Понятие рынка. Сущность рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За

производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому

достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником

произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании

социальных отношений между людьми, в определении материального положения

различных слоев общества.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность рынка

1.Понятие рынка
2.Структура рынка
3.Функции рынка
4.Несовершенства и преимущества рынка
Глава 2. Особенности функционирования рыночных отношений

2.1. основные принципы рыночных отношений

2.2. Особенности становления и формирования рыночных отношений в Российской экономике

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 41.12 Кб (Скачать)

- информационная - о меняющихся ценах и кредитных  ставках под влиянием изменений  на рынке количества, ассортимента  и качества товаров и услуг.  Информация в обобщенном виде  по всему хозяйственному пространству  позволяет каждому хозяйствующему  субъекту сверять своё производство  с меняющимися условиями рынка;

- посредническая - связанная с налаживанием взаимоотношений  продавцов и покупателей по  различным параметрам. При нормальных  рыночных отношениях с достаточно  развитой конкуренцией потребитель  имеет возможность выбора лучшего,  с его позиций, поставщика по  качеству продукции, её цене, срокам  поставки, послепродажному обслуживанию  и другим параметрам), а продавец  имеет возможность выбрать наиболее  подходящего покупателя;

- ценообразующая - на рынке основой цены являются  общественно необходимые затраты.  Каждое предприятие имеет на  продукцию одного назначения  различные материальные и трудовые  затраты. Поэтому цена является  фактором, определяющим целесообразность  производства продукции и оказания  услуг. На рынке четко проявляется  связь между ценой и стоимостью  товаров и услуг и улавливается  влияние на них изменений в  производстве, потреблении и конъюнктуре;

- стимулирующая  - побуждающая к обеспечению эффективности  производства, к созданию необходимых  товаров с наименьшими затратами  и получению достаточной для  развития деятельности прибыли,  к внедрению достижений научно-технического  прогресса и обеспечению на  этой основе интенсивного и  эффективного развития всей экономики;  ориентирующая на сокращение  расходов на производство и  продажу в сфере потребления  (затрат покупателей на покупку  товаров) и достижение соразмерности  спроса населения с его доходами;

- регулирующая - это важнейшая функция, поскольку  рынок даёт ответ на вопросы:  что, как и для кого производить.  Особая роль в осуществлении  этой функции принадлежит конкуренции.  Внутриотраслевая конкуренция стимулирует  снижение затрат, рост производительности  труда, внедрение прогрессивных  технологий, повышение качества  продукции. Межотраслевая конкуренция  регулирует перелив капитала  и заставляет направлять его  в наиболее эффективные отрасли,  тем самым меняя структуру  экономики. Государство должно  различными мерами поддерживать  и сохранять конкуренцию во  всех её видах.

Многообразие  рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая  независимость и самостоятельность  в производстве, торговле, тесна  взаимосвязь спроса и предложения, т.е. вся совокупность элементов  и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.

1.4. Несовершенства и преимущества рынка

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя.

Ориентация  на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и

поставщиков ресурсов ориентироваться в своей  деятельности на требования

потребителей.

     Рыночная система хозяйствования  через свой механизм обеспечивает:

1. Применение  наиболее производительной технологии, которая позволяет

добиваться  наименьших издержек.

2. Информирование  поставщиков ресурсов и предпринимателей  об изменениях в

спросе, и тем самым осуществляется коррекция  в распределении ресурсов.

3. Сочетание  личных и общественных интересов.  Через конкуренцию оказывается

воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков

ресурсов  так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном

использовании ограниченных ресурсов.

Основное  достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное

стимулирование  эффективности производства. «Экономика производит то, что

требуют потребители, путем применения самой  эффективной технологии. Рыночная

система функционирует и корректируется автоматически в результате

децентрализованных  решений, а не централизованного  решения правительства»

[5].

Приведенные выше положения позволяют сделать  следующие выводы:

1. Рыночная  экономика представляет собой  такую форму организации

хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих

субъектов и решение трех основных проблем  экономики (что, как и для кого

производить) обеспечивается через воздействие  рынка и его механизмов.

2. Отличительной  особенностью рыночной системы  является ее способность

перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних

условий.

3. Рыночная  система лучше других приспособлена  для использования достижений

научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете

для более  полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой  рыночной системы обязательно наличие  таких условий, как: право на

частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции,

образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

Основой этой системы является рынок, который  за длительный период убедительно

доказал свои преимущества в использовании  побудительных стимулов к

высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это  не означает, что рыночные отношения  являются полностью совершенными и  обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических  агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно  ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с  отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается  неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных  объемах.

В чем  же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы»  рынка?

1. Рынок  не способен противостоять монополистическим  тенденциям. В условиях рыночной  стихии неизбежно возникают монополистические  структуры, ограничивающие свободу  конкуренции. При бесконтрольности  рыночной среды формируются и  укрепляются монополии. Создаются  неоправданные привилегии для  ограниченного круга субъектов  рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие  цены, монополисты искусственно сокращают  производство. Это вызывает необходимость  регулирования цен, скажем, на продукцию  сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок  не заинтересован и не способен  производить общественные блага  («общественные товары»). Эти товары  либо вообще не производятся  рынком, либо поставляются им  в недостаточном количестве. 

Особенность общественных товаров состоит в  том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила  движения, обязаны пользоваться все  во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага —  это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные  блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение  категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно  с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной  структуры, непосредственное участие  государства (см. гл. 26).

3. Рыночный  механизм непригоден для устранения  внешних (побочных) эффектов. Экономическая  деятельность в условиях рынка  затрагивает интересы не только  непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия  нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства  проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений  делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок  не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными  сторонами без внешнего вмешательства  может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении  серьезных проблем необходимо вмешательство  государства. Оно вводит жесткие  нормативы, ограничения, использует систему  штрафов, определяет границы, которые  не вправе переступить участники  хозяйственной деятельности.

4. Рынок  не обладает способностью обеспечивать  социальные гарантии, нейтрализовать  чрезмерную дифференциацию в  распределении доходов. Рынок  по своей природе игнорирует  социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении  ресурсов и доходов. Он не  обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения. Каждый  должен самостоятельно заботиться  о своем месте в обществе, что  неизбежно ведет к социальному  расслоению, усиливает социальную  напряженность.

«Нормальный»  рынок порождает ненормальные пропорции  распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные  условия для проявления узкокорыстных  интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный  механизм порождает неполную  и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью  конкурентной экономики участники  рынка обладают достаточно исчерпывающей  информацией о ценах и перспективах  развития производства. Но сама  конкуренция заставляет фирмы  скрывать реальные данные о  положении дел. Информация стоит  денег, и экономические агенты  — производители и потребители  — обладают ею в различной  степени.

Отсутствие  совершенной информации, неполнота  и неравномерность ее распределения  создают преимущества для одних  и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели  и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет  не частный  рынок, а государственные институты.    Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных  структур, участием государства в  распределении ресурсов, решении  проблем, которые  не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами 

Глава 2. Особенности функционирования рыночных отношений

2.1 Основные принципы  рыночных отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Информация о работе Понятие рынка. Сущность рыночной экономики