Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:13, доклад
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В. Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы».
Обеспечение
экономической безопасности - это
гарантия независимости страны, условие
стабильности и эффективной
Экономическая
безопасность - это совокупность условий
и факторов, обеспечивающих независимости
национальной экономики, её стабильности
и устойчивость, способность к
постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Для лучшего понимания сущности
экономической безопасности важно
уяснить её связь с понятиями
развитие и устойчивость. Развитие
- один из компонентов экономической
безопасности. Ведь если экономика
не развивается, то резко сокращаются
возможности её выживания, а также
сопротивляемость и приспособляемость
к внутренним и внешним угрозам.
Устойчивость и безопасность - важнейшие
характеристики экономики как единой
системы. Их не стоит противопоставлять,
из них каждая по-своему характеризует
состояние экономики. Устойчивость
экономики характеризует
Для
экономической безопасности значение
имеют не сами показатели, а их пороговые
значения. Пороговые значения - это
предельные величины, несоблюдение значений
которых препятствует нормальному
ходу развития различных элементов
воспроизводства, приводит к формированию
негативных, разрушительных тенденций
в области экономической
В нашей стране впервые пороговые значения и показатели социально-экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в марте 1997 г. Расширенное исследование проблем экономической безопасности осуществлялось в НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (с 1997 г. в рамках Государственной научно-технической программы «Экономика и социальная политика»), а также в Институте экономики Национальной академии наук Беларуси и Институте национальной безопасности Республики Беларусь.
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система
показателей-индикаторов, получивших
количественное выражение, позволяет
заблаговременно
Следовательно,
можно сделать вывод, что за пределами
значений пороговых показателей
национальная экономика теряет способность
к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность
на внешних и внутренних рынках,
становится объектом экспансии инонациональных
и транснациональных монополий,
разъедается язвами коррупции, криминала,
страдает от внутреннего и внешнего
грабежа национального
-
экономического роста (
-
характеризующие природно-
-
характеризующие динамичность
-
качества жизни (ВВП на душу
населения, уровень
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
-
предельно допустимый уровень
снижения экономической
-
предельно допустимое снижение
уровня и качества жизни
-
предельно допустимый уровень
снижения затрат на
Глобализация мировых процессов обострила проблему национальной безопасности отдельных стран, которые начали разрабатывать свои стратегии национальной безопасности.
Конституцией Республики Беларусь определено, что Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета страны, ее национальной безопасности и территориальной целостности.
Указом
Президента Республики Беларусь в 2001 г.
утверждена Концепция национальной
безопасности Республики Беларусь, которая
содержит методологические основы построения
системы обеспечения
Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются:
- определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
- выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности;
- разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
- динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития;
- в сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и систем собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, уменьшение научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
- равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
- создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему;
- сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;
- преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека;
- совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- эффективное использование национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование;
- поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;
- обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
- совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.
Для обеспечения национальной безопасности необходимо неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.
Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:
- недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
- изношенность производственных мощностей;
- недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;
- малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
- ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;
- высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.
К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести:
- принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;
- возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в стране;
- вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, продукции;
Информация о работе Понятие экономической безопасности в концепции национальной безопасности РБ