Понятие экономической безопасности в концепции национальной безопасности РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:13, доклад

Описание работы

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 26.79 Кб (Скачать)

     - нарушение экономических соглашений странами-партнерами;

     - несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

     - применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;

     - непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;

     - ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

     Как показывает мировая практика, укрепление экономического потенциала и обеспечение  социально-экономической безопасности — это гарантии независимости  государства, главные условия эффективной  жизнедеятельности общества, его  стабильности, способности к устойчивому  развитию.

     С общецивилизационной точки зрения, под устойчивым развитием следует  понимать глобально управляемое  развитие всего человечества, всего  мирового сообщества, имеющее целью  сохранение биосферы и существования  человечества, их непрерывное развитие. В этом смысле устойчивым сообществом  может быть только мировое сообщество, человечество в целом, ибо биосфера и ноосфера — единый организм планеты  Земля.

     Устойчивое  развитие — глобальная стратегия, которая  может успешно реализовываться  не в отдельной стране, а на планете  в целом. Однако каждое государство  должно определить свою национальную стратегию участия в движении к общечеловеческой цели.

     Республикой Беларусь, первой из стран СНГ, была разработана и в 1997 г. одобрена Правительством Национальная стратегия устойчивого  развития (НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004 г. завершена разработка и  утверждена Правительством Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, в которой выделен  раздел «Потенциальные угрозы устойчивому  развитию и пороговые значения показателей  социально-экономической и экологической  безопасности».

     Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспечение динамичного экономического роста, стабильной социально-политической ситуации, сбалансированности реального  и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких  технологий; осуществление хозяйственной  деятельности на основе массового внедрения  энерго- и ресурсосберегающих технологий; целенаправленные изменения структуры  личного и общественного потребления; формирование эффективной системы  устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования. Все это будет  способствовать формированию социально  ориентированной экономики страны и обеспечению ее национальной безопасности.

     Экономическая безопасность — это такое состояние  национальной экономики, которое позволяет  обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных  внутренних и внешних факторов, достаточное  удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.

     Обеспечение экономической безопасности — это  создание государством условий, гарантирующих  недопущение нанесению хозяйству  страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.

     Экономическую безопасность следует рассматривать  как систему взаимосвязанных  уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных  предприятий, личности.

     Под международной экономической безопасностью  понимается такое состояние международных  отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных  стран в решении национальных и интернациональных экономических  проблем, свободный выбор и осуществление  ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном  разделении труда.

     Экономическая безопасность страны представляет собой  сложную систему, важнейшими составляющими  которой являются следующие виды безопасности:

     - производственная;

     - финансовая;

     - продовольственная;

     - энергетическая;

     - инфраструктурная;

     - инновационная;

     - внешнеэкономическая.

     Производственная  безопасность — основа экономической  безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень  последней. Производственная безопасность определяется способностью реального  сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных  внешнеэкономических связей.

     Финансовая  безопасность страны охватывает все  секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также  внешнеэкономическую деятельность.

     Устойчивость  финансовой системы определяется уровнем  дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков  и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового  рынка и рынка ценных бумаг, размерами  внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

     Продовольственная безопасность является как самостоятельным  направлением, так и составной  частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой  практике для характеристики состояния  продовольственного рынка и в  целом экономики стран или  группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.

     В Республике Беларусь разработана и  в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция национальной продовольственной  безопасности.

     Энергетическая  безопасность является важнейшим слагаемым  экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).

     Энергетическая  безопасность, по определению Мирового энергетического совета, — это  наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических  условиях.

     Инфраструктурная  безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически  важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью  железнодорожных и автомобильных  магистралей, газо- и нефтепроводов.

     К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности  общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно  обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение  и др.) К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения  и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

     Главная задача инфраструктурной безопасности — обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий  жизнедеятельности населения.

     Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

     Основным  показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

     Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.

     Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов  белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических  процессов.

     Экономическая безопасность тесно взаимосвязана  с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами  национальной безопасности.

     Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

     В настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей  стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени  износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, доли заработной платы в доходах населения  и уровня рентабельности экономики. Реализация Национальной стратегии  устойчивого развития позволит уже  в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим  показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений.

 

     

Информация о работе Понятие экономической безопасности в концепции национальной безопасности РБ