Понятие идеологии во внешней политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Политика теснейшим образом связана с идеологией. Идеологию можно определить как некий строительный проект или эскиз, на основе которого конструируются структуры и функции власти в том или ином обществе. Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, властных отношений и т.д. Они основывается на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой модели. Идеология выполняет одновременно интегративную и разграничительную функции: первую, скажем, для сплачивания членов той или иной партии, а вторую - для отделения этой партии от других партий. Идеология ориентирована на непосредственные политические реалии и действия, на политический процесс и исходит из соображений привлечения наивозможно большей поддержки. Поэтому, естественно, она носит ярко выраженный тенденциозный характер.
Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми, институтами, партиями, сообществами и т.д. как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать те или иные политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Важнейшая функция идеологии состоит в том, чтобы отделить то или иное сообщество или группу от остальных сообществ и групп.
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с понятием «идеологии», и ее место во внешней политике. Так же рассматриваются такие вопросы как: конфликт идеологии и образование «трех миров», сущность идеологической борьбы между двумя блоками, идеология в постконфроционном мире, во второй части вопроса рассматривается понятие национализма как идеологии.
При написании работы были использованные различные статьи из журналов, периодики, и книг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 МЕСТО ИДЕОЛОГИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ………………………5
1.1 Понятие идеологии во внешней политике…………………………..5
1.2 Конфликт идеологий и образование «трех миров»………………...11
1.3 Сущность идеологической борьбы между двумя блоками………...15
1.4 Идеология в постконфроционном мире……………………………..18
2 НАЦИОНАЛИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

ГЕОПОЛИТИКА.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     XIX в. является периодом «сотворения национализма». Однако нет единого мнения, что понимать под национализмом. У. Бейджгот отмечал: «Мы знаем, что это (национализм) такое, когда нас об этом не спрашивают, но мы не можем без запинки объяснить или определить его». Существует мнение, которое ставит под сомнение сам факт существования национализма.

      Вместе  с тем были и такие авторы, которые, будучи убежденными в реальности и силе национализма, выступали с радикальными лозунгами предоставления всем нациям возможности создать собственное государство. Так, в определенной степени вы ражая популярные в тот период умонастроения, швейцарский исследователь международного права И.К. Блюнчли писал в 1870 г.: «В мире должно быть столько же государств, сколько в нем раз личных наций. Каждая нация должна иметь свою государственность, а каждое государство должно строиться на национальной основе».

     Поэтому, споры и дискуссии по данному  вопросу в наши дни не только не прекратились, но и приобрели новый  импульс. Они сосредоточились вокруг вопросов о том, что такое национализм и национальная идея, когда они возникли, какую роль сыграли в общественно-политическом процессе, какова их роль в современном и грядущем мире, что первично – нация или государство, как они соотносятся друг к другу /13, с. 150/.

     Легальная власть, пытаясь стать правовой, устанавливает основной закон страны – конституцию, в которой закрепляет свою идеологию. В конституции получает оформление официальная государственная идеология. Совпадение официальной государственной идеологии с общепризнанными социально-политическими ценностями гражданского общества делает ее легитимной. Когда конституционные установления принимаются, уважаются и поддерживаются гражданами страны, государственная идеология приобретает статус «национальной идеи». Легитимная конституция – это вместилище национальной идеи, сама эта идея. Если же конституция не легитимна, активизируются поиски другой «национальной идеи».

     В Конституции РФ принятой 12 декабря 1993г. зафиксирован окончательный разрыв с советским строем и его официальной идеологией, авторы новой Конституции в ст. 13 записали: «1. В Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

     Национальное  государство лишь в течение примерно 200 лет выполняет роль главного субъекта власти и регулятора общественных и политических отношений, в том числе и международных. Германия и Италия вышли на общественно-политическую авансцену лишь во второй половине XIX в. Целый ряд национальных государств – Югославия, Чехословакия, Финляндия, Польша, прибалтийские страны появились на политической карте современного мира лишь после первой мировой войны в результате распада Австро-Венгерской, Оттоманской и Российской империи.

     Сама  проблема нации и национализма пересекается с социально-экономическими, политическими, технологическими изменениями.

     «Наш» российский национализм носит отчетливо  выраженный агрессивный характер и  предполагает не только негативное отношение  к политике «чужих» государств, но и неприятие их граждан. Подобные установки получили широкое распространение среди россиян. Согласно данным опроса, проводившегося ВЦИОМ в октябре 2005г. в 46 регионах РФ, 42% наших соотечественников вообще не находят у западноевропейцев положительных черт, 15% полагают, что жителей Европы интересуют только деньги, а 10% считают их высокомерными, расчетливыми, эгоистичными. Антиамериканизм и антизападничество стали само собой разумеющимся и привычным в современной России /5, с. 67/.

     Многие  исследователи считают, что не нации создают государства и национализм, а наоборот, они создаются государством.

     Английский  экономист и историк подчеркивал, что нации представляют собой «дуалистический феномен, создаваемый преимущественно сверху, но который невозможно понять без изучения процессов, шедших снизу, т.е. без чаяний, надежд, потребностей, желаний и интересов простонародья, которые не всегда были национальными, но от этого не становились менее националистическими».

     Распространение рыночных отношений, расширение зон  свободной торговли, с одной стороны, ведут к сближению и усилению интеграции стран, а с другой стороны, поощряют изоляционистские силы конфликтов.

     Как показывает исторический опыт, национализм  может выступать в качестве фактора  мобилизации народов на борьбу за свое освобождение, источника творческого порыва. Националистическая идея оказалась устойчивой в течение последних полтора- двух столетий. В то же время национализм может служить катализатором разного рода конфликтов, холодных и горячих войн /14, с. 55/.

     Привлекательность национализма состоит в его способности превращать банальные, повседневные действия в источник национальной гордости, усматривать в них элементы проявления свободы и самовыражения.

     Новейшие  тенденции общественно-исторического  развития чреваты стиранием традиционных различий между дозволенным и недозволенным, допустимым и неприемлемым, нормальным и ненормальным. Национализм же несет в себе обещания восстановить нормальный порядок, все снова поставить на свои места и освободить людей от страха перед современностью, а также трудной и мучительной необходимостью самим принимать решения. Этот момент приобретает особую значимость, если учесть, что каждой стране, каждому народу предстоит состязаться с другими странами и народами, чтобы занять лучшие позиции в формирующемся новом мировом порядке.

      В нашем веке имели место три  периода всплеска национализма, совпавшие с образованием новых государств и получением независимости многими ранее зависимыми странами: первый -сразу по окончании первой мировой войны; второй – после второй мировой войны, за которой последовали распад колониальных империй и образование множества независимых стран Азии и Африки; третий – период антикоммунистических революций в Центральной и Восточной Европе, а также распад советского блока и самого СССР /12, с. 40/.

     Мирные  договоры, составившие Версальско-Вашингтонскую  систему после первой мировой  войны, внесли вклад в национально-государственное  строительство. Одним из общепризнанных принципов, как было объявлено на Версальской мирной конференции в 1919г., является признание права нации на самоопределение. Согласно этому принципу, на месте распавшихся многонациональных империй предусматривалось создать множество самостоятельных национальных государств. Уже в тот период обнаружились непреодолимые трудности на пути реализации этого принципа.

     Во-первых, на практике он был выполнен лишь в  отношении некоторых народов  Оттоманской и Австро-Венгерской империи, потерпевших поражение  в войне, а также в России. Но и здесь были внесены коррективы. Так, в Севрском договоре были учтены и признаны права и привязанности курдского народа, предусматривалось перераспределение территорий в их пользу. Однако договор не был ратифицирован, а в договоре, заключенном в Лозанне в 1923г., игнорировались положения Севрского договора, касающиеся курдов. Лишь несколько государств можно было назвать национальными в собственном смысле слова. Это – Польша, Финляндия, прибалтийские страны. Чехословакия стала государственным образованием, сформировавшимся в результате соединения двух народов – чехов и словаков, а Югославия – нескольких народов: сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев-мусульман.

     Во-вторых, в восточно-европейских странах  сохранились значительные национальные меньшинств, не сумевшие получить свою государственность. Так население созданной Чехословацкой республики состояло из 64,8% чехов и словаков и 23% немцев. В Польше проживало 69,2% поляков, 14% украинцев, 7,8% евреев, 3,9% немцев и 3,9% русских.

     В-третьих, в многонациональной Российской империи, несмотря на выход из нее Финляндии, Польши и прибалтийских стран, процесс самоопределения народов был прерван в начале и оказался отложенным на семь десятилетий.

