимущества рынка
Глава 2. Особенности функционирования рыночных отношений

2.1. основные принципы рыночных отношений

2.2. Особенности становления и формирования рыночных отношений в Российской экономике

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 41.12 Кб (Скачать)
 

В самом  общем виде рынок – это система  экономических отношений, которые

складываются  в процессе производства, обращения  и распределения товаров, а

так же движение денежных средств. Рынок развивается  вместе с развитием

товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты,

но и  те продукты, которые не являются результатом  труда (земля, лес). В

условиях  господства рыночных связей все отношения  людей в обществе охвачены

куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется

связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок

обслуживает производство, обмен, распределение  и потребление. Для

производства  рынок поставляет необходимые ресурсы  и реализует его продукцию,

а также  определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом

сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем

механизмом, который определяет размеры доходов  для владельцев ресурсов,

продающихся на рынке. Для потребления рынок  – это тот канал, через который

потребителю поступает основная часть необходимых  ему потребительских благ.

Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором

рыночной  экономики.

Рынок выполняет различные функции, которые  определяются стоящими перед ним

задачами. Рыночный механизм призван найти  ответы на три главных вопроса:

1. Что  надо производить, то есть какие  товары и услуги должны быть  предложены

потребителям?

2. Как  производить, то есть какой  из способов изготовления следует  применить?

3. Для  кого следует эти товары и  услуги производить, то есть  кто может

претендовать  на их получение в свою собственность?

Для решения  этих вопросов рынок выполняет ряд  функций, через которые он

решает  центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением

тех социально-экономических  проблем общества, в которых рынок  бессилен,

занимается  государство. Оно призвано не только контролировать сферы

общественной  жизни, которые лежат за пределами  действия рынка (социальная

сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны),

но и  следить за работой самого рыночного  механизма. Государственное

регулирование распространяет свое влияние на самые  разные сферы экономики,

экономической жизни. В условиях рыночной экономики  даже при наличии

многочисленных  видов и способов государственного регулирования он носит

довольно  ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан

сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны

управленческих  воздействий, не затрагиваемые государственным  регулированием.

Государство при чрезмерном вторжении в экономику  может деформировать действие

рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

В экономической  теории различают различные виды рынков, которые основываются

на собственной  инфраструктуре, обслуживающей его  потребности. Кроме того,

рыночную  экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое

целое. Каждый элемент рыночной системы  имеет самостоятельное значение, но

нормальное  функционирование рыночной экономики  возможно только при слаженной

работе  всех ее частей, в условиях мягкого  государственного регулирования и

стимулирования  ее развития.

Роль  рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал

производству  – что, в каком объеме, и какой  структуре следует производить;

уравновешивает  спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность

экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с

эффективностью  их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

«убирает» неконкурентоспособных предприятий  и «свертывает» устаревшее

производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого  определяется тем, насколько

успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил

покупателям наилучший товар и на более  выгодных условиях, оказывается

победителем в конкурентной борьбе.

Как не упорядочен, как ни регулируем современный  рынок, его природа остается

в основном неизменной – это столкновение продавцов  и покупателей, обладающих

полной  свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно

решающих  для себя главные вопросы экономики: что производить? Как

изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как  использовать полученные

доходы?

Таким образом, можно сформулировать еще  один рецепт экономического

процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных

механизмов  и следить за тем, чтобы они  работали на благо, а не во вред

национальной  экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

  1. Борхунов  Н. Аграрный рынок, потребление и  доходы населения/ Борхунов Н. // Экономика  сельского хозяйства России. – 2005. – №10.
  2. Борхунов Н. Аграрная экономика и рынок/ Борхунов Н., Зарук Н. / АПК: экономика, управление. – 2004. – №8.
  3. Добрынин В.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник. – М.: Издательство «КолосС», 2000. – 452с.
  4. Долан Э.Дж. Микроэкономика. Под ред. Б. Лисовика. – СПб.: 1996. – 448 с.
  5. Казаков А.П., Минаев Н.В. Экономика: Курс лекций. – М., 2003. – 247с.
  6. Киселев С.В. Развитие агропродовольственных рынков и проблемы вступления России в ВТО/ Киселев С.В. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2005. – №7.
  7. Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства: Курс лекций. - .: Тандем, 2002. – 303с.
  8. Назаренко В.И., Попцов А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: Информагробизнес, 1999. – 574с.
  9. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учеб. для вузов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под общ. ред. А.В. Сидоровича.- 5-е изд., перераб. и доп. -М. : Дело и сервис, 2002.
  10. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева. -М. : ИНФРА-М, 2003.
  11. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф. Борисов. -М. : Юристъ, 2002. 
    Бузгалин А.В. Колганов А.И. Теория социально-экономических трансформаций. (прошлое, настоящее и будущее экономик «реального социализма» в глобальном постиндустриальном мире): учебник для студентов экономических специальностей. – М.: ТЕИС, 2003.
  12. Бункина, М.К. Национальная экономика [Текст] : учеб. для ву-зов / М.К. Бункина. –
  13. М. : Палеотип: Деловая литература: Логос, 2002.
  14. Гальперин, В. М. Микроэкономика: в 2-х т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И.
  15. Моргунов; под ред. В. М. Гальперина. - CПб. : Экономическая школа, 1997.
  16. Ефимова, Е.Г. Экономика для юристов: учеб. для вузов / Е.Г. Ефимова. -М. : Флинта, 1999.
  17. Жеребин, В.М. Уровень жизни населения: Основные категории, характеристики и методы оценки / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Информация о работе Понятие рынка. Сущность рыночной экономики