Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа
Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За
производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому
достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником
произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании
социальных отношений между людьми, в определении материального положения
различных слоев общества.
Введение
Глава 1. Сущность рынка
1.Понятие рынка
2.Структура рынка
3.Функции рынка
4.Несовершенства и преимущества рынка
Глава 2. Особенности функционирования рыночных отношений
2.1. основные принципы рыночных отношений
2.2. Особенности становления и формирования рыночных отношений в Российской экономике
- информационная
- о меняющихся ценах и
- посредническая
- связанная с налаживанием
- ценообразующая
- на рынке основой цены
- стимулирующая
- побуждающая к обеспечению
- регулирующая
- это важнейшая функция,
Многообразие
рыночных элементов, структура производителей
продукции и потребителей, их экономическая
независимость и
В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя.
Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и
поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования
потребителей.
Рыночная система
1. Применение
наиболее производительной
добиваться наименьших издержек.
2. Информирование
поставщиков ресурсов и
спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
3. Сочетание
личных и общественных
воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков
ресурсов
так, чтобы стимулировать
использовании ограниченных ресурсов.
Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное
стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что
требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная
система функционирует и корректируется автоматически в результате
децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства»
[5].
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации
хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих
субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого
производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность
перестраиваться
и приспосабливаться к
условий.
3. Рыночная
система лучше других
научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете
для более полного удовлетворения потребностей общества.
Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на
частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции,
образования
цен и свободный выбор
Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно
доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к
высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок
не способен противостоять
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок
не заинтересован и не
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными
знаками, регулирующими правила
движения, обязаны пользоваться все
во избежание нежелательных
Общественные
блага бесплатны для
Рынок
не может решить проблему производства
благ для общественного пользования,
ибо нельзя ограничить их потребление,
согласовать издержки с «полезностью»,
устранить неизбежные коллизии (например,
проблему «безбилетника», определение
категорий пользователей). Удовлетворение
нужд общества, не связанных непосредственно
с бизнесом, предполагает создание
соответствующей
3. Рыночный
механизм непригоден для
По мере
роста общественного богатства
проблема внешних эффектов становится
все более острой. Увеличение количества
автомобилей в пользовании
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок
не обладает способностью
«Нормальный»
рынок порождает ненормальные пропорции
распределения созидаемого
5. Рыночный
механизм порождает неполную
и недостаточно совершенную
Отсутствие
совершенной информации, неполнота
и неравномерность ее распределения
создают преимущества для одних
и подрывают способность
Несовершенства
(«провалы») рынка могут быть смягчены
созданием соответствующих
Глава 2. Особенности функционирования рыночных отношений
2.1
Основные принципы
рыночных отношений
Информация о работе Понятие рынка. Сущность рыночной экономики