Понятие экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система. Её структура, типы и модели”.
Передо мной стояла задача сделать выводы относительно экономического развития нашей страны, и некоторых других государств. А также ознакомиться со структурой экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
Глава 1. ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ………….................5
Основные составляющие структуры общества………………….……....5
Взаимосвязь политической и экономической системы………………....6
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ…………..8
2.1. Традиционная система……………………………………………………8
2.2 Командно-административная система…………………………………...9
2.3 Рыночная экономика …………………………………………………….14
2.4. Смешанная экономика…………………………………………………..16
Глава 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ………………………………………………………………................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..............…...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

КР по экономике 1 курс.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     К оплате труда применялся уравнительный  подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.

     Партийно-государственная  элита занимала привилегированное  положение при распределении  продукции.

     Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

     Подробнее стоит  рассмотреть механизм принятия экономических  планов.

     При сложившейся данной экономической  системе планы утверждаются в  высшем законодательном органе государства. После этого контроль над исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

     Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

     В данной системе заработная плата  в силу ее жесткого декретирования  государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.

     Процентная  ставка не может служить в командной  экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов, нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

     Слишком низкая цена на ресурсы не может  способствовать их экономному использованию.

     В условиях государственной монополии  на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

     В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

     В условиях командной системы так  называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

     Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

     Экзогенные  цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии, повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.

     Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.

     Отсутствие  безвозмездной государственной  помощи. Это значит, что государство  не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.

     Отсутствие  возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.

     Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь  имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

     В командной экономике складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что  на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

     В централизованно управляемой экономике  вся хозяйственная деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономический процесс управляется через государственную плановую комиссию, которая составляет общий план и его разделы и утверждает цены. Отдельные предприятия не являются самостоятельными субъектами, принимающими решения, они лишь пассивные получатели инструкций, обязанные исполнять плановые задания.

     Согласование  объемов производства и потребностей происходит в центральных государственных  органах. Для каждого изделия составляется план потребности и соответствующий производственный план. Выполнение планов контролируется громоздким государственным аппаратом чиновников. В качестве стимулов к труду служат ордена, награды и премии. В случае безответственного невыполнения планов существуют штрафы и лишение премий.

     Принцип выполнения плана предполагает всестороннее подчинение членов общества государству. На место свободы принятия экономических решений в системе рыночного хозяйства приходит тотальное руководство партии или государства. Таким образом, партия или государство решает, в каких пропорциях должно развиваться народное хозяйство. Сырье и рабочая сила находятся преимущественно в распоряжении тех отраслей экономики, которые по плану рассматриваются как основные направления развития. Следовательно, потребление и место работы подчинено так же централизованному планированию, так что не остается свободного выбора профессии или свободного потребления.

     Такая экономическая система была характерна для стран с коммунистической политической системой:

бывшего Советского Союза, стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Чехословакия), других стран ушедшего в прошлое социалистического блока.

     После краха коммунистических режимов  в Европе в конце 80-х годов и распада СССР в начале 90-х командная экономика была признана несостоятельной в историческом соревновании с рыночной экономикой. 

2.3   Рыночная экономика

     Рыночная  экономика является полярно противоположной командной экономической системе. Она базируется на теории неограниченной экономической конкуренции при ограниченном вмешательстве государства в экономику, использованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью и частной собственностью на ресурсы.

     Личная  свобода всех участников экономической  деятельности выступает одной из главных предпосылок чистого капитализма. Поведение каждого участника мотивируется его личными интересами. Рыночная система представляется в качестве механизма, координирующего индивидуальные решения. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.

     Одним из основных условий экономического прогресса стало юридическое  равноправие наёмного работника  и предпринимателя как участников рыночных отношений. Появилась свобода перемещения рабочей силы в пределах рынка труда, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

     Фундаментальные задачи экономического развития в данной системе решаются опосредованно, через  цены и рынок. Колебания цен служат индикатором общественных потребностей, ориентируясь на них, товаропроизводитель сам решает проблему производства и распределения пользующихся спросом товаров.

     Стремление  получения максимальной прибыли  при предельно экономном использовании  ресурсов служит мощным стимулом для развития производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

     Сторонники  чистого капитализма утверждают, что именно такая экономическая  система благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и быстрому экономическому росту. Здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве государства  в экономический процесс, которое будет только подрывать эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

     В рыночной  экономике  домашние хозяйства составляют планы закупок, а предприятия – свои производственные планы самостоятельно и независимо одно от другого. Обе стороны стремятся реализовать свои планы. Предприятия хотят, например, продавать, как можно дороже, а домашние хозяйства – покупать как можно дешевле. Через механизм рыночных цен происходит выравнивание цены спроса и предложения. Цена в условиях равновесия рынка информирует продавца и покупателя о дефиците или избытке соответственно товара.

     Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять коллективные потребности (например, здравоохранение, образование, судопроизводство), в остальном государство призвано гарантировать основные права свободной рыночной экономики.

     Свобода заключения контрактов гарантирует  производителям и потребителям право покупать и продавать по своему усмотрению, в соответствии с собственными планами хозяйственной деятельности.

     Каждому предпринимателю,  предоставлена  свобода, заняться каким-либо видом  деятельности и беспрепятственно выбирать предмет своей хозяйственной деятельности. На рынке преобладает свободная конкуренция.

     В мире, построенном на принципах свободы, каждый участник рынка сам отвечает за свои действия. Свобода гарантирует возможность зарабатывать деньги и увеличивать свою собственность.

     Уверенность гражданина или фирмы в том, что  добытую на рынке собственность  можно сохранить, обеспечивает государство. Государство гарантирует и соблюдение надлежащего правопорядка в экономической сфере, стабильность денег.

    1. Смешанная экономика
 

     Смешанную экономику отличает разнородность  входящих в её состав элементов, вследствие соединения и переплетения различных  форм хозяйства, различных формационных образований, а также более сложных сочетаний различных элементов систем.

Информация о работе Понятие экономической системы