Понятие конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:37, доклад

Описание работы

В связи с этим городская служба занятости уже неоднократно пытается выйти с предложением Министерству образования РФ о прекращении набора абитуриентов на факультет учителей начальных классов, а в перспективе о сокращении набора на все другие факультеты Бийского педагогического государственного университета. Свое предложение городская служба занятости обосновывает резким снижением рождаемости в городе и перепроизводством учителей начальных классов, тем более, что подготовку учителей для начального школьного образования осуществляет еще и педагогический колледж.

Работа содержит 1 файл

Попов.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

       В 2000-2001 учебном году  в  г.  Бийске начали учебный процесс  41 общеобразовательная школа, 4 детских дома и 3 специальные (коррекционные) школы. Если предположить, что в среднем в каждом общеобразовательном учреждении по 4-5 начальных класса-комплекта со средней наполняемостью 25-30 человек, то для того, чтобы обеспечить уже имеющиеся классы учащимися, необходимо, чтобы в городе рождалось от  5400  до 6600 ребятишек ежегодно.

      По данным официальной статистики  в 2000 году родился 2051 младенец, т.е. в 2,6-3,2 раза меньше.

      В связи с этим городская  служба занятости уже неоднократно  пытается выйти с предложением Министерству образования РФ о прекращении набора абитуриентов на факультет учителей начальных классов, а в перспективе о сокращении набора на все другие факультеты Бийского педагогического государственного университета. Свое предложение городская служба занятости обосновывает резким снижением рождаемости в городе и перепроизводством учителей начальных классов, тем более, что подготовку учителей для начального школьного образования осуществляет еще и педагогический колледж. Перепроизводство учителей, в том числе и учителей начальных классов, по мнению городской службы занятости, является одним из факторов, усиливающим напряженность на рынке труда в целом, и на молодежном рынке труда, в частности.

      Действительно, если судить по  формальному признаку – удельному  весу выпускников, устраивающихся  по специальности, то он невысок.  В среднем, за последние 4-5 лет,  из всего количества выпускников факультета начальных классов, получающих направление на работу в школу по полученной специальности, составляет 30-35 процентов.

         Экстраполируя упрощенный приведенный  анализ по г. Бийску,  на страну  в целом, можно предположить, что  вопрос о сокращении педагогических высших учебных заведений возникнет вновь, как это уже было при правительстве Е.Т. Гайдара.

          На наш взгляд, такая узковедомственная  точка зрения в современных  условиях не приемлема.  С одной  стороны, хорошо  известно, что  деятельность  организаций и предприятий  сопровождается внешним эффектом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Деятельность образовательных учреждений, тем более высших учебных заведений, является ярким примером положительного внешнего эффекта, так как от роста в стране высокообразованных, культурных людей выигрывает общество в целом, даже если им по каким-то причинам сразу после окончания учебы не удается найти работу. Стало уже аксиомой, что люди с более высоким уровнем образования и культуры, обладают более высокой общей эрудицией, позволяющей им быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней экономической среды. Они, при прочих равных условиях, оказываются более восприимчивы к новым знаниям, способны их самостоятельно продуцировать, легче получают новые профессии и специальности.  Это в полной мере относится и к выпускникам высших педагогических учебных заведений. Большинство из них  если не сразу после окончания педагогического вуза, то через некоторое, причем непродолжительное время, находит работу в других сферах деятельности и успешно в них работает, особенно если это такие сферы деятельности, где приходится общаться с людьми, то есть в системе «человек-человек» одновременно становясь вновь студентам, получающими второе высшее образование.

           Цель нашей работы заключается  в том, чтобы доказать необходимость  сохранения в нашем городе  высшего педагогического учебного  заведения, не только как одного  из важнейших центров культуры, науки, образования, но и как учреждения, способного готовить для многих отраслей городской экономики вполне конкурентоспособных специалистов, не обостряющих ситуацию на рынке труда города, а, в случае их трудоустройства, повышающих эффективность деятельности многих предприятий и организаций.

          В качестве рабочей гипотезы  мы выдвигаем положение о том,  что Единый государственный стандарт высшего педагогического образования  способствует наилучшим образом формированию таких профессиональных качеств, которые требуются для работы в системе «человек-человек».

          Объектом нашего исследования  является конкурентоспособность  выпускников вузов на тех   отраслевых сегментах рынка труда,  где главным является взаимодействие  людей с людьми.

       Предметом исследования является  конкурентоспособность выпускников педагогических вузов (на примере выпускников факультета учителей начальных классов). 

