Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:37, доклад
В связи с этим городская служба занятости уже неоднократно пытается выйти с предложением Министерству образования РФ о прекращении набора абитуриентов на факультет учителей начальных классов, а в перспективе о сокращении набора на все другие факультеты Бийского педагогического государственного университета. Свое предложение городская служба занятости обосновывает резким снижением рождаемости в городе и перепроизводством учителей начальных классов, тем более, что подготовку учителей для начального школьного образования осуществляет еще и педагогический колледж.
В 2000-2001 учебном году в г. Бийске начали учебный процесс 41 общеобразовательная школа, 4 детских дома и 3 специальные (коррекционные) школы. Если предположить, что в среднем в каждом общеобразовательном учреждении по 4-5 начальных класса-комплекта со средней наполняемостью 25-30 человек, то для того, чтобы обеспечить уже имеющиеся классы учащимися, необходимо, чтобы в городе рождалось от 5400 до 6600 ребятишек ежегодно.
По данным официальной
В связи с этим городская
служба занятости уже
Действительно, если судить по
формальному признаку –
Экстраполируя упрощенный
На наш взгляд, такая узковедомственная точка зрения в современных условиях не приемлема. С одной стороны, хорошо известно, что деятельность организаций и предприятий сопровождается внешним эффектом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Деятельность образовательных учреждений, тем более высших учебных заведений, является ярким примером положительного внешнего эффекта, так как от роста в стране высокообразованных, культурных людей выигрывает общество в целом, даже если им по каким-то причинам сразу после окончания учебы не удается найти работу. Стало уже аксиомой, что люди с более высоким уровнем образования и культуры, обладают более высокой общей эрудицией, позволяющей им быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней экономической среды. Они, при прочих равных условиях, оказываются более восприимчивы к новым знаниям, способны их самостоятельно продуцировать, легче получают новые профессии и специальности. Это в полной мере относится и к выпускникам высших педагогических учебных заведений. Большинство из них если не сразу после окончания педагогического вуза, то через некоторое, причем непродолжительное время, находит работу в других сферах деятельности и успешно в них работает, особенно если это такие сферы деятельности, где приходится общаться с людьми, то есть в системе «человек-человек» одновременно становясь вновь студентам, получающими второе высшее образование.
Цель нашей работы заключается
в том, чтобы доказать
В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем положение о том, что Единый государственный стандарт высшего педагогического образования способствует наилучшим образом формированию таких профессиональных качеств, которые требуются для работы в системе «человек-человек».
Объектом нашего исследования
является
Предметом исследования
Величие страны определяется
не только размером ее
В свою очередь конкурентоспособность товаров и услуг зависит от качества рабочей силы, которая способна их выпускать, организовывать их производство, качественно им управлять, рождать новые идеи и воплощать их в жизнь.
В настоящее время появилось много статей в периодических изданиях по проблемам конкурентоспособности товаров и услуг, конкурентоспособности предприятий, страны в целом. Стали появляться монографии на эту тему. Проблема конкурентоспособности стала исследоваться применительно к преимущественно некоммерческим видам деятельности – образованию, здравоохранению и другим.
Анализ литературных
Слово конкурентоспособность
Для выяснения того, какие требования к работникам предъявляют работодатели города Бийска, мы провели анкетирование среди них (форма анкеты в приложении 1).
Обработка результатов анкеты
подтвердила уже хорошо
Учебный план факультета начальных классов, составленный в соответствии с государственным стандартом нового поколения, на наш взгляд, позволяет формировать именно те качества и свойства работников, которые все больше начинают привлекать работодателей.
Действительно, обширный набор психолого-педагогических дисциплин вооружает студентов знаниями о психологических особенностях людей, способами воздействия на них различными психолого-педагогическими методами, умениями анализировать возникающие ситуации и безболезненно разрешать конфликты. Дисциплины общекультурного блока расширяют кругозор и формируют способности анализировать складывающуюся в обществе социально-экономическую ситуацию, а на основе знаний об основных закономерностях общественного развития, предвидеть ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений на разных уровнях государственного управления. Математика развивает абстрактное мышление, учит логике, стройности и убедительности при доказательстве различных положений. Русский язык и литература делают выпускников грамотными, владеющими литературной образной речью.
