Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:00, курсовая работа
Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система. Её структура, типы и модели”.
Передо мной стояла задача сделать выводы относительно экономического развития нашей страны, и некоторых других государств. А также ознакомиться со структурой экономической системы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
Глава 1. ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ………….................5
Основные составляющие структуры общества………………….……....5
Взаимосвязь политической и экономической системы………………....6
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ…………..8
2.1. Традиционная система……………………………………………………8
2.2 Командно-административная система…………………………………...9
2.3 Рыночная экономика …………………………………………………….14
2.4. Смешанная экономика…………………………………………………..16
Глава 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ………………………………………………………………................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..............…...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Экономический
факультет: Бухгалтерский
учет, анализ и аудит
Курсовая
работа
по
дисциплине: «Основы
экономической теории».
на
тему: «Понятие экономической
системы»
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.2 Командно-административная система…………………………………...9
2.3 Рыночная экономика …………………………………………………….14
2.4. Смешанная
экономика…………………………………………………..
СИСТЕМ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..............
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. В сложных условиях нашего государства проблема раскрытия сущности экономического развития приобретает дополнительную актуальность, так как уже длительное время не удаётся выйти на путь устойчивого экономического роста. Наоборот, потенциал кризисных явлений возрастает. К тому же смена политического курса нашей страны также заставляет критически оценить предшествующую модель экономического развития.
Главной проблемой современного периода формирование научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности в Российской Федерации.
Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система. Её структура, типы и модели”.
Передо
мной стояла задача сделать выводы относительно
экономического развития нашей страны,
и некоторых других государств. А также
ознакомиться со структурой экономической
системы.
В общую структуру общества входят четыре основные составляющие: политическая система, экономическая система, законодательная система, общественная культура как система норм и ценностей общества.
Политическая,
экономическая и
Политическая
система характеризуется
В
такой системе государство
Другие варианты политической системы стран ставят главной ценностью свободу - свободу человека, свободу производства, свободу рынка и свободу предпринимательского интереса и деятельности. Давая каждому реальную свободу, такая система делает свободной всю страну. А поскольку никто сам себе не желает зла, то при условии умело и разумно выработанных законов благосостояние каждого повышается по мере его сил и возможностей.
Такое общество называется демократическим, поскольку, беспокоясь об одном человеке, оно неминуемо заботится обо всем народе. Здесь есть и богатые, и бедные, но бедный здесь несравненно богаче среднестатистического члена тоталитарного общества.
Все экономические законы можно разделить на три основных типа:
Нам известно о традиционном, аграрном, индустриальном и информационном обществе. А только что упоминавшиеся тоталитаризм и демократия являются формами правления в обществе, то есть касаются его политической системы. Традиционной и аграрной системам отвечает нерыночная экономика, индустриальному и современному информационному - рыночная.
Никто не может остановить историческое развитие общества от аграрного к индустриальному и дальше к информационному, а следовательно - от нерыночной экономики к рыночной. Вместе с тем, в каждой стране реальная экономическая модель формируется под влиянием ее политической системы.
В странах, где имеют верховенство индивидуальные экономические интересы граждан, функционирует рыночная экономика. И наоборот, в странах, где общие интересы противопоставляют индивидуальным, не беспокоясь о каждом в частности, государство контролирует предприятия и жестко регулирует или вовсе устраняет из хозяйственной жизни личную инициативу людей. При таких условиях даже в сфере культуры человек не может полностью реализовать свои возможности.
Современные
ученые-экономисты называют четыре общих
типа экономических систем: командно-административную,
рыночную, смешанную и управляемую государством.
Первая из них является нерыночной, остальные
относятся к рыночной экономике.
Современная
классификация экономических
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Самая примитивная из всех типов экономических систем. На 2010 год используется в экономически слаборазвитых странах. Базируется на старых технологиях, доминировании ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование всевозможных форм хозяйствования при данной экономической системе. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение в традиционной системе имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство в странах с традиционной системой представлено в виде многочисленных крестьянских и ремесленных хозяйств.
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, что, безусловно, сдерживает социально-экономический прогресс.
Особенностью традиционной системы, является активная роль государства, которое направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки, беднейшим слоям населения, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода. Государство само строило и совершенствовало производственную инфраструктуру: пути сообщения, железные дороги, средства связи, стимулировало частные инвестиции в производственную и коммерческую деятельность.
Характерными
чертами командно-
Хозяйственный
механизм в такой системе предполагает
единый центр управления всеми предприятиями,
как правило, государственный, что уничтожает
самостоятельность хозяйственных субъектов.
Так же государство полностью контролирует
производство и распределение продукции,
в результате чего исключаются свободные
рыночные взаимосвязи между отдельными
хозяйствами. Материальная заинтересованность
в результате труда подрывается тем, что
руководство хозяйственной деятельностью
государственный аппарат производит с
помощью преимущественно административно-
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В
странах с командно-