                                        Понятие конкурентоспособности.

            Величие страны определяется  не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг.

В свою очередь конкурентоспособность  товаров и услуг зависит от качества рабочей силы, которая  способна их выпускать, организовывать их производство, качественно им управлять, рождать новые идеи и воплощать их в жизнь.

            В настоящее время появилось  много статей в периодических  изданиях по проблемам конкурентоспособности товаров и услуг, конкурентоспособности предприятий, страны в целом. Стали появляться монографии на эту тему. Проблема конкурентоспособности стала исследоваться применительно к  преимущественно некоммерческим видам деятельности – образованию, здравоохранению и другим. 

           Анализ литературных источников  позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на разных уровнях: конкурентоспособности товара, конкурентоспособности товаропроизводителя; отраслевой конкурентоспособности, конкурентоспособности страны. Более обстоятельно  понятие конкурентоспособности разработано применительно к товарам и услугам. Под ней понимается комплекс потребительских, качественных и ценовых характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.  Иначе конкурентоспособность товаров и услуг – это их способность быть проданными, поскольку именно их предпочитают покупатели, считая, что они наилучшим образом удовлетворят их потребности.

          Слово конкурентоспособность является  производным  от слова конкуренция,  одной из главных черт рыночного хозяйства, его сущности. Конкуренция характерна для всех рынков, в том числе и факторов производства. Одним из важнейших рынков факторов производства является рынок труда, конкуренция на котором обостряется. Поэтому можно говорить и о конкурентоспособности наемных работников, которым должны быть присущи такие профессиональные  качества и свойства, чтобы   наилучшим образом отвечать запросам и требованиям работодателей.  В качестве рабочего определения под конкурентоспособностью работников мы предлагаем по аналогии с конкурентоспособностью товаров и услуг  понимать их способность быть принятыми на работу не только по полученной ранее специальности, но и в других сферах народного хозяйства.

           Для выяснения того, какие требования к работникам предъявляют  работодатели города Бийска, мы провели анкетирование среди них (форма анкеты в приложении  1).

           Обработка результатов анкеты  подтвердила уже хорошо известный  факт, что работодатели предпочитают принимать на работу  готовых специалистов, обладающих не только соответствующим уровнем образования, но и стажем работы по специальности не менее 3-5 лет, что, по их мнению, является эквивалентом достаточно высокого профессионализма.  В то же время, ответы на вопросы анкеты работодателей, осуществляющих свою деятельность в таких сферах, как торговля, реклама, обмен квартир, страхование, администрирование показали, что наряду с образованием и опытом работы по специальности, они хотели бы, чтобы принятые на работу сотрудники были общительны,  легко входили в коллектив; дисциплинированны, ответственны и обязательны; инициативны; обладали бы организаторскими способностями; охотно приобретали бы новые  профессиональные знания и умения; умели бы пользоваться компьютером.

           Учебный план факультета начальных классов, составленный в соответствии с государственным стандартом нового поколения, на наш взгляд, позволяет формировать именно те качества и свойства работников, которые все больше начинают привлекать работодателей.

           Действительно, обширный набор психолого-педагогических дисциплин вооружает студентов знаниями о психологических особенностях людей, способами воздействия на них различными психолого-педагогическими методами, умениями анализировать возникающие ситуации и безболезненно разрешать конфликты. Дисциплины  общекультурного блока расширяют кругозор и формируют способности анализировать складывающуюся в обществе социально-экономическую ситуацию, а на основе знаний об основных закономерностях общественного развития, предвидеть ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений на разных уровнях государственного управления. Математика  развивает абстрактное мышление, учит  логике, стройности и убедительности при доказательстве различных положений.  Русский язык и литература  делают выпускников грамотными, владеющими литературной образной речью.

             Студент педагогического вуза  как никакой другой прекрасно  понимает, что человек просто обречен учиться всю жизнь, так как на примере школьной жизни видит, насколько она динамична, насколько быстро меняются  дети, приходя в школу уже более информированными, образованными и подготовленными, требующими совершенно новых, адекватных времени методов, приемов и  способов  их обучения и воспитания. Поэтому  уже на студенческой скамье большинство студентов приобретает повышенную способность  адаптации к постоянно меняющимся условиям, у них формируется ситуационное мышление, творческий подход к делу, стремление к инновациям, и в то же время воспитывается чувство ответственности  за других людей, за свои поступки и слова. 