Студент педагогического вуза как никакой другой прекрасно понимает, что человек просто обречен учиться всю жизнь, так как на примере школьной жизни видит, насколько она динамична, насколько быстро меняются дети, приходя в школу уже более информированными, образованными и подготовленными, требующими совершенно новых, адекватных времени методов, приемов и способов их обучения и воспитания. Поэтому уже на студенческой скамье большинство студентов приобретает повышенную способность адаптации к постоянно меняющимся условиям, у них формируется ситуационное мышление, творческий подход к делу, стремление к инновациям, и в то же время воспитывается чувство ответственности за других людей, за свои поступки и слова.
Предусмотренные учебным
В БПГУ давно работает факультет
дополнительных профессий. Он имеет давние
традиции и предоставляет возможность
студентам за умеренную плату получить
дополнительные знания, навыки и умения.
Выбор дополнительных профессий достаточно
широк: секретарь-референт, бухгалтер
малых предприятий, журналистика, дизайн,
информатика, моделирование и пошив
одежды, декоративное прикладное искусство
и ряд других. Приобретенные профессиональные
дополнительные знания и умения, во-первых
расширяют сферу возможного будущего
трудоустройства, а, во-вторых, при благоприятном
стечении обстоятельств заняться малым
бизнесом.
О конкурентоспособности
Для проверки своей гипотезы мы проанализировали, во-первых, где работают выпускники данного факультета, не устроившиеся на работу в школу или отказавшиеся от работы в ней; во-вторых, предложили ответить на вопросы составленной нами анкеты работодателей, которые приняли на работу интересующих нас выпускников.
Анализ собранных данных о
выпускниках, устроившихся
Из 100 работодателей, у которых
работают выпускники
Как было отмечено, в первой части работы 84,5 процента ответивших на вопросы анкеты предпочитают принимать на работу готовых специалистов, со стажем и опытом работы по специальности не менее 3-5 лет. В то же время около 46 процентов рискуют принимать выпускников педагогических вузов, в том числе, и факультета учителей начальных классов без опыта работы. Причем в таких сферах деятельности, как торговля, реклама, страхование, телевидение, государственное управление, особенно в комитетах по работе с молодежью предпочитают выпускников педагогического вуза, а не технологического института, оценивая достаточно высоко такие их качества (от 3 до 4 баллов из максимального количества в 5 баллов), как легкость вхождения в коллектив, исполнительскую и трудовую дисциплину, организаторские способности, стремление осваивать новые профессиональные обязанности, инициативность и желание повышать свой профессиональный уровень.
Наряду с уровнем образования
по специальности и стажем
работы по ней, работодатели начинают
ценить и такие качества, на которые они
раньше внимания почти не обращали. К ним
относятся: физическое и психическое здоровье,
порядочность и социальную ответственность,
стремление к постоянному самообразованию,
инновационный стиль мышления, способность
ориентироваться в постоянно меняющихся
условиях, творческий подход к делу. В
предлагаемую работодателям анкету
мы включили вопросы о возможных привлекательных
для работодателей качествах работников,
исходя из разработанной кафедрой педагогики
Бийского государственного педагогического
университета профессиограммы выпускников
факультета учителей начальных классов..
На основе профессиограммы и полученных
результатов анкетирования мы попытались
построить модель взаимосвязи профессиональных
качеств, которыми должны обладать выпускники
факультета начальных классов и тех качеств,
которые становятся значимыми для работодателей
в современных условиях. Взаимосвязь
качеств выпускников факультета учителей
начальных классов в соответствии с профессиограммой
и значимых для работодателей свойств
работников представлена в таблице: