Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа
Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления является самостоятельной отраслью знания, которая формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы дисциплин, которые были перечислены выше, касающиеся управления. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Цель данной работы – это ознакомление с технологией организации системы управления, её подробное теоретическое и практическое рассмотрение. Перед собой я поставила следующие задачи: прогнозирование процессов, происходящих в системе управления, подробное рассмотрение управленческой деятельности, ознакомление с функциями и принципами управления, а так же сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………... 3
ГЛАВА I.
1.1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ…………………………………… 4
1.2 ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………… 5
ГЛАВА II.
2.1 ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА….. 6
2.2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………. 7
2.3 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………….. 9
2.4 ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ……...…. 11
2.5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ………....….... 15 2.6 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………..……… 20
2.7 ПРИНЦИПЫ СИСТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………..………………. 23
ГЛАВА III.
3.1 ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ………...……………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...………………… 30
- коммутация;
- интеграция;
- реализация;
- взаимосвязь ресурсов.
Организационная функция:
- обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемое;
- связана с созданием необходимых условий для достижения поставленных в процессе планирования целей;
включает в себя:
- распределение работы среди персонала;
- группировку задач в логические блоки;
- создание подразделений (отделов, секторов);
- координацию работы подразделений.
Мотивация
- функция управления, имеющая целью
активизировать
деятельность людей и побуждать их эффективно
трудиться для выполнения целей, определенных
в планах.
Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно эффективно воздействовать на него. При этом важно помнить, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание и приоритеты потребностей могут меняться. Кроме того, следует учитывать, что истинные побуждения, которые заставляют человека прилагать максимум усилий, как правило, завуалированы и скрыты как для посторонних людей, так и для самого индивида.
Мотивация осуществляется с помощью таких методов, как:
- поощрение;
- принуждение;
- инициирование и т. д.
Координация
- это согласование усилий исполнителей
для решения
задач организации и достижения ее целей.
Координация реализуется:
- через кооперацию;
- взаимодействие;
- регистрацию и т.д.
Управление, по сути, включает в себя 2 момента - стимулирование и координацию деятельности людей в рамках определенной социально-экономической системы. В то же время в практике управления основное внимание уделяется организационному аспекту. Однако опыт показывает, что стимулирование - наиболее эффективный фактор изменения поведения людей.
Контроль представляет собой процесс сопоставления результатов с целями, выявление отклонений и необходимости корректировки целей.
Обычно при контроле используются:
- сравнение;
- оценка;
- персонализация и т. д.
Наука
управления имеет в своей основе ряд принципов.
В научной учебной литературе нет единой
классификации принципов управления.
2.7 ПРИНЦИПЫ СИСТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Для изучения и совершенствования системы управления важное значение имеют принципы управления, сформулированные А. Файолем:
- разделение труда. Это необходимо для выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы;
- полномочия и ответственность. Означает делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы;
- дисциплина. Предполагает соблюдение достигнутых между работниками и руководством соглашений. Их нарушение ведет к санкциям;
- единоначалие. Получение приказа и отчет только перед одним непосредственным начальником;
- единство действий. Каждая группа, действующая на достижение одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
- подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами фирмы или организации большего масштаба;
- вознаграждение. Для того чтобы обеспечить высокую трудовую отдачу работников, они должны получать справедливую зарплату;
- централизация. Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией (сосредоточением управления в одном месте, в одних руках) и децентрализацией (передачей прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние);
- скалярная цепь. Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии должны представлять собой непрерывную цепь команд ("цепь начальников");
- порядок. У каждого работника должно быть свое рабочее место;
- справедливость. Претворение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи;
- стабильность персонала. Установка работников на лояльность организации и долгосрочную службу. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы организации. При этом следует учитывать, что посредственный работник, как правило, держится за место, в то время как талантливый - нередко склонен к перемене мест работы;
- инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений и действий в границах их полномочий и работ;
- корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации ("в единении - сила").
При этом А. Файоль считал, что число принципов управления неограниченно.
Принципы
управления нельзя считать абсолютной
истиной. Их следует рассматривать прежде
всего как инструмент, позволяющий влиять
на сложный мир взаимоотношений между
людьми. Принципы управления подсказывают
субъекту управления, как разумнее воздействовать
на управляемую систему в конкретной ситуации
и какую реакцию скорее всего следует
ожидать на управляющее воздействие. Но
следует также помнить, что управленческие
отношения сложнее самых правильных принципов
и требуют творческого начала от субъектов
управления.
ГЛАВА III.
3.1 ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Все вышеперечисленные моменты можно увидеть на примере концерна «Энергия».
Успешный вариант конверсии и вхождения в рынок крупного предприятия продемонстрировал воронежский концерн «Энергия». За шесть лет он удвоил выпуск продукции, утроил объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в 4 раза и более увеличил производство товаров народного потребления. Концерну удалось сохранить темпы жилищного и социального строительства, своими силами им был построен кирпичный завод. Все это было осуществлено при неизменной численности работающих.
В концерне «Энергия» задумались над неизбежностью конверсии раньше других. Не пользуясь льготами, положенными оборонщикам, коллектив концерна был вынужден постоянно решать проблему выживания.
Первым серьезным шагом в реорганизации концерна стало формирование научно-производственных комплексов (НПК). Для промышленности России создание НПК на базе конструкторских отделов и производственных цехов — не новинка. Однако в концерне «Энергия» довели эту идею до логического завершения, объединив научные, производственные и экономические интересы. НПК занялись маркетингом: изучением спроса; разработкой, производством и сбытом продукции. В концерне образовано 20 НПК. На них легла основная тяжесть перехода с военной продукции на мирную, и они справились с этой задачей.
Концерн выступил инициатором создания и учредителем коммерческого банка «Энергия». Открытие банка решило проблему финансовой самостоятельности подразделений концерна.
Работники концерна стали получать зарплату через свой банк, а это позволило внедрить систему самокредитования. Ведь далеко не все работники берут зарплату со своих счетов полностью, и невостребованные суммы можно пустить в оборот. Поэтому резко (в 5 раз) сократился удельный вес кредитов Госбанка РФ.
Концерн «Энергия» отказался от традиционной вертикальной (линейно-функциональной) структуры управления производством. Сейчас в нем более 100 экономически и юридически самостоятельных предприятий. Различна численность их работников, разнообразны формы собственности. В целом «Энергия» — это акционерное общество закрытого типа. Более 80% работников стали совладельцами собственности, выкупив акции.
Идеология, принятая в концерне «Энергия», такова: коллектив — это семья. Она гарантирует всем ее работникам постоянную работу, но не постоянное место работы, которое может меняться в зависимости от экономической целесообразности.
На
мой взгляд это предприятие решило проблемы
современного управления, оно способно
эффективно функционировать и развиваться
в жесткой конкурентной среде. Организационная
стратегия больше направлена на сокращение
силовых административных воздействий,
запретительных механизмов, расширение
зоны использования внутренних сил самой
организации, мотивации трудом и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев данную тему, мне стало понятно, что управление организацией представляет собой достаточно сложную работу, к которой надо относиться ответственно, её нельзя выполнять формально, используя известные рекомендации.
Руководитель
должен понимать сущность организации,
общие управленческие истины и значимость
переменных факторов, которые отличают
одну ситуацию от другой. При выполнении
своих функций руководитель должен поступать
творчески, умело маневрируя имеющимися
ресурсами, «встраивая» свои знания и
опыт в реальную действительность с выгодой
для организации, общества и для себя.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