          Предусмотренные учебным планом  специализации: иностранный язык  и рисование еще больше расширяют  возможности будущего трудоустройства.  Большое количество часов по иностранному языку закладывает основу для будущего свободного владения  немецким или английским, что должно быть очень привлекательно для тех работодателей, которые активно развивают контакты с иностранными партнерами. Занятия рисованием  формирует хороший художественный вкус, что будет востребовано на тех фирмах, которых волнует дизайн выпускаемой ими продукции. Художественный вкус, оформительские способности необходимы в рекламном бизнесе, в оформлении интерьера жилых помещений, офисов.

            В БПГУ  давно работает факультет  дополнительных профессий. Он имеет давние традиции и предоставляет возможность студентам за умеренную плату  получить дополнительные знания, навыки и умения. Выбор дополнительных профессий достаточно широк: секретарь-референт, бухгалтер малых предприятий, журналистика, дизайн, информатика, моделирование и пошив  одежды, декоративное прикладное искусство и ряд других.  Приобретенные профессиональные дополнительные знания и умения, во-первых расширяют  сферу возможного будущего трудоустройства, а, во-вторых, при благоприятном стечении обстоятельств заняться малым бизнесом.                              

                       О конкурентоспособности выпускников  факультета учителей 

                                                          начальных классов.

             Для проверки своей гипотезы  мы проанализировали, во-первых, где работают выпускники данного факультета, не устроившиеся на работу в школу или отказавшиеся от работы в ней; во-вторых, предложили ответить на вопросы составленной нами анкеты работодателей, которые приняли на работу  интересующих нас выпускников.

             Анализ собранных данных о  выпускниках, устроившихся работать  не по полученной специальности, показал, что почти 25 процентов нашли применение своим трудовым способностям в торговле; около 12 процентов – в экономических службах разных предприятий и организаций с одновременным получением второго профессионального высшего образования; 5 процентов работают операторами ЭВМ, примерно 6 процентов устроились в страховые компании, районные и городские администрации,, радиостанцию «Европа +» и телестудии города. Несколько человек работают в рекламном бизнесе, в органах внутренних дел, обучаясь заочно на юридических факультетах вузов края, Новосибирска и Томска. Таким образом, подавляющее число выпускников работает в тех сферах, в которых преобладает система «человек-человек».

             Из 100 работодателей, у которых  работают выпускники факультета  начальных классов, пожелали ответить  на предложенные вопросы 53. Отказы  были мотивированы отсутствием времени, отрицательным отношением к опросам и откровенным безразличием. Тем не менее, мы считаем полученные результаты  репрезентативными, так как ответили на вопросы работодатели разных сфер деятельности.

             Как было отмечено, в первой части работы  84,5 процента ответивших на вопросы анкеты предпочитают принимать на работу готовых специалистов, со стажем и опытом работы по специальности не менее 3-5 лет. В то же время около 46 процентов рискуют  принимать выпускников педагогических вузов, в том числе, и факультета учителей начальных классов без опыта работы. Причем в таких сферах деятельности, как торговля, реклама, страхование, телевидение, государственное управление, особенно в комитетах по работе с молодежью предпочитают  выпускников педагогического вуза, а не технологического института, оценивая достаточно высоко такие их качества (от 3 до 4 баллов из максимального количества в 5 баллов), как легкость вхождения в коллектив, исполнительскую и трудовую дисциплину, организаторские способности, стремление осваивать новые профессиональные обязанности, инициативность и желание повышать свой профессиональный уровень.

             Наряду с уровнем образования  по специальности и стажем  работы по ней, работодатели начинают ценить и такие качества, на которые они раньше внимания почти не обращали. К ним относятся: физическое и психическое здоровье, порядочность и социальную ответственность, стремление к постоянному самообразованию, инновационный стиль мышления, способность ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, творческий подход к делу. В предлагаемую работодателям анкету  мы включили вопросы о возможных привлекательных для работодателей качествах работников, исходя из разработанной кафедрой педагогики Бийского государственного педагогического университета профессиограммы  выпускников факультета учителей  начальных классов..    На основе профессиограммы  и полученных результатов анкетирования мы попытались построить модель взаимосвязи профессиональных качеств, которыми должны обладать выпускники факультета начальных классов и тех качеств, которые становятся значимыми для работодателей в современных условиях.  Взаимосвязь  качеств выпускников факультета учителей начальных классов в соответствии с профессиограммой  и значимых для работодателей свойств работников представлена в таблице:    

Информация о работе Понятие конкурентоспособности