     В-четвертых, заправилы Версальской конференции  даже не ставили на обсуждение вопрос о предоставлении независимости народов, победившим в войне с колониальными империями Великобритании и Франции /4, с. 124/.

     Мощный  импульс национализм получил  в ходе второй мировой войны, и после ее окончания. Началось широкое национально-освободительное движение колониальных и зависимых народов, в результате которого произошел распад колониальных империй и образование большого числа новых независимых государств.

     В наши дни мир стал еще теснее, но разнородные национальные, культурные, религиозные или иные группы в  рамках или вне рамок существующих сообществ, требуют для себя автономии. Так, мы являемся свидетелями мирного распада Чехословакии на два самостоятельных государства и братоубийственной трагедии, сопутствующей распаду Югославии.

     Событием  всемирно-исторического масштаба, приведшими к переустройству самого мирного порядка, стали распад Советского Союза и образование новых государств.

     Сила  национализма состоит в том, что он соединяет индивидуальные социокультурные приверженности людей с государством, которое способно действовать в плане защиты и гарантий сохранения национально-культурной идентичности народа. И в будущем конфликты будут возникать между государствами по поводу государственного суверенитета, расчленения, консолидации государства, а также между различными группировками, выступающими за создание собственного самостоятельного государства.

     Особое  значение имеет то, что не все  существующие в настоящее время  народы и этносы способны создавать  и поддерживать самодостаточные  жизнеспособные государственные образования. В современном мире нет и не может быть полностью независимых от внешнего мира в смысле полной самодостаточности стран. Поэтому большинство стран являются, по сути дела, многонациональными. Во многих из них роль доминирующей нации в той или иной форме оспаривается другими национальными группами. Существует множество народов без собственной государственности. Как показывает исторический опыт, территориальный подход редко приводит к удовлетворительному разрешению национального вопроса. Албанцы в Сербии, венгры в сопредельных государствах, курды в Ираке, Турции, Иране. Эти проблемы настолько сложны, что никакая перекройка не поможет, лишь еще более усугубит ситуацию /9, с. 132/.

     В наши дни национальные конфликты  поддаются удовлетворительному  урегулированию путем изменения национальных границ. Если бы все существующие в современном мире нации, народы, этносы претендовали на создание собственных независимых государств, и попытались реализовать эти претензии, неустойчивость миропорядка многократно усилилась и само существование государств было бы поставлено под вопросом.

     На  земле существует огромное число  потенциальных наций, во много раз  превосходящее возможное число  потенциальных государств. По некоторым данным, в настоящее время в мире насчитывается 8000 языков, не считая диалектов. Потенциальное число новых национальных государств исчисляется десятками, но не как ни сотнями /8, с. 127/.

     Реализация  интересов одного этноса часто задевает интересы другого этноса. Многие этносы во всех регионах земного шара либо малочисленны, либо уже живут некомпактными группами, а перемешаны друг с другом и поэтому не вправе реально претендовать на создание собственных суверенных национальных государств.

      Рост  числа государств может стать  фактором, способствующим увеличению неопределенности и международной нестабильности. Как показал опыт 90-х годов, распад сколько-нибудь многонационального государства может привести к распаду устоявшихся властных структур и нарушению баланса власти и интересов, а это, в свою очередь, к росту неопределенности и не устойчивости. События на постсоветских пространствах показывают, что такой распад чреват непредсказуемыми кровавыми последствиями, в которых даже в долгосрочной перспективе проигрыш для большинства вовлеченных сторон явно перекрывает все возможные приобретения.

      Этот  факт приобретает особую значимость, если учитывать, что на смену характерной  для биполярного периода определенности приходит неопределенность, способная питать недоверие стран и народов друг к другу. Следует отметить и то, что не редко национальные движения, в идеологии которых преобладает этническое начало, довольно быстро исчерпывают свой мобилизационный потенциал. Более того, они создают благоприятную почву для утверждения авторитарных и тоталитарных режимов /5, с. 68/.

      Национализм - это прежде всего социокультурный феномен, имеющий много общего с религией и идеологией. Национализм определяет контуры видения мира. Во многих случаях он выступает лишь в качестве своеобразной оболочки для реализации интересов и мотивов, например, стремление участвовать в дележе материальных ресурсов, завоевании власти и авторитета, преодолении психологических и идеологических комплексов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Внешняя политика того или иного государства  определяется множеством параметров, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические  традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности.

Информация о работе Понятие идеологии во внешней